Многопозиционная машина трения

 

< 11 438899

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Сова Совершении

Социал истимеских

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 13.12.71 (21) 1724449/25-28 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.08.74. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 10.01.75 (51) М. Кл. G 01п 3/56

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 620.178.169 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. И. Бакрадзе, А, В. Чичинадзе, Э. Д. Браун, С. М. Николаев и Д, М. Чикваидзе

Институт механики машин АН Грузинской ССР

l (71) Заявитель (54) МНОГОПОЗИЦИОННАЯ МАШИНА ТРЕНИЯ

Изобретение относится к области испытания материалов на трение и износ, а именно к машинам трения, которые могут быть использованы, в частности, для подбора пар трения металл — полимер, работающих в узлах стационарного трения.

Известна многопозиционная машина трения, содержащая станину, закрепленные на ней узлы трения, каждый из которых состоит из держателей образца и контробразца и привода их относительного перемещения, один из узлов выполнен в виде узла возвратно-поступательного трения, механизмы создания нормальной нагрузки в паре трения, датчики параметров трения и регистрирующие устройства.

Однако на известной машине невозможно проводить испытания геометрически неподобных пар трения (например «афинского подобия»), так как она предназначена для испытаний при определенном виде контактирования образцов (возвратно-поступательное перемещение плоских образцов).

Целью изобретения является определение масштабного фактора контактирующих неподобных геометрически пар в испытуемых узлах трения.

Это достигается тем, что другой узел трения выполнен в виде узла типа вал — вкладыш, третий — в виде узла торцового трения с держателем пальчикового или кольцевого образца, держатель контробразца узлов возвратно-поступательного и торцового трения— общий и снабжен приводом вращения, а дер5 жатели образцов возвратно-поступательного и торцового трения выполнены сменными.

На фиг. 1 изображена предлагаемая машина с узлом 1 (возвратно-поступательного трения); на фиг. 2 — то же, с узлами II (топпе10 вого трения) и III (типа вал — вкладыш, т. е. узлом вращательного движения) .

Машина трения состоит из станины 1 с двумя параллельными опорными столами 2, 3 и промежуточным столом 4. К столам крепятся

15 направляющие втулки 5 — 9 (фиг. 2) для приводных валов узлов трения.

Узел 1 предназначен для испытания моделей узлов с возвратно-поступательным движением контактирующих пар (суппортов, ка20 реток, ползунов и пр.). Он состоит из вала 10 с кривошипом, на конце которого насажен подшипник, расположенный в направляющих крейцкопфа 11. К крейцкопфу крепится коромысло 12 с держателем 13 образца 14. Контр25 образец 15 крепится к держателю 16, посаженному на вал с крестовиной измерительной муфты 17, снабженной датчиками момента трения, сигнал от KQTopbIx Iepe3 TQKocúñìíèê

18 передается к регистрирующей аппаратуре

ЗО (пе показана) .

438899

Движение образца 14 обеспечивается двигателем постоянного тека 9 через клиноременную передачу 20. Двигатель 19 закреплен на подвижном кронштейне 21. Натягивается ремень при помощи винта 22. Вращательное движение кривошипа преобразуется в возвратно-поступательное движение крейцкопфа

11, а следовательно, и образца 14.

Задавая (при необходимости) контробразцу 15 вращательное движение от двигателя

23, можно получить траекторию контактирования по плоской спирали движения «по свежему следу». Оба движения независимы одно от другого, НормаTLttyto нагрузку Lt rtapc Tpct m O6ecпечивают грузы 24.

Узел II предпа3!TB . ctt д 15 испытания моделей узлов торцового трения (торцовых уплотнений, прокладок, дисковых тормозов и пр.).

Он состоит из установленного во втулке 7 приводного вала 25 с дср1кателе . 26 образца 27. В K2чсс1ве образцов toI x т BcttoTh30ваться паль.-пп;овые образцы, переставляемые по радиусу с помощью выполненных в держателе 26 отверстий, или кольцеьые образцы.

Вращательное движение вала 25 обеспечивается двигателем 19 через клинорсменную передачу 28.

В качестве контробразца узла II используется контробразец узла 1.

Механизм создания Нор " tàëüíoé нагрузки в данной паре трения гьшолнеп в виде коромысла с грузом 29 и устройства 30, содержащего нагрузку на торец вала 25. Момснг трения измеряется аналогично узлу I.

Узел III предназначен для испытания моделей узлов вращательного движения с контактированием по образующей цилиндра (имитирует работу подшп.-пп1кGB валов и осей). Он состоит из вала 31 и испытуемой втулки (или вкладыша) 32.

Вал 31 соединен с крестовиной измерительной муфты 33, снабженной датчиками момента трения, сигнал с которых через токосъемник передается на регистрирующую аппаратуру. Нормальная нагрузка в паре трения создается нагружающим устройством 34, Конструкция предлагаемой машины трения позволяст вести испытания параллельно на узлах 1 — II или II — III. Для этого держатели

lo образцов узлов 1 и II выполнены сменными.

На ней можно проводить также и самостоятельные испытания на каждом из узлов трения, например испытания подшипников скольжения; трущихся пар с регулированием ско1S рости относительного скольжения; испытания по определсни1о фрикционной теплостойкости соответственно РТМ 6 60 и т. д.

Прсдмет изобретения

Мпогопозиционная машина трения, содержащая станину, закрепленные на ней узлы треп1::я, каждый из которых состоит из держателей образца и контробразца и привода их от25 носительного перемещения, один из узлов выполнен в виде узла возвратно-поступательного трения, механизм создания нормальной нагрузки в паре трения, датчики параметров трения и регистрирующие устройства, отл иЗО ча ю ща яся тем, что, с целью определения масштабного фактора для контактирующих неподобных геометрических пар в испытуемых узлах трения, другой узел трения выполнен в виде узла типа вал — вкладыш, третий—

З5 в виде узла торцового трения с держателем пальчикового или кольцевого образца, держатель контробразца узлов возвратно-поступательного и торцового трения — общий и снабжен приводом вращения, а держатели

4О образцов узлов возвратно-поступательного и торцового трения выполнены сменными, Ъг 2

Составитель Б. Сачек

Техред Т. Курилко

Корректор A. Васильева

Редактор Е. Сотник

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3592/2 Изд. № 160 Тираж 651 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Многопозиционная машина трения Многопозиционная машина трения Многопозиционная машина трения Многопозиционная машина трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх