Патент ссср 401968

 

Союз Советсииу

С@циилистичВскии в еспублии

ИЗОБРЕТЕН И Я

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 01.111.1971 (№ 1629721/18-24) М. Кл. G 05d 1/00 с присоединением заявки №

Приоритет

Государственно1й комитет

Совета Министров ",ССР оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 12.Х.1973. Бюллетень ¹ 41

Дата опуб;. нковання описания 21.11.1974

УДК 621.3.078(088.8) Авторы изобретения

l0 И. Дьячков, A. А, Игнатов, В. А. Осипов, Я. Г. Остромухов и И. И. Радимов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСА ТРАЛЕНИЯ

Изобретение относится к навигационному приборостроению. Предлагаемое устройство может найти применение на судах, осуществляющих разноглубинное траление, например на судах рыбопромыслового флота, оборудованных системой измерения относительной дальности до цели и пеленга на цель, например гидроакустической станцией, измерителями курса и скорости собственного движення.

Известны устройства для определения курса траления, содержащие блок определения составляющих скорости движения цели, например косяка рыбы, блоки определения относительного курса встречи косяка с тралом и определения курса судна, блок определения вектора относительной скорости движения косяка, выполненный на синуспо-косннусном вращающемся трансформаторе (СКВТ) и датчик скорости судна, выполненный iia линейном вращающемся трансформаторе (ЛВТ).

Однако такие устройства недостаточно надежны.

Описываемое устройство отличается тем, чта 000 Гадержит датчики относит(льна, (; курса встречи косяка с тралом, oTllocII7cльнаra курса двн. ((ния косяка и датчик курса траления, ВыналнеHHhi(HB СКВ 1, Ги. интел ь, двигатель, диффсренциал, датчики составляющих скорости движения косяка, BIIIIO IHcHHhIe на ЛВТ. Причем ротор СКВТ датчика относительного курса встречи косяка с тралом связан с выходным валиком блока определения относительного курса встречи косяка с тралом. Выходные обмотки СКВТ соединены с датчиком относительного курса движения косяка, выходная обмотка СКВТ которого подключена ко входу усилителя, соединенного с двигателем. Ротор двигателя соединен с

10 блоком определения относительного курса встречи косяка с тралом и со входом дифференциала, другой вход которого соединен с блоком определения курса судна. Выход дифференциала связан с ротором СКВТ датчика

1s курса траления, статорная обмотка которого соединена с датчиком скорости судна, а роторные обмотки через выходные обмотки ЛВТ датчиков составляющих скорости движения косяка, роторы которых связаны с выходными

20 валиками блока определения составляющих скорости движения цели, подключены к статорным обмоткам СКВТ блока определения вектора относительной скорости движения косяка, выходной валик которого соединен с

25 ротором СКВТ датчика относительного курса движения косяка. Выходная обмотка СКВТ блока определения вектора относительной скорости движения косяка связана с блоком определения относительного курса встречи косяка

30 с тралом.

401968

Это повышает надежность работы устройства.

Устройство для определения курса траления изображено на чертеже.

Оно состоит из датчика относительного курса встречи косяка с тралом 1, выполненного на сипусно-коси вращающемся трансформаторе СКВТ, датчика относительного курса движения косяка (СКВТ) 2, усилителя

3, делителя 4, дифференциала 5, блока определения курса судна 6, датчика курса траления (СКВТ) 7, датчика скорости судна (ЛВТ) — 8, датчиков составляющих скорости движения косяка ЛВТ 9 и 10, блока определения вектора относительной скорости движения косяка 11, блока определения выработки составляющих скорости движения косяка 12 и блока определения относительного курса встречи косяка с тралом 13.

Устройство работает следующим образом.

Пс данным оо относительных координатах косяка и данным о скорости и курсе судна в блоке определения составляющих скорости движения косяка 12 вырабатывается северная и восточная составляющие скорости движения косяка, значение которых поступают на разворот роторов ЛВТ 9 и 10 датчиков составляющих скорости движения косяка. По тем жс данным и данным о горизонтальной длине вытравленных ваеров трала и о курсовом угле на трал па момент начала работы устройства, а также по данным об относительной скорости и угле отворота судна на курс траления вырабатываемым в устройстве в блоке 13 определяется относительный курс встречи косяка с тралом с учетом движения трала относительно судна в процессе лова. При этом

