Компас

 

Ъ (X 49®2

АВТО РСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО И А ИЗОБРЕТЕНИЮ

О;П И .С Л Н И Е компаса.

К авторскому свидетельству И. А. Когана, заявленному:31 анеля

1934 года (спр. о перв. M 151813).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1936 года.

Известны компасы сдвумя роторами, вращающимися в противоположных направлениях с одинаковой угловой скоростью на входящих друг в друга осях.

В предлагаемом компасе верхний ротор несет на себе ось сдвумя шестер; нями, из которых одна сцеплена с шестерней, сидящей на оси нижнего ротора, а вторая--с шестерней, служащей в качестве указательного органа. На роторах установлены рычаги с грузиками, служащими для регулирования скоростей роторов. С целью компенсации изиенения показаний от вращения зеили на шестерне, служащей в качестве указательного органа, установлены часы, несущие вместо стрелки картушку.

На схематическом чертеже .фиг. 1 изображает вид компаса сбоку с. отнятой боковой стенкой коробки; фиг. 2— вертикальный разрез компаса;:фиг. 3— вид коипаса сверху; фиг. 4 — вертикальный разрез: видоизиененного компаса.

В предлагаемой конструкции применен - двигатель, у которого статор пре:вращен во второй ротор. Двигатель мо-жет быть пневматический, гидравлический или электрический. Во время работы роторы 1 и 2 (фиг. 1 и 2) вращаются в разные стороны с одинаковой угловой скоростью. Ротор 2 снабжен коллектором б, ротор: †коллектор 7.

Ось ротора 1 (фиг. 2) помещена внутри оси ротора 2, а ось шестерни 5 — внутри оси ротора 1, Шестерня 5 через посредство шестерен 4, 4, ось коих укреплена на роторе 1, сцеплена с шестерней 3, насаженной на ось ротора 2.

Схема работы компаса состоит в тои, что шестерня 4, вращаясь вместе с роторои 1, имеет одновременно собственное вращение вокруг своей оси в том же направлении, благодаря чеиу, будучи сцеплена с шестерней,5 вращаете в направлении, обратном ротору !.

Шестерни же рассчитаны такии;образом, чтобы линейная скорость по окружности шестерни 4 равнялась линейной скорости точек окружности ротора 1. Бла года ря этому шестерня 4, сцепленная с шестерней 5,;бегает вокруг последней, заставляя ее оставатьая иеподвижной относительно прострамстаа.

Необходимым условием нри - этом является одинаковая .угловая скорость обоих роторов, что достигается одинаковой массивностью -их констру щмй .м специальной регулировкой грузиков -.-У, 9, которые имеются на ..каждом роторе с. двух сторон от центра:, (на - чертеже показаны лишь с одной стороны);:.и. ври помощи винтов, имеющих правую и левую резьбу, могут быть или придвигае-. мы к центру, или отодвигаемы оТ него с целью увеличения или уменьшения скорости роторовПравильно отрегулированный компас дает абсолютную неподвижность шестерни 5, которая служит указателем полюсных направлений.

Для того, чтобы вращение земли не влияло на компасные показания, на шестерне 5 установлены часы 11, к стрелке которых,.привинчена картушка 10, Стрелка часов с картушкой 10 вращается в том же направлении, что и земля и компенсирует изменения показаний компаса, зависящие от вращения земли.

Картушка 10 компаса находится на одном уровне с крышкой 8 коробки, в которую он свободно врезан (фиг. 3).

На крышке, стрелкой обозначен курс корабля. Диаметр, проходящий через эту стрелку, должен быть параллельным продольной оси корабля.

В видоизмененном компасе ось ротора 1 входит в полость ротора 2 (фиг. 4), ось коего поддерживается станиной.

В полости ро.ора 1 находится опора рамы 12, на одном конце которой подвешен электродвигатель 13, а на другой— противовес 14. Электродвигатель 13 через посредство шестерен 15 и 16 сцеплен с роторами 2 и 1, которые он вра щает в разные стороны с одинаковой скоростью.

Роторы 1 и 2 по конструкции должны иметь одинаковые массы и одинаковое трение в осях для того, чтобы электродвигатель 13, вращая их в разные стороны, сам оставался неподвижным и не поворачивал рамы 12 вокруг ее опоры и чтобы рама сохраняла постоянное направление относит ел ьно и р остра кств а а служила указателем направления.

iK этому -прибавляется гироскопическое .действие „электродвигателя 13, которое буде г противодействовать повороту рамы при некоторой возможной разности трений в осях роторов 1 и 2.

Для того, чтобы компас указывал земйые .направления, на раме 12 установлены,часы 11, к стрелке которых прикреплена картушка 10. Прибор заключен:s коробку с вырезом в верхней кр щж 8 для помещения картушки 10;

l имеющаяся на крышке стрелка указывает курс корабля.

Для сохранения горизонтальности при крене корабля на поворотах коробка подвешена в центре тяжести на кардановом подвесе, а в нижней крышке ее установлен волчок 17.

,Предмет изо б ретени я.

1. Компас с двумя роторами, вращающимися в противоположные стороны с одинаковой угловой скоростью на входящих друг в друга осях, отличающийся тем, что указательный орган выполнен в виде свободно насаженной на ось шестерни 5, находящейся в зацеплении с системой из двух сидящих xa.общей оси шестерен 4, каковая система, будучи установлена на роторе 1, предназначена получать вра щение от ротора 2, с целью обеспечения неизменности положения в пространстве шестерни 5, при одинаковых линейных скоростях по окружностям ротора 1 и шестерен 4.

2. При компасе по и. 1 применение передвижных грузовиков 9 на рычагах, установленных на обоих роторах и служащих для регулирования скорости вращения роторов.

3. При компасе по и. 1 применение установленных на шестерне 5 часов, снабженных вместо стрелки картушкой 10 и служащих для компенсации изменения показаний компаса от вращения земли.

4. Видоизменение компаса по и. 1, отличающееся тем, что в случае приведения роторов во вращение независимым от них электродвигателем 13, взамен служащей в качестве указательного органа шестерни 5 применена рама 12, установленная на помещенной в роторе

1 опоре и несущая вместе с противовесом Р4 электродвигатель 13, сочлененный с роторами посредством зубчатой передачи 15 и 16, 5. При компасе по п. 4 применение волчка !7, служащего для предупрежде-. ния искажения показаний компаса под влиянием крена, при подвешивании компаса на кардановом подвесе.

Компас Компас Компас Компас 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гироскопической технике, а именно к одноосным гироскопическим стабилизаторам, и предназначено для применение в автоматических системах стабилизации и управления

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно к механическим гироскопическим датчикам угла, используемым в качестве чувствительных элементов гироскопических стабилизаторов

 // 89149

Изобретение относится к точному приборостроению, преимущественно гироскопическому, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа

Изобретение относится к области гироскопической техники, предназначено для стабилизации средств обнаружения цели и средств вооружения и для систем навигации подвижных объектов

Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано для построения горизонтальной географической системы координат преимущественно на наземных подвижных объектах

Изобретение относится к навигационной технике

Изобретение относится к области определения азимута заданного направления и может быть использовано в геодезии, навигации, топографии, системах прицеливания и наведения

Изобретение относится к авионике

Изобретение относится к авионике и может быть использовано в авиагоризонтах

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в любых навигационных системах, содержащих датчики первичной навигационной информации
Наверх