Коллекторный двигательscs:gohd3has-i-•-• ;:-^5-:>& j(',rj -^,„.j-?-<s^^v

 

О П И С А Н И Е 327551

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Goes Соеетскил

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства № 117336

Заявлено 22.VI.1970 (¹ 1451643 24-7) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 26.1.1972, Бюллетень ¹ 5

Дата опубликования описания 20.111.1972

М. Кл. Н 02k 23,/00

Комитет по долам иэобретвиий и открытий ари Совете Мииистпао

СССР

УДК 621.313.2-503.53 (088.8) Автор изобретения

Д. В. Свечарник

Заявитель

КОЛЛЕКТОРНЫИ ДВИГАТЕЛЬ

По основному авт. св. № 117336 известен коллекторный двигатель с вынесенным коллектором. Однако магнитная цепь ротора такого двигателя имеет воздушные зазоры, что увеличивает необходимую намагничивающую силу обмотки возбуждения. Кроме того, ротор сложен по своей конструкции и обладает значительным моментом инерции.

Предлагаемый двигатель отличается от известного тем, что обмотка возбуждения выполнена в виде витка, состоящего из плоских проводящих полосок, установленных в воздушном зазоре, и соединенного через вращающие выпрямители со вторичной обмоткой кольцевого трансформатора, выполненной в виде кольца, индуктивно связанного с неподвижной первичной обмоткой.

Такое выполнение двигателя позволяет обеспечить полную бесконтактность, снизить вес и момент инерции ротора, повысить надежность и уменьшить намагничивающий ток в неподвижной обмотке возбуждения.

Магнитопровод трансформатора может быть совмещен с магнитной системой статора, причем стенка статора магнитно связана с торопдальными сердечниками и к одному из сердечников прилегает первичная обмотка трансформм а тор а.

Магнитопровод трансформатора может состоять пз двух рядом расположенных тороидов, между которыми установлена первичная обмотка, а вторичная обмотка соединена с осмоткой возбужден:я через перемычки, проходящие через кольцевой зазор, выполненный в

5 одном из тороидов.

На фиг. 1 дана схема описываемого двигателя; на фпг. 2 — электрическая схема обмоток ротора; па фпг, 3 — вариант выполнения двигателя.

10 Статор 1 двигателя имеет две обмотки— якорную обмотку постоянного тока и трех. фазную обмотку синхронизации переменного тока. Дополнительный тороид 2 служит для замыкания магнитных потоков, а осевой маг15 питопровод 8, боковые тороиды 4 и обхватывающие наружные магпитопроводы 5, являющиеся одновременно и наружными крышками двигателя, — для замыкания переменного магнитного потока, создаваемого катушкой

20 возбуждения 6. Статор, боковые и дополнительный торопды набраны из разрезанных листов стали (разрезы веерно смещены один относительно другого). Ротор 7 крепят на осевом магнитопроводе 8 прп помощи подшипни25 ков 8, сепараторы которых выполнены разрезными или из токопепроводящего материала.

В витке (илп витках) 9 (см. фиг. 2) переменным магнитным потоком, проходящим через магнптопровод 8, наводится э. д. с., которая

30 прп помощи гыпрямптельного мостика 10

327551 создает постоянный ток возбуждения в проводах (стержнях илп полосах) 11. Провода (стержни и т. п.) 12 переменного тока соединены непосредственно с витком (витками) 9.

Двигатель работает следующим образом.

Постоянный TQK прii lioxioUIH неподвижных щеток И и колец 14 подастся па подвижные щетки 15, скользящие по вынесенному неподвижному коллектору 16, который кабелем 17 соединен с обмоткой 18 якоря двигателя.

Поток возбуждения при помощи катушки возбуждения 6, магнитопроводов 8 и 5, тороиUîâ 4, витков 9, проводов 11 и выпрямительного мостика 10 вводится в двигатель. Взаимодействие потока возбуждения и тока якорной обмотки создает вращающий момент, который выводится наружу при помощи шестерни, насаженной на торец 19 ротора, и шестерни 20.

Щетки 15 вращаются по коллектору синхронно с вращением ротора прп помощи сельсина — двигателя, обмотка синхронизации которого кабелем 21 связана с обмоткой 22 переменного тока, расположенной в тех же пазах, что и обмотка якоря двигателя. Э. д. с. синхронизации в этой обмотке создаются потоком от переменного тока в проводе 12, причем величины этих э. д.с. в точности соответствуют положению ротора в каждый момент.

Двигатель (см. фиг. 3) может быть выполнен так, что через магнитную систему, состоящую из отрезка осевого магнитопровода 8, тороидов 4 и наружных магнитопроводов 5, проходит поток, создаваемый катушкой возбуждения б, охватывающий только виток 9 переменного тока, в котором наводится переменная э. д. с. Ротор 7 с проводами (стержнями и т. п.) 1!, по которым проходит выпрямленный ток основного возбуждения, и проводами (стержнями и т. п.) l2 переменного тока жестко укреплен на оси 28, свободно вращающейся в подшипниках 24. Внутренний тороид статора установлен па нарухкных обоймах подшипников 25 и может свободно вра5 щаться вокруг той же оси 28.

Таким образом, ротор предлагаемого двигателя имеет малый момент инерции, что позволяет уменьшить время разгона, останов„и и реверса двигателя.

Предмет изобретения

1. Коллекторный двигатель с вынесенным коллектором по авт. св. М 117336, отличаю15 щийся тем, что, с целью обеспечения полной бесконтактности, снижения веса и момента инерции ротора, повышения надежности и уменьшения намагничивающего тока в неподвижной обмотке возбуждения, обмотка

20 возбуждения выполнена в виде витка, состоящего из плоских проводящих полосок, установленных в воздушном зазоре, и соединенного через вращающиеся выпрямители со вторичной обмоткой кольцевого трансформатора, 25 выполненной в виде кольца, индуктивно связанного с неподвижной первичной обмоткой.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что магнитопровод трансформатора совмещен с магнитной системой статора, причем

30 стенка статора магнитно связана с тороидальными сердечниками и к одному из сердечников прилегает первичная обмотка трансформатора.

3. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, З5 что магнитопровод трансформатора состоит из двух рядом расположенных тороидов, между которыми установлена первичная обмотка, а вторичная обмотка соединена с обмоткой возбуждения через перемычки, про40 ходящие через кольцевой зазор, выполненный в одном из тороидов.

327551

A юоллюнаор

Н centi uegСоставитель В. Трегубов

Редактор А. Пейсоченко Текрсд 3. Тараненко Корректоры: Е. Исакова и Н. Шевченко

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 633/9 Изд. № 145 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Коллекторный двигательscs:gohd3has-i-•-• ;:-^5-:>& j(,rj -^,„.j-?-<s^^v Коллекторный двигательscs:gohd3has-i-•-• ;:-^5-:>& j(,rj -^,„.j-?-<s^^v Коллекторный двигательscs:gohd3has-i-•-• ;:-^5-:>& j(,rj -^,„.j-?-<s^^v Коллекторный двигательscs:gohd3has-i-•-• ;:-^5-:>& j(,rj -^,„.j-?-<s^^v 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции коллекторных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и касается создания коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции универсальных электрических машин модульного типа, предназначенных для использования в любых отраслях народного хозяйства в качестве генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, машины постоянного тока или однофазного, многофазного двигателя переменного тока, питающегося от генератора частот

Изобретение относится к области конструирования электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям неявнополюсных электрических машин постоянного тока
Наверх