Способ поддержания постоянного расхода газа

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

373449

Сони Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 24.Х11.1970 (№ 1600140/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 12.Ш.1973. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 8.V.1973

М. Кл. F 046 27102

Номитет по делам изобретений и етнрытиН прн Совете Министров

СССР

УДК 621.515.5 — 55 (088.8) Авторы изобретения

Н. В. Старосельский, Ф. А. Ратнер, А. Л. Рутштейн, В. Л. Бородкин, Н. К. Эпштейн и П. Ф. Педорвнко

Ленинградский участок Центроэнергочермет

Заявитель

СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ ПОСТОЯННОГО РАСХОДА ГАЗА

Изобретение относится к области регулирования турбокомпрессоров, и в частности к способам поддержания постоянного расхода газа, подаваемого турбокомпрессором к потребителю.

Известны способы поддержания постоянного расхода газа путем изменения числа оборотов турбокомпрессора и перепуска газа из компрессорр а.

Предлагаемый способ отличается от известного тем, что момент перехода на одновременное изменение числа оборотов и перепуска газа определяют по сигналу предельного давления за компрессором для данного режима, после чего изменением числа оборотов поддерживают постоянство соотношения между расходом и давлением газа за компрессором.

Предлагаемый способ позволяет повысить экономичность и надежность противопомпажной защиты.

На чертеже приведена принципиальная схема автоматического регулирования, предназначенная для осуществления предлагаемого способа.

Турбокомпрессор с паротурбинным приводом оснащен изодромным регулятором постоянного соотношения между расходом через компрессор и давлением за ним. Регулятор состоит из золотника с изодромом и импульсной части. Золотник 1, регулятора при помощи своего выходного сигнала управляет гидравлическим сервоприводом 2 системы парораспределения с отсечным золотником.

Импульсная часть регулятора включает два

5 импульсных устройства: устройство 8 расхода через компрессор и устройство 4 давления сжатого воздуха.

Устройство 8 воспринимает сигнал об изменении расхода через компрессор и трансфор10 мирует его при помощи преобразователя типа «сопло-заслонка» в изменение давления масла в импульсной линии регулятора. Последняя берет начало от дроссельной шайбы 5.

Устройство 4 воспринимает сигнал об измене15 нии давления сжатого воздуха, сравнивает его с заданием, вырабатываемым задатчиком б регулятора и корректором 7 задатчика, и трансформирует отклонение от задания при помощи двух преобразователей типа «сопло—

20 заслонка» в два выходных сигнала. Один из них, в виде изменения давления, поступает в импульсную линию регулятора, другой, в виде .изменения слива масла, в проточную линию упр авления сервоприводом выпускного

25 клапана 8.

Задатчик б регулятора является общим для обоих импульсных устройств. Он вырабатывает два задания: а) по поддержанию постоянной подачи к потребителю,и б) по величине

30, давления за компрессором, после достижеЗ ЗН9

45 ния которой появляются выходные сигналы устройства 4. При любых других величинах давления в коллекторе нагнетания,,меньших предельно допустимой для данного расхода через компрессор, выходные сигналы устройства 4 равны нулю. Корректор 7 меняет задание устройства 4 при колебаниях плотности воздуха или газа на всасывании компрессора.

Корректор выполнен в виде сильфона, воспринимающего изменения разности давлений воздуха, заключенного в герметическом термобаллоне 9, и атмосферного, Термобаллон 9 помещен во всасывающий патрубок компрессора.

При величинах давления за компрессором, меньших чем предельная, на золотник 1 регулятора поступает сигнал только от устройства 8, а сам регулятор работает как регулятор постянного расхода через компрессор. Поскольку на рассматриваемых режимах выпуск сжатого газа в атмосферу отсутствует, расход через компрессор в точности совпадает с подачей среды потребителю. Золотник 1 регулятора при увеличении сопротивления сети потребления перемещает сервопривод 2 системы парораспределения приводной турбины. Мощность тур бины р астет, а вместе с ней р а стет число оборотов агрегата.

Процесс регулирования длится до тех пор, пока в импульсной линии регулятора не устанавливается номинальное давление, что при отсутствии выходного сигнала от устройства 4 соответствует восстановлению заданной .подачи к потребителю. Если в процессе роста сопротивления сети нагнетания давление за компрессором станет равным заданию, вырабатываемому задатчиком б и корректором 7, то импульсное устройство 4 окажется взведенным. При дальнейшем росте давления за компрессором давление масла в импульсной линии регулятора будет определяться суммарным сливом через сопла импульсных устройств 3 и 4, В этом случае увеличение сопротивления сети потребления будет приводить на установившихся режимах работы к росту расхода через компрессор. Разность между этим расходом и требуемой величиной подачи сжато5

Зо го воздуха к потребителю будет пропорциональна росту давления за компрессором сверх его предельного значения для данных настройки системы и условий всасывания. При появлении выходных сигналов устройства 4 одновременно с изменением величины слива масла из импульсной линии регулятора происходит изменение слива проточного масла из гидравлической системы управления сервоприводом выпускного клапана 8. Последний перемещается и выпускает в атмосферу некоторое количество сжатого воздуха или газа.

Система построена так, что на каждом установившемся режиме разность расходов через компрессор и его выпускной клапан равна заданию системы по регулированию подачи сжатой среды к потребителю.

Если при измененном сопротивлении сети потребления меняется задание по величине подачи к потребителю, задатчик б одновременно меняет слив через сопла импульсных устройств 8 и 4 регулятора. Золотник 1 регулятора перемещает сервомотор паровых клапанов до получения нужного значения соотношения между расходом через компрессор и давлением за ним, а импульсное устройство 4, кроме того, перемещает сервомотор выпускного клапана 8, устанавливая требуемую величину подачи к потребителю.

Аналогичное действие с помощью корректора 7 оказывает и изменение плотности всасываемого в компрессор воздуха.

Предмет изобретения

Способ поддержания постоянного,р асхода газа путем изменения числа оборотов турбокомпрессора и перепуска газа из компрессора, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и;надежности противопомпажной защиты, момент перехода на одновременное изменение числа оборотов и перепуска газа определяют по сигналу предельного давления за компрессором для данного режима, после чего изменением числа оборотов поддерживают постоянство соотношения между расходом и давлением газа за компрессором.

373449

om uwepumeeeoD оиаф огмы Фо есасьйании йз нагнегпанил кпмлрессора г- -ф ф

1

1

5 масло

1

1 френаж

Csun (Масло

КГ масло Р1си 2 — — — — — имлульсное масло — —.— - лрол очное масло оь!лускного клалана

vpomoueoe масло парооьц нлаланоа осло

Составитель А. Скобелев

Редактор Э. Квочкина Техред 3. Тараненко Корректор О, Тюрина

Заказ 1256/10 Изд. № 1324 Тираж 678 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

1

1 !

I !

I ! ! ! ! !

Сл

/ 1

I !

I !

I

Масло

l

I

1.

1 ! !

Способ поддержания постоянного расхода газа Способ поддержания постоянного расхода газа Способ поддержания постоянного расхода газа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области центробежных компрессоров

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам, обеспечивающим устойчивую работу вспомогательных силовых установок (ВСУ) летательных аппаратов при изменении количества отбираемого воздуха потребителем

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области защиты осевых и центробежных компрессоров от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления газоперекачивающих агрегатов
Наверх