СКВТ датчика относительного курса встречи косяка с тралом 1 разворачивается на определенный угол. Значение составляющих скорости движения косяка, снимаемых с выходных обмоток ЛВТ датчиков составляющих скорости движения косяка 9 и 10 складываются с соответствующими значениями составляющих скорости движения судна, снимаемых с выходных обмоток СКВТ датчика курса траления 7, на входную обмотку которого подается значение скорости судна с ЛВТ датчика скорости судна 8. В результате алгебраического сложения получаются составляющие относительной скорости движения косяка, по которым в блоке 11 определяется вектор относительной скорости косяка, при этом СКВТ датчика относительного курса движения косяка 2 разворачивается на угол относительного курса. Электрически сравнивая па СКВТ датчиков относительного курса встречи косяка с тралом и относительного курса движения косяка 1 и 2 значения углов, на выходе СКВТ датчика 2 получаем сигнал, пропорциональный разности этих углов, который через усилитель 3 воздействует на двигатель 4, двигатель 4 через дифференциал 5, на другой вход

10

60 которого подается значение курса судна, разворачивает ротор СКВТ датчика курса траления 7. При этом изменяются значения составляющих скорости судна, следовательно, значения составляющих относительной скорости движения косяка, а в блоке определения вектора относительной скорости вырабатывается относительный курс, в результате чего разностный сигнал становится равным нулю, а па выходе дифференциала 5 получаем курс траления, следуя по которому судно обеспечит встречу трала с косяком.

Предмет изобретения

Устройство для определения курса траления, содержащее блок определения составляющих скорости движения цели, например косяка рыбы, блоки определения относительного курса встречи косяка с тралом и определения курса судна, блок определения вектора относительной скорссти движения косяка, выполненный на сипусно-косинусном вращающемся трансформаторе (СКВТ) и датчик скорости судна, выполненный па линейном пращ=""!ошемся трансформаторе (ЛВТ), от. uчa oiy cя тем, что, с целью повышения надежности работы, апо содержит датчики относительного курса встречи косяка с тралом, относительного курса движения косяка и датчик курса траления, выполненные па СКВТ, усилитель, двигатель, дифференциал, датчики составляющих скорости движения косяка, выполненные на

ЛВТ, причем ротор СКВТ датчика относительнога курса встречи косяка с тралом связан с выходным валиком блока определения относительного курса встречи косяка с тралом, а выходные обмотки СКВТ соединены с датчиком относительного курса движения косяка, выходная обмотка CKBT которого подключена ко входу усилителя, соединенного с двигателем; ротор двигателя соединен с блоком определения относительного курса встречи косяка с тралом и со входом дифференциала, другой вход которого соединен с блоком определения курса судна, а выход дифференциала связан с ротором СКВТ датчика курса траления, статорная обмотка которого соединена с датчиком скорости судна, а роторные обмотки через выходные обмотки ЛВТ датчиков составляющих скорости движения косяка, роторы которых связаны с выходными валиками блока определения составляющих скорости движения цели, подключены к статорным обмоткам СКВТ блока определения вектора относительной скорости движения косяка, выходной валик которого соединен с ротором

СКВТ датчика относительного курса движения косяка, а выходная обмотка СКВТ блока определения вектора относительной скорости движения косяка связана с блоком определения относительного курса встречи косяка с тралом.

401 968

Составители И. Горелова

Тсхр(д Т. Ускова 1, ;31!е!:iо, T. Доо1)овольс хая

Редактор Л. Утехина

Типография, пр. Сапунова, 2. 1ака; 310 10 И т т " 1 "c) ЦНИИПИ Государственного комитета по делами изобретеппй и

Москва, Ж-.35, Раушская

ТIIп!l,.;, к1) 11",и .с!!ос

Совета Мшшс; ров СССР открытий наб., д. 4 5

Патент ссср 401968 Патент ссср 401968 Патент ссср 401968 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области неразрушающего контроля технологических процессов в строительной индустрии и может быть использовано для получения данных о параметрах предварительно напряженных арматурных элементов (стержней, канатов и т.д.) при изготовлении железобетонных конструкций, в частности, для определения требуемого удлинения арматурного элемента, измерения напряжений в арматурном элементе и корректировки его длины

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы

Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автоматического регулирования, предназначено для регулирования давления жидкости или газа и может быть использовано в системах гидропневмоавтоматики как звено, преобразующее входной электрический сигнал в давление жидкости или газа на выходе системы, управляющей гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами

Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта

Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)

Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах коммунального газоснабжения

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами

Изобретение относится к технике автоматического регулирования давления газа и может быть использовано как в промышленности, так и в быту
Наверх