Катализатор для очистки отработанного газа,содержащего окись углерода

 

О п И C А Н И Е (ii) 463252

ИЗОБРЕТЕН ИЯ,Союз Советских

Соцналнстнческнх

Республнк

К ПАТЕНТУ (61) Зависимый от патента (22) Заявлено 22.09.71 (21) 1701059/23-4 (32) Приоритет 30.09.70 (31) 85119 (33) Япония

Опубликовано 05.03.75. Бюллетснь ¹ 9 (51) М. Кл. В 011 11/32

Тобударственнык комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытнй (53) УДК 66.094.382 (088,8) Дата опубликования описания 15.05.75 (72) Авторы и3обрстсппя

Иностранцы

Есихиро Куниясу, Тосиюки Сакаи и Хирото Сакаи (Япония) Иностранная фирма

«Мицуи Майнииг энд Смелтинг Ко., Лтд.» (Япония) (71) Заявитель (54) КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО ГАЗА, СОДЕРЖАЩЕГО ОКИСЪ УГЛЕРОДА

Изобретение относится к катализаторам, используемым для очистки отработанного газа, содержащего окись углерода, например выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания.

Известен катализатор для очистки отработанного газа, содержащего окись углерода, на основе окислов марганца и окислов свинца илн окислов висмута.

Однако такой катализатор, сформованный в виде таблеток или гранул или нанесенный на огнеупорную подложку, недостаточно эффективен, так как быстро истирается в процессе эксплуатации, что приводит к повышению сопротивления потоку газов, сокращению срока службы катализатора и возникновению опасности выброса катализатора вместе с отработанными газами в атмосфсру.

С целью увеличения эффективности очистки газа, уменьшения сопротивления потоку газа и повышения механической прочности катализатора последний выполняют в виде прессованных элементов со сквозными отверстиями и рифленой поверхностью, имеющих форму тороида, пластины или сектора.

Перед прессованием к катализаторной массе обычно добавляют определенное количество окислов щелочноземельных элементов, таких, как магний, кальций или барий, окислов редкоземельных элементов, например окислов иттрпя, лантапа, церия пли неодпма, окислов алюминия, кремния и висмута и окислов переходных металлов, таких, как медь, железо, кобальт, никель.

Элементы катализатора готовят методом горячего прессования катализаторной массы при 200 †7 С, предпочтительно при 300—

10 500 С в случае приготовления катализатора, состоящего из окислов марганца и окислов свинца, и при 300 — 600 С в случае приготовления катализатора, состоящего - из окислов марганца и окислов висмута.

15 Давление прессования 1 — 10 т/см -, предпочтительно 3 — 5 т/см- .

При более низких температуре и давлении прочность прессованного катализатора сии;кается. При увеличении температуры и дав20 ления свсрх указанного предела возможно изменение свойств окислов марганца или повреждение матрицы, используемой для прессования, соответственно.

Весовое процентное соотношение между

25 окислами марганца и окислами свинца в катализаторе составляет 75: 25 — 25: 75, предпочтительно 60: 40 — 40: 60, а между окислами марганца и окислами висмута — 95; 5—

463252 ) 10

15 — 50: 50, предпочтительно 90: 10 — 70: 30. В катализаторную массу обычно вводят 5 в 10, предпочтительно 7 — 8 вес., окислов щелочпоземельных и редкоземельных элементов, окислов алюминия, кремния и переход ы металлов. В катализаторпую массу, состоящую из окислов марганца и окислов свинца, добавляют 5 — 40, предпочтительно 5 — 30 вес. /о окислов висмута или переходных металлов. В катализаторную массу, состоящую из окислов марганца и окислов вис»ута, чаще всего добавляют 5 — 60, предпочтительно 10 30 вес. 1 указанных добавок.

Для увеличения механической прочности элементов катализатора в катализатор ую массу можно вводить хорошо прессующисся порошки металлов, таких, как медь, железо, никель, олово, алюминий или их сплавы.

Количество элементов катализатора, устанавливаемых в автомобиле, зависит от объем а выделяющихся выхлопных газов, формы элементов и размеров контейнера, в который их помещают. Для увеличения площади контакта с отработанными газами поверхность элемента катализатора делают рифленой, а в самом элементе выполняют необходимое число отверстий.

Отдельные элементы катализатора собирают в блоки, которые помещают в контейнер, подбирая форму отдельных элементов и блоков таким образом, чтобы обеспечить оптимальное заполнение контейнера.

Поскольку блок из элементов катализатора плотно прилегает к степкам контейнера и катализатор в процессе работы не измельчается, свободных боковых проходов для газов даже в условиях вибрации во время движения автомобиля не образуется.

Элементы катализатора могут производиться в IaccoBOAI масштабе, лсгко собираются и эксплуатируются.

На фиг. 1 изображен элемент катализатора, вид сверху; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1. Элемент 1 ка"à".ëèçàòîðà имеет рифления 2 и отверстия 3.

Пример 1. На шаровой мельнице в течение 24 час сухим способом смешивают 7 кг электролитической двуокиси марганца (ЧпО ) и 3 кг свин 1ового сурика (РЬз04) с размером частиц менее 200 мсш, полученную смесь вводят в гнездо матрицы, нагретой до 400 С, нагревают до 400 С, прсссуют 5 мин при давлении 4 т/см и получают элементы катализатора (см. фпг. 1), сопротивление которых сжатию составляет 200 — 300 кг/см -(в 2 — 3 раза выше сопротивления сжатию ооычных таблеток катализатора).

Из элементов катализатора собира1от блок в количестве — 3 кг, помещают в контейнер и пропускают через него отработанные газы с температурой -600 С, выделяющиеся при рабстс двигателя, установленного на автомобилс «Керол 360». В течение 400 час работы двигателя концентрация окиси углерода и угле20

05 водородов в очищенном газе Нс превышала

1",о и 100 ррт соответственно (степень превращения большс 90 ;о), концентрация окислов азота в газах снижалась, форма элементов катализатора незначительно изменялась, к. и. д. двигателя не снихкался.

Пример 2. Смесь 5 кг химическ:i чистой двуокиси марганца (МпО ), 3 кг свинцового сурика (Р1)зО;) с размером частиц мснсее

200 меш и 2 кг порошка электролитпчсской меди (Cu) с размером частиц 1 0 меш прессуют, как в примере 1, и получают элементы катализатора, сопротивление которых сжатию составляет 400 — 500 «r/ñì . В течение 300 час работы двигателя степень превращения окиси углерода и углеводородов составляла — 90",,, концентрация окислов азота уменьшалась.

Пример 3. Тщательно смешивают 1,5 кг элсктролитической двуокиси марганцa (»00>), 1,0 кг полуторной окиси марганца (Мп Оз) и

7 кг свинцового сурика (Pb,O ) с размером частиц менее 200 меш и 3 кг порошка железа (Ге) с размером частиц 100 меш и, как в примере 1, изготовляют элементы катал изатсра с рифленой поверхностью, сопротивление которых сжатию составляет 600 — 700 кг/см .

Элементы катализатора собирают в блок и помещают в контейнер в количестве — 4 кг.

При работе двигателя в течение — 400 час степень превращения окиси углерода и углеводородов составляла — 70 /rr.

При работе двигателя на холостом ходу и езде со скоростью 60 км/час отработанные газы содержат 4,5 и 0,3 О окиси углерода и

220 и 30 ppm углеводородов соответственно.

После пропускания газов через контейнер с катализатором концентрация окиси углерода уменьшается до 1,2 и 0,05Я>, а концентрация у,,ë åâoäoðoäoâ ro 60 и 25 ррт в соответствующем режиме работы двигателя.

Пример 4. Из смеси 9,5 кг полуторной окиси iraprанца (Чп Оз), 500 г полугорнои окиси висмута (Bi;O ), 500 г извести и 500 г полуторной окиси лаптaria (La>O>) с размером частиц меньше 200 меш изготовляют элементы катализатора аналогично примеру 3, собира от их в блоки и помещаю в цилиндрический контейнер в количестве 4 кг. В течение — 300 «ас рабо-ы сгепснь превращения окиси углерода п,. еводородов превышает 80 /О.

При работе двигателя па холостом ходу и езде со скоростью 60 км/час отработанные газы содержат „6 и 04/о окиси углерода и

230 и 90 ррт углеводородов соответственно.

После очистки содсржание окиси углерода и уi,ëeâoäoðo ioi ri указа ных режимах работы составлясг 1,2 и 0,05 ",ь и 60 и 25 ррт соответственно.

П р м е р 5. Смешивают 5 кг электролитической двуокиси марганца (МпО ), 5 кг пятиокиси висмута (В ОБ), 300 г окиси магния (MgO), 300 г окиси железа (Fe>O>) с размером частиц меньше 200 меш и 1 кг порошка железа (Гс) с размером частиц 100 мсш. изго463252

Предмет изобретения

У иг.2

Составитель Ю. Петров

Редактор Т. Шарганова Техред М. Семенов Корректоры: В. Петрова и О. Данишева

Заказ 1065/17 Изд. ¹ 493 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5

Типография, пр. Сапунова, 2 товляют элементы катализатора, как в примере 3, собирают их в блок и помещают в контейнер в количестве -4 кг. В течение

400 час работы степень превращения окиси углерода и углеводородов 80%.

При работе двигателя на холостом ходу и езде со скоростью 60 км/час отработанные газы содержат 4,8 и 0,5% окиси углерода и 250 и 90 ррт углеводородов соответственно. После очистки концентрация окиси углерода составляет 0,9 и 0,1%, а концентрация углеводородов 50 и 15 ррт для соответствующих режимов работы двигателя.

Катализатор для очистки отработанного газа, содержащего окись углерода, на основе окислов марганца и окислов свинца или окислов висмута, отличающийся тем, что, с целью увеличения эффективности очистки газа, уменьшения сопротивления потоку газа и повышения механической прочности, катализатор выполнен в виде прессованных элементов со сквозными отверстиями и рифленой поверхностью, имеющих форму тороида, пластины или сектора.

Катализатор для очистки отработанного газа,содержащего окись углерода Катализатор для очистки отработанного газа,содержащего окись углерода Катализатор для очистки отработанного газа,содержащего окись углерода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технической химии, катализаторам окисления СО, углеводородов и других веществ отходящих газов промышленных производств, а также к катализаторам, предназначенным для сжигания топлив

Изобретение относится к катализаторам на основе перовскитов для процесса окисления аммиака

Изобретение относится к способу регенерации катализатора димеризации и содимеризации низших олефинов и может быть использовано в нефтехимии

Изобретение относится к цеолитсодержащим катализаторам превращения алифатических углеводородов C2-12 в высокооктановый компонент бензина или концентрат ароматических углеводородов и способу его использования

Изобретение относится к цеолитсодержащим катализаторам превращения алифатических углеводородов C2-12 в высокооктановый компонент бензина или концентрат ароматических углеводородов и способу его использования

Изобретение относится к цеолитсодержащим катализаторам превращения алифатических углеводородов C2-12 в высокооктановый компонент бензина или концентрат ароматических углеводородов и способу его использования

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам приготовления катализаторов, предназначенных для использования в гидрогенизационных процессах при гидроочистке нефтяных фракций

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам приготовления катализаторов, предназначенных для использования в гидрогенизационных процессах при гидроочистке нефтяных фракций
Наверх