Механизм фиксации положеииябезопасной регулируемойрулевой колонки

 

О Il И C А Н И Е <>427882

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое QT авт. овидетельства— (22) Заявлено 27.03.71 (21) 1639445/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет—

Опу.б.тиковано 15.05.74. Бюллетень ¹ 18

Дата опубликования описания 21.05.75 (51) Ч Кт В 62d 1 18

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.(53) УДК 629.113.014,5 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. Г. Александров, Г. В. Сысоев и А. Ф. Смирнов

Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ

БЕЗОПАСНОЙ РЕГУЛ ИРУЕМОЙ

РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ

Изобретение относится к регулируемым рулевым колонкам транспортных средств с механическим приводом, в частности автомобилей.

Известны механизмы фиксации положения безопасной регулируемой рулевой колонки, содержащие направляющий вал, соединенный с передаточным рулевым механизмом, рулевой вал, несущий рулевое колесо, телескопически связанный с направляющим валом с возможностью осевого перемещения и несущий зажпмной элемент в виде клинового сухаря со скошенными гранями, направленными поперечно одна к другой. Однако известные механизмы предназначены только для фиксации осевой регулировки положения рулевого колеса.

Описываемый механизм отличается тем, что он выполнен из трубы, закрепленной поворотно на рулевом валу, упругого корпуса с U-образным вырезом, в котором размещена труба, и поворотного эксцентрика, взаимодействующего с одной из скошенных граней сухаря, контактирующего другой скошенной гранью и гранью, к которой она скошена, соответственно с наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью боковой стенки корпуса. Это повышает надежность и удобство фиксации угловой и осевой регулировки положения колонки. С целью равномерности распределения зажимных усилий, эксцентрик выполнен в виде эксцентрикового вала, а зажпмной элемент — в виде блока аналогичных сухарей, расположенных симметрично относительно осп трубы. Кроме того, для удобства установки эксцентрикового вала в конечных положениях он снабжен фиксатором. Эксцентрпковый вал может быть снабжен соосной упорной шайбой с фиксирующей лапкой и упорнымп лунками.

На фпг. 1 показана рулевая колонка с вырезом, общий впд; на фпг. 2 — разрез»о А—

А на фнг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фпг 4 — разрез по  — В на фиг. 3; на фиг. 5 — вид по стрелке Г, На внутреннем рулевом валу 1 с помощью среднего подшипника 2 и переднего подшипника (на чертеже не показан) укреплена труба 8 рулевой колонки, на которой установлено рулевое колесо 4. Внутренний рулевой вал

l установлен с возможностью осевого перемещения относительно наружного направляющего вала 5 за счет пазового соединения, образованного шлпцами, выполненными на встречных концах валов 1 и 5. Один конец вала 5 выполнен в виде цангп 6, наружная поверхность которой взаимодействует с внутренней конусной поверхностью обоймы 7, имеющей с валом 5 резьбовое соединение и законтренной гайкой 8; другой конец вала 5

427882

55 вых элементах описанного механизма, а также регулировка усилия за|кима осуществляются с псмощью винта 25, ":.р.. вра|цении которого происходит перемещение сух",ðåé 21 относительно эксцентрикового вала 14 в сторону увеличения или уменьшения зазора между ним и скошеиньп|и гранями 22. Усилие зажима устанавливается таким, чтобы при соединен с валом червяка передаточного рулевого механизма через упругую муфту 9, которая допускает возможность его наклона в вертикальной плоскости. Труба 8 уложена в

U-образном вырезе упругого корпуса 10, ко- 5 торый укреплен в опорном кронштейне 11, приваренном к поперечине 12 кабины автомобиля. Через отверстия, выполненные в щеках

И корпуса 10 и кронштейне 11, проходит эксцентриковый вал 14, на одном конце которого 10 укреплена рукоятка 15, а на другом — упорная шайба 16, связанная с валом 14 через шариковый пружинный фиксатор 17. В щеках кронштейна 11 выполнены дуговые пазы 18 и

19, профиль которых описан радиусом из геометрического центра упругой муфты 9. В паз

18 входит отогнутая фиксирующая лапка 20 упорной шайбы 16. Внутри корпуса 10 свободно уложены два клиновых сухаря 21, имеющие скошенные грани 22 и 28, которыми сухари взаимодействуют с валом 14 и трубой 8, а также плоскую грань 24, которая взаимодействует с внутренней поверхностью стенок щек

И. Сухари 21 связаны винтом 25, имеющим средней части четырехугольное сечение которое входит винт 2б с буртом 27, взаимодействующим с поперечиной 28, соединяющей щеки 18 корпуса 10.

Установка рулевого колеса в требуемое положение по отношеншо к водителю осуществляется осевым перемещением рулевого вала

1 с трубой 8 относительно направляющего вала 5, которое обеспечивается наличием шлицевого соединения этих валов, а также угловым смещением всей колонки (до ведущей полумуфты упругой муфты 9 включительно) по траектории, определяемой профилем пазов 18 и 19, т. е. o радиусу, описанному из геометрического центра упругой муфты 9. Рулевое колесо фиксируется в установленном положе- 4О нии рукояткой 15, с помощью которой поворачивают эксцентриковый вал 14. Последний взаимодействует с клиновой гранью 22 сухарей 21, которые, перемещаясь, зажимают трубу 8 в корпусе 10, одновременно фиксируя 45 последний относительно щек кронштейна 11 за счет прижятпя своими плоскимп гранями щек 18 корпуса 10 к полкам кронштейна 11.

Компенсация износа сопряжений в силостолкновенш| транспортного средства с препятствием рулевое колесо под воздействием сил инерции со стороны водителя перемещалось вместе с рулевым валом 1 и трубой 8 по шлицам в направляющем валу 5, исключая травмы водителя. Компенсация износа в шлицевом соединении валов 1 и 5 осуществляется за счет соответствующей установки обоймы 7 и гайки 8.

Для удобства обслуживания упорная шайба 15 снабжена двумя упорными лунками под шарик фиксатора 17, положения которых соответствуют крайним положениям эксцентрикового вала 14, т. е. закрытому (фиксированному) или открытому (расфиксирова иному) состоянию механизма фиксации положения руЛЕВОЙ КОЛОНКИ.

Предмет изобретения

1. Механизм фиксации положения безопасной регулируемой рулевой колонки, содержащий направляющий вал, соединенный с передаточным рулевым механизмом, и рулевой вал, несущий рулевое колесо, телескопически связанный с направляющим валом с возможностью осевого перемещения и несущий зяжимной элемент в виде клинового сухаря со скошенными гранями, направленными поперечно одна к другой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства фиксации угловой и осевой регулировки положения колонки, он выполнен из трубы, закрепленной поворотно на рулевом валу, упругого корпуса с U-образным вырезом, в котором размещена труба, и поворотного эксцентрика, взаимодействующего с одной из скошенных граней сухаря, контактирующего другой скошенной гранью и гранью, к которой она скошена, соответственно с наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью боковой стенки корпуса.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью равномерности распределения зяжимных усилий, эксцентрик выполнен в виде эксцентрикового вяла, а зажимной элемент — в виде блока аналогичных сухарей, расположенных симметрично относительно оси тпубы, 3. Мехeíèçì по п. 2, Отличающийся тем, что. с це,|ыо удобства установки эксцентрикового вяла в конечных положениях, эксцентриковый вял снабжен фиксатором.

4. Механизм по и. 3, Отличающийся те., что экгцентвиковый вал снабжен соосной упорной шайбой с фиксирующей лапкой и упорны |и лунками.

22 У5/Ф 21 ф /

/ ll

22 14

2 2х

Фиг. Ф

Ф г 2

Вил I

Составитель H. Александров

Техред Г. Васильева Корректор И. Сичкина

Редактор Л. Струве

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 83 4С2 Изд, ¹ 1583 Тираж 651 Подписное

ЫН1!ИП11 Государственного кок.итета Совета Министров СССР по делагн изобретений и открытий

Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5

Механизм фиксации положеииябезопасной регулируемойрулевой колонки Механизм фиксации положеииябезопасной регулируемойрулевой колонки Механизм фиксации положеииябезопасной регулируемойрулевой колонки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к системам автоматического управления направлением движения транспортного средства вдоль одного направляющего рельса

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рабочему месту водителя, в частности, линейных автобусов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств, например легковых автомобилей, и предназначено для установки его на панели приборов с учетом требований активной и пассивной безопасности

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно автомобилей, погрузчиков, тракторов

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Руль // 2168436
Изобретение относится к объектам автомобильного производства

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх