Устройство для измерения скорости вращени5^- вала гидротурбобура

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ссюа Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

М. Кл. 6 01р 3/26

Заявлено 01.VI.1971 (№ 1666085/18-10) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 29.Ч.1973. Бюллетень ¹ 25

Дата опубликования описания 21 1Х.1973

Номитет по делам иаобретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

УД К 531.775 (088.8) Авторы изобретения

А. К. Ким, Г. А. Подварков, Г. С. Орлов и И, Л. Полякин

Институт геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ- -ВАЛА ГИДРОТУРБОБУРА

Известны устройства для измерения скорости вращения вала гидротурбобура, состоящие из таходатчика, соединенного с валом турбобура, и приводимого в действие таходатчиком устройства, создающего импульсы давления, передаваемые на поверхность Земли через столб жидкости в скважине, играющей роль гидравлического канала связи. Для приема и расшифровки импульсов на поверхности Земли устанавливают электронный фильтр сигналов, индуктивный датчик, показывающий и регистрирующий приборы.

Цель изобретения — снижение гидравлических потерь потока промывочной жидкости, повышение надежности и упрощение обслуживания устройства.

Предлагаемое устройство отличается тем, что,редуктор выполнен в виде винта с правой и левой винтовыми канавками, соединенными снизу и сверху, втулки, расположенной концентрично с винтом и снабженной ползуном, входящим в винтовые канавки и перемещающим втулку возвратночпоступательно относительно винта. B верхней части втулки установлен храповик, в который вставлены собачки, зацепляющиеся с зубьями на внутренней поверхности в верхней части втулки. Этотхраповик снабжен шлицевыми канавками, в которые входят шлицевые выступы шлицевого валика. Канавки и выступы расположены по винтовым линиям с большим углом подъема.

При перемещении втулки вверх шлицевый валик поворачивается на небольшой угол, а прн ее огускании не вращается, так как сооачкп скользят по зубьям.

На верхнем конце шли цевого валика закреплен кулачок, приводящий в действие клалан, периодически перекрывающий отверстие для создания импульсов давления.

10 На фиг. 1 изображено устройство, продольный,разрез; на фиг. 2 — поперечный разрез по А —.4; на фиг. 3 — поперечный разрез по Б — Б; на фиг. 4 — поперечный раз рез по  — В.

15 B кор пусе 1 с нижней крышкой 2 и верхней крьхшкой 8 расположен винт 4, соединенный с валом турбобура. В винте выполнены соединенные одна с другой сверху и снизу левая и правая винтовые канавки 5 и 6.

20 В нижней части втул ки 7 установлен ползун

8, входящий в винтовые канавки винта, а в верхней части — храповик 9 со шлицевымп канавками, в которые входят зубья шлицевого валика 10, причем шлицевые канавки и

25 зубья раоположены по винтовым линиям с углом подъема, намного меньшим 90 . Подпружиненные собачки 11 храповика зацепляются с внутренними зуоьями 12 втулки 7.

На верхней части шлицевого валика сидит храповое колесо 18, с зубьями которого за385223 цепляются собачки 14, -что предотвращает проворачивание шлицевого валика при опускан»» втулки 7. Все перечисленные деталп работают в масле, которым заполнен корпус 1.

Над корпусом на верхнем конце шлицевого валика закреплен кулачок 15, зацепляющийся с рычажком lб шарнирно установленного подпружиненного клапана 17, периодически закрывающего отверстие 18 за каждый оборот кулачка 15.

Чтобы втулка 7 не проворачивалась, в ней и в корпусе выполнены лродольные шпоночные канавки 19, в которые входят шпонки 20.

На верхнем конце шлицевого валика установлен сильфон 21 для выравнивания давления над корпусом и в корпусе, защищенный колпачком 22 с отверстиями 28. Полость спльфона сообщается с полостью корпуса через отверстие 24. Корпус устройства помещен в переводник 25 над турбобуром.

При вращении винта 4, соединенного с валом турбобура, ползун 8 вместе со втулкой 7 совер шает возвратно-поступательное движение, причем шлицевый валик поворачивается не небольшой угол, определяемый отношением шага винта к шагу шлицевого вали ка, при движении втулки 7 вверх. При движении втулки вниз шлицевый валик не вра.щается, так как собачки ll храповика 9 скользят по зубьям 12.

Примерно за 800 †8 оборотов вала турбобура кулачок 15 совершает один оборот, причем клапан 17 закрывает отверстие 18 и создается один импульс давления, воспринимаемый наземной измерительной аппаратурой, например самопишущим манометром, и записываемый на круговой диаграммной бумаге. При скорости вращения вала турообура

500 — 600 об1.иин записывающий манометр фиксирует гидравлические импульсы через промежутки в 1,5 и более минут.

Предмет изобретения

Устройство для измерения скорости вращения вала гидротурбобура, внутри корпуса которого размещен таходатч ик, связанный с ,редуктором и наземной измерительной аппаратурой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и снижения гидравлических потерь, в нем редуктор выполнен в виде двухрезьбового винта, соединенного с валом турбобура .и втулки, в нижней части которой закреплен ползун, входящий в канавки винта, а в верхней части установлен храповик с собачками и шли цевыми канавками, взаимодействующими со шлицевыми выступами шлицевого валика, при этом канавки и выступы расположены по винтовым линиям с большим углом подъема, а таходатчик изготовлен в виде подпружиненного клапана, шарнирно установленного над корпусом, прибора и соединенного одним концом с однозубым кулачком, закрепленным на конце шлицевого валика.

385223 (б

Фиг. 4

Составитель Н. Рангелова

Тсхред А. Камышникова

Корректор Е. Хмелева

Редактор Б. Федотов

Тип. Харак. фил. пред. «Патент»

Заказ 507/l553 Изд. № 663 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4 5

Устройство для измерения скорости вращени5^- вала гидротурбобура Устройство для измерения скорости вращени5^- вала гидротурбобура Устройство для измерения скорости вращени5^- вала гидротурбобура Устройство для измерения скорости вращени5^- вала гидротурбобура 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для определения величины угловой скорости подвижных объектов в двух плоскостях вращения

7\вторы // 393732
Наверх