Устройство для привода и отключения агрегатов

 

312058

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сова Соеетсиих

Социалистичесних

Респуолии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства М

Заявлено 12.Ч1.1968 (№ 1248215/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 19Х!11.1971. Бюллетень ¹ 25

Дата опубликования описания 4.Х.1971

МПК F 01р 5 02

Комитет по делам изооретений н открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.43.03(088.8) Авторы изобретения

П. А. Валов, И. Д. Соболев и В. В. Таммор

Заявитель

1 (УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА

И ОТКЛЮЧЕНИЯ АГРЕГАТОВ

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, например, в двигателях внутреннего сгорания, где требуется автоматическое включение и выключение вентилятора системы охлаждения в зависимости от температуры охладителя.

Известно устройство для привода и отключения агрегатов, преимущественно вентилятора для регулирования потока воздуха, содержащее корпус, ведущий вал, ведомый вал, 10 связанный с дисковой фрикционной муфтой, и элемент ее включения, представляющий собой гидроцилиндр с поршнем и каналами подвода и отвода рабочей жидкости.

Недостатком такого устройства являетсято, 15 что оно может быть применено только в двигателях внутреннего сгорания с ременным приводом вентилятора, так как в случае применения вентилятора с жестким приводом на вентилятор и его крепление передаются зна- 20 копеременные крутильные колебания, приводящие к поломке устройства.

Целью изобретения является ограничение передаваемого муфтой крутящего момента и обеспечение возможности поглощения кру- 25 тильных колебаний.

Для этого поршень предлагаемого устройства выполнен с упорами и снабжен нажимным подпружиненным диском, взаимодействующим с указанными упорами и с дисками фрикционной муфты, причем поршень имеет собственный упор, ограничивающий его перемещение в краинем положении.

На фиг. 1 представлено устройство для привода и отключения агрегата при выключенном вентиляторе, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез по Б — Б на фиг. 1.

Устройство содержит ведущий вал 1, установленный в подшипниках 2 и 3, которые вмонтированы в корпус 4, прикрепленный к передней крышке 5 двигателя.

На одном конце ведущего вала 1 со стороны двигателя неподвижно установлена шестерня б, получающая вращение от шестерен механизма газораспределения. Другой конец ведущего вала 1 имеет стаканообразную часть 7 с фланцем 8. С одной стороны фланца 8 установлен шкив 9 привода агрегатов двигателя, а с другой стороны — крышка 10.

Между фланцем 8, шкивом 9 и крышкой 10 установлены уплотнительные прокладки 11.

Соосно с ведущим валом 1 установлен ведомый вал 12, который вращается в подшипниках 13 и 14, вмонтированных в расточку стаканообразной части 7 и крышку 10.

Ведомый вал 12 имеет фланец 15, на котором закреплена крыльчатка 1б вентилятора.

Со стороны торца стаканообразной части 7 выполнены пазы 17, в которых установлены

31

3 ведущие диски 18 фрикционной муфты и упорный диск 19.

На наружной поверхности ведомого вала12 выполнены пазы 20, в которых установлены ведомые диски 21, имеющие разжимные пружинящие усики 22.

Внутри стаканообразной части 7 установлен поршень 23, имеющий упоры 24 и пазы 25.

Через пазы 25 внутрь поршня 28 введен и повернут нажимной диск 26, являющийся одновременно опорой пружин 27, заключенных между нажимным диском 26 и фасонной пластиной 28, которая опирается на днище поршня 28 и с помощью фиксаторов 29 препятствует проворачиванию нажимного диска 26.

На периферийной части упорного диска 19 имеются держатели 80 отжимных пружин 81.

К крышке 10 примыкает ограничитель перемещения — упор 32 упорного диска 19.

Для .подвода рабочей жидкости в корпусе 4 имеется отверстие 88, к которому подсоединен трубопровод 84, идущий от автоматического устройства включения и выключения вентилятора.

В расточку корпуса 4 вмонтировано уплотнение 85 с кольцами 86, имеющее радиальное отверстие 87. Распорная втулка 38 подшипников 2 и 3 имеет радиальное отверстие 89 и кольцевую расточку 40, соединяющую отверстие 89 с радиальным отверстием 41 и осевым отверстием 42 в ведущем валу 1.

В ведомом валу 12 предусмотрено осевое отверстие 48 и радиальные отверстия 44, сообщенные с кольцевым пространством 45 под поршнем 23.

В крышке 10 выполнены углубления 46,соединенные отверстиями 47 во фланце 8 и пазами 48 в шкиве 9 с кольцевой камерой 49.

В последней установлен маслоотражательный диск 50, на котором закреплена черпательная трубка 51, сообщающаяся с каналом 52, выполненным в корпусе 4.

Устройство работает следующим образом.

При неработающем двигателе вентилятор находится в отключенном положении. После пуска и достижения температурного состояния двигателя, близкого к высшему оптимальному, с помощью автоматического устройства рабочая жидкость под давлением по трубопроводу 34 поступает в отверстие 38. Далее через отверстия 87, 89, расточку 40, отверстия 41 и

42 жидкость поступает в осевое отверстие 43 ведомого вала 12, а затем через радиальные отверстия 44 — в кольцевое пространство 45 и, воздействуя на поршень 28, перемещает его вместе с упорным диском 19 в осевом направлении. Благодаря тому, что нажимной диск26 посредством пружин 27 прижат к упору 24 поршня 28, нажимной диск 26 перемещается в осевом направлении и, воздействуя на диски 18 и 21 фрикционной муфты, выбирает зазоры между ними.

После сжатия ведущих 18 и ведомых 21 дисков ведомый вал 12, а, следовательно, и

2058

16 вентилятора начинают вракрыльчатка

Предмет изобретения

Устройство для привода и отключения агрегатов, преимущественно вентилятора для регулирования потока воздуха, содержащее кор65 щаться.

Поршень выбран такого размера, что создаваемое им усилие обеспечивает передачу крутящего момента фрикционной муфтой к вентилятору при минимально допустимых давлениях рабочей жидкости.

Пружины 27 рассчитаны на такое усилие, которое обеспечивает передачу необходимого

10 крутящего момента от ведущего вала к вентилятору независимо от максимального значения давления рабочей жидкости, т. е. когда давление рабочей жидкости возрастает до такой величины, что усилие, развиваемое порш15 нем, превышает расчетное усилие пружин 27, необходимое для передачи крутящего момента, поршень, деформируя пружины 27 и отжимные пружины 81, перемещается до упора 82.

20 Длина упора 82 выбрана из условия обеспечения зазора между полностью сжатыми ведущими 18 и ведомыми 21 дисками и упорным диском 19, прижатым к упору 82.

Таким образом, на ведущие 18 и ведомые22

25 диски фрикционной муфты действует только нажимной диск 26 с усилием, развиваемым пружинами 27.

Значение величины момента крутильных колебаний, передаваемых на вентилятор, намно30 ro превосходит величину номинального крутящего момента, поэтому благодаря органиченному усилию, развиваемому пружинами 27, фрикционные диски проскальзывают, и крутильные колебания поглощаются. Подобная

35 конструкция устройства, ограничивающего передаваемый крутящий момент, может быть выполнена в соответствующей полости или углублении крышки 10.

После того как температурное состояние

40 двигателя достигнет значения, близкого к низшему оптимальному, автоматическое устройство прекращает подачу рабочей жидкости в устройство.

Находящаяся во внутренней полости 45 ра45 бочая жидкость под действием центробежных сил, а также пружин 27 и 81 через зазор между поршнем 23 и стаканообразной частью 7 или по специальным каналам перетекает во внутреннюю полость крышки 10.

50 Далее по углублениям 46, отверстиям 47 и пазам 48 рабочая жидкость поступает в кольцевую камеру 49 к черпательной трубке 51 и по каналу 52 попадает в картер двигателя.

По мере освобождения полости под порш55 нем от рабочей жидкости поршень перемещается в обратном направлении сначала под действием пружин 27, а затем — пружин 81.

Диски фрикционной муфты расходятся, и вентилятор отключается.

312038 пус, ведущий вал, ведомый B2ë, связа:шый с дисковой фрикционной муфтой, и э,:емент ее включения, представляющий собой гидроцилиндр с поршнем и каналами подвода и отвода рабочей жидкости, отличающееся тем, что, с целью ограничения передаваемого муфтой крутящего момента и обеспечения возможнос1и —.о: лощени-i крутильных колебаний, поршень выполнен с упорами и снабжен нажим ым подпрухкиненным диском, взаимодействующим с упорами и дисками фрикционной муфты, причем поршень имеет собственный

yriop, ограничивающий его перемещение в крайнем положении.

Фиг, 2

Составитель И. Щербатенко

Редактор Е. С. Братчикова Техред Л. Л. Евдонов Корректор О. И. Волкова

Заказ 2751/15 Изд. № 1145 Тира>к 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, OK-35, Раушская наб., д 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для привода и отключения агрегатов Устройство для привода и отключения агрегатов Устройство для привода и отключения агрегатов Устройство для привода и отключения агрегатов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, в частности в их системе охлаждения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способу выполнения антикоррозионного покрытия на сплаве Mg, на изготовленных из этого сплава деталях и бытовых электрических приборах, аудиосистемах и т.д.; использования материалов с таким антикоррозионным покрытием; а более конкретно, оно касается деталей из сплава Mg, имеющих высокую коррозионную стойкость, приобретаемую за счет обработки путем химического превращения, безвредной для окружающей среды; использования этих деталей; раствора для обработки путем химического превращения и способа формирования антикоррозионного покрытия

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в приводах станочного, строительного, подъемно-транспортного, бытового и сельскохозяйственного оборудования на базе двигателей с высотами оси вращения 71112 мм и мощностью до 10 кВт

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, преимущественно силовых установок локомотивов

Изобретение относится к производству двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для охлаждения атмосферным воздухом жидкостей, циркулирующих в системах силовой установки

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям охлаждающих устройств локомотивов
Наверх