Муфта пусковая

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

3129 88

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 05.Х.1970 (№ 1476532/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 31.Ч111,1971. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 11.Х.1971

МПК F 16d 3?/ОО

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.825.7(088.8) Авторы изобретения

В. Г. Новиков, В. И. Остапчук и Л. К. Тернов-Троп

Черновицкий машиностроительный завод

Заявитель

МУФТА ПУСКОВАЯ

Изобретение относится к общему машиностроению и может найти применение в приводах машин с тяжелыми условиями пуска, например в приводах размольного оборудования, тепловых электростанций и крупных котельных, вентиляторов и т. и.

Применение пусковых муфт вместо соединительных дает возможность значительно снизить мощность приводных электродвигаT?лей, повысить их долговечность, а следовательно, снизить основные и эксплуатационные затраты.

В настоящее время применяются, в частности, для привода молотковых мельниц-вентиляторов дробевые муфты с одной фрикционной связью между полумуфтами. Опыт эксплуатации таких муфт на тепловых электростанциях показал, что лри возникновении длительных перегрузок, характерных для работы размольного оборудования тепловых электростанций, начинается относительное проскальзывание полумуфт, сопровождающееся значительным выделением тепла и последующим свариванием муфты. Наличие только одной фрикционной связи снижает также четкость и надежность электрической защиты электродвигателя.

Известна также пусковая центробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту, снабженную зубчатыми венцами, и,ведомую полумуфту,со смонтированным устройством для жесткого соединения лолумуфт по окончании пуска. Это устройство выполнено в виде радиально установленных внутри муфты герметичных цилиндров, заполненных жидкостью, связанных пружиной со ступицей ведомой полумуфты и снабженных зубчатыми кулачками, входящими в зацеплении с зубчатым венцом ведущей полумуфты, причем внутри цилиндров расположены подпружиненные поршни, имеющие сквозные дроссельные отверстия и отверстия. с обратным клапаном.

Опыт проектирования, изготовления и предварительных испытаний муфт указанной конструкции выявил в них ряд весьма существенных недостатков: сложность и трудоемкость изготовления обусловленная наличием полостей, заполненных жидкостью, и высокой точностью обработки сопрягаемых поверхностей (шток— гильза, шток — крышка цилиндра), наличием перепускных и дросселирующих каналов, а также необходимостью применения надежных уплотнительных устройств и наличием, минимум двух подвижных элементов (штоков, секторов и т. п.), входящих в зацепление с зубчатым венцом ведущей полумуфты; ненадежность работы, обусловленная утечЗО кой жидкости через уплотнения и ее выгора312988

55 ййем при нагреве муфтЬ1 в Период пуска, а также заклиниванием штоков, вызванным деформацией; сложность обслуживания и регулировки времени срабатывания устройства для жесткого замыкания. лолумуфт.

Цель изобретения — повышение .надежности сцепления и надежности муфты в работе, а также упрощение ее эксплуатации. Это достигается тем, что ведущая полумуфта выполнена в виде |цилиндра с ячейками, заполненными свободным заполнителем, например дробью, а ведомая полумуфта — в виде концентрично расположенного по отношению к ведущей полумуфте и обхватывающего ее стакана с карманами, примыкающими к торцевой стенке, скошенными по конической поверхности со стороны открытой части и также заполненными дробью. Устройство для жесткого соединения выполнено в виде лодпружиненного аксиально подвижного относительно ведомой полумуфты стакана с коническим днищем, сопряженным с конической открытой частью карманов, и имеет зубчатый венец, взаимодействующий с сопряжеHHbIM с ним венцом, предусмотренным на ведущей полумуфте.

При этом регулирование времени жесткого замыкания. полумуфт осуществляется изменением суммарной массы свободного заполнителя в ячейках и карманах полумуфт, а также усилия затяжки пружины, например установкой опорной гайки, взаимодействующей с пружиной, фиксируемой обычными средствами, а стакан соединен с подвижно полумуфтой, например, шлицами.

На чертеже изображена предложенная муфта в продольном разрезе.

Пусковая муфта состоит из ведущей полумуфты 1 с ячейками 2 и торцевым зубчатым венцом 8, подвижного стакана 4 в сборе с торцевым зубчатым венцом 5, ведомой полумуфты 6 со шлицами или шпонками 7 и ячейками 8, осевой пружины 9 и регулировочных гаек 10.

Ячейки 2 и 8 B,ïoëóìóôòàõ предназначены для размещения свободного заполнителя.

Венцы 8 и 5 и шлицы (ш понки) 7 предназначены для жесткого соединения ведущей и ведомой полумуфт через подвижной стакан 4 в сборе.

При пуске машины источником механической работы приводится во вращение ведущая полумуфта 1, Под действием центробежных сил дробь, находящаяся в ячейках 2 ведущей полумуфты, отбрасывается на периферию и за. счет сил трения увлекает за собой ведомую полумуфту, установленную на валу

4 рабочей машины,: напримео мельницы. После разгона ведомой полумуфты дробь, находящаяся в ее ячейках 8, под действием центробежных сил отбрасывается на периферию и, воздействуя на конический участок стакана 4, заставляет геремещаться стакан вдоль оси муфты (на чертеже влево) по направляющей шпонке (шлицам) 7 ведомой полумуфты до тех пор, пока венец 5 подвижного стакана че войдет в зацепление с венцом 8 ведущей. полумуфты. Пуск машины закончен.

При остановке машины вследствие падения скорости вращения муфты уменьшается сила воздействия. дроби, находящейся в ячейках 8 ведомой полумуфты, на конический участок стакана 4. Усилием пружины 9 стакан возвращается в начальное положение, осуществляя тем самым жесткое размыкание полумуфт.

За счет уменьшения сил трения между дробью, находящейся в ячейках 2 ведущей полумуфты, и внутренней поверхностью ведомой полумуфты происходит размыкание фрикционной связи ведущей и ведомой полумуфт.

Полумуфты разобщены, и машина остановлена.

Предмет изобретения

1. Муфта пусковая, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с фрикционной связью между ними и устройство для жесткого соединения полумуфт по окончании пуска, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности сцепления, упрощения эксплуатации и большей надежности работы, ведущая полумуфта выполнена в виде цилиндра с ячейками, заполненными свободным заполнителем, например дробью, а ведомая полумуфта — .в виде концентрично расположенного по отношению к ведущей полумуфте и обхватывающего ее стакана с карманами, примыкающими к торцевой стенке, скошенными по конической поверхности со стороны открытой части и также заполненными дробью, причем устройство для жесткого соединения выполнено в виде подпружиненного аксиально подвижного относительно ведомой .полумуфты стакана с коническим днищем, сопряженным с конической открытой частью карманов, и имеет зубчатый венец, взаимодействующий с сопряженным с ним венцом, предусмотренным на ведущей полумуфте.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что аксиальная подвижность подпружиненного стакана относительно подвижной полумуфты обеспечена, например, шлицевым соединением. в сопряжении между ними.

Составитель А. Шаповаленко

Редактор Н. Г. Михайлова Техред Е. Борисова Корректор T. А. Миронова

Заказ 2876, 8 Изд. № 1188 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открьлий при Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Муфта пусковая Муфта пусковая Муфта пусковая 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коническим сцепным муфтам, предназначенным для соединения валов, передающим вращающий момент благодаря силам трения между ведущей и ведомой полумуфтами

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи, распределения, регулирования и торможения вращательного движения

Изобретение относится к импульсному генератору вращающего момента для электроинструмента и к приводу электроинструмента, оснащенного импульсным генератором вращающего момента

Изобретение относится к магнитно-реологической муфте

Изобретение относится к машиностроению, в частности может быть использовано в системах, оснащенных тормозами

Изобретение относится к узлам и деталям машин, а более конкретно к устройствам (муфтам) для соединения рукавов и может быть использовано для соединения напорных и вакуумных гибких рукавов между собой или подсоединения их к жестким конструкциям
Наверх