Компас

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1Ц 488087 (61) Дополнительное к авт. свид-ву ¹ (22) Заявлено 08.01.73 (21) 1869259/18-10 (5l) М, Кл. с присоединением заявки ¹

44 Olc 17/00

Гооударстаенный комитет

Совета Иннистроа СССР

IIo делам нзооретеннй н открытий (32) Приоритет—

Опубликовано 25.04.75» Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 1З О5 75 (5З) УДК 528,526. 1 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. Я. Гектин, Я. М. Фомкин, В. Ф. Шорохов и В. И. Глазьев (71) Заявитель (54 ) КОМПАС

Изобретение относится к созданию дистанционных магнитных курсовых систем для опускаемых устройств гидроакустических станций вертолетов, работающих в условиях больших температурных перепадов, вибрационных и ударных нагрузок, больших дифферентах и кренах носителя.

В известных дистанционных магнитных курсовых системах компас представляет собой магнитную картушку, помещенную в lO корпус, заполненный поддерживак. щей и демп- фируюшей токопроводящей жидкостью. На картушке и корпусе располагаются токосъем ные контакты; корпус и картушка выполняются из изоляционного материала. В корпу- 15 се имеется отверстие, к которому присоединяется сильфон, служащий для стабилизации внутреннего давления, вызванного различными коэффициентами объемного расширения материала корпуса и заполняющей его хО жидкости, Корпус помещается в карданов подвес и стабилизируется в плоскости горизонта физическим маятником (грузом).

Сильфон и груз располагаются с одной стороны корпуса снизу, причем груз охватыва- з5 ет сильфон. В корпусе имеется специальная полость, обеспечивающая свободу перемещения сильфона при изменении давления внутри корпуса. Ииогда сильфон устанавли-! вают на картуптке и используют вместо поплавка (часто вместо сильфона использует« ся уводящая камера, заполненная воздухом).

Картушка удерживается в плоскости горизонта комбинированным маятником, состоящим из груза (смещенным относительно опоры магнитными стрелками) и поплавка, Подьемную силу поплавка в жидкости выбирают такой, чтобы вес картушки в жидкости не превышал несколько грамм (для предохранения керйа и подпятника от смятия и уменьшения застоя картушки).

Однако при использовании уводящей ка меры возможно попадание пузырьков воздуха из уводящей камеры под основание картушки, что приводит к нарушению ее балансировки, Кроме того, под основание картушки могут попадать пузырьки газа, образующиеся иэ-эа испарения жидкости при изменении температуры и давления

I внутри корпуса. Нарушение баланги >овки

468О87

3 I картушки приводит во Всех случаях к нару-" шению взаимного расположения токосъемных контактов картушки и,корпуса и, как следствие этого, к ошибке определения

» магнитного курса.

Цель изобретения - повышение точно-. сти компаса в условиях вибрации, ударов и изменения окружающей температуры, уменьшение веса и габаритов.

Для этого корпус сферической формы изготовлен из изоляционного материала, например, полиэтилена, и соединен с металлическим грузом карданового подвеса резьбовым хвостовиком.

Кроме того, основание картушки имеет

I выпуклую форму, в верхней части которой расположены отверстия.

Под верхней крышкой корпуса установлена коническая перегородка, в верхней части . :20 которой расположено отверстие, На чертеже покадан компас.

Компас состоит иэ корпуса 1 с крышкой

2 с заливочныл> отверстием, заглушенным винтом 3 и прокладкой 4. Корпус 1 и крыш-

25 ка 2 соединяются между собой с помощью резьбы, а между ними расположена уплотнительная прокладка 5. Корпус крепится к грузу 6 TdK же с помощью резьбы. Крышка 7 с отверстием ограничивает перемеще4 ния киртушки 8 в вертикальном направлении н пе позволяет керну 9 выйти иэ конуса подиятника 10. На картушке 8 и корпусе 1 расположены токосъемные контакты (на чергеже ие показаны). Картушка 8 состоит из поплавка 11 и основания 12, на котором закреплен керн 9 и магниты 13. Компас. закрепляется/ в кардановом подвесе, а груз 6 стабилизирует датчик относительно вертикали места, Во внутреннем кольце карданового под-. лы.,а 14 компас крепится с помощью осей

15, а упор 16, входяший в паз груза 6, ограничивает угол наклона компаса в карда»новом подвесе.

Весь внутренний объем корпуса заполнен токопроводящей и поддерживакщей жидкостью, Картушка 8 стабилизируется относич ельне вертикали места комбинированным маятникол, состоящим иэ поплавка 11 и магнитов 13. Токосъемные контакты картушки и корпуса расположены в одной плоскости А-А и удерживаются в согласованном положении с помощью маятников.

Из-за взаимодействия магнитов 13 картушки 8 с магнитным полем Земли, картуш ка 8 устанавливается и удерживается в плоскости магнитного меридиана. В зависимости от взаимного расположения токосъемных контактов картушки и корпуса с компаса снимается сигнал, пропорциональный магнитному курсу объекта, в котором установлен компас. Корпус 1 с крышками 2 и 7, поплавок 11 и основание 12 выполнены из полиэтилена.

Для обеспечения свободы расширения стенок корпуса между выступами груза 6 и боковыми стенками корпуса имеется зазор, а крепление корпуса к грузу 6 производится за нижнюю часть корпуса 1.

Для исключения возможности нарушения

1 горизонтальная картушка 8 при попадании под основание 12 пузырьков воздуха или .паров заполняющей котелок жидкости, стенки основания 12 имеют наклон относитель: но горизонта на угол Ф . В случае нона

1 дания пузырька воздуха под основание 12 картушки 8 пузырек за счет наклона стенки корпуса переместится в верхнюю часть кор пуса, где сделаны отверстия по всему периметру, и выйдет из-под картушки.

Для сбора пузырьков воздуха q паров

l жидкости и предотвращения их вторичного попадания под основание 12 картушки 8 служит крышка 7. Стенки ее наклонены к плоскости горизонта под углол С в центре ил еется отверстие. Пузырьки воздуха или пара выйдя из-под картушки перемешаются по наклонной стенке крышки 7 и через отверстие в ее верхней части — в камеру между крышками 2 и 7. При наклоне магниточувствительного датчика пузырьки воздуха или пара уже не могут выйти иэ камеры, расположенной между крышками2и 7.

Для сокращения габаритов карданового подвеса при таких больших углах прокачки компасу придана форма шара и для повышения надежности крепления компаса в кардановом подвесе корпус крепится к грузу 6 и не имеет никаких механических нагрузок. Груз 6 имеет выступы на кото»рых расположены элементы крепления компаса в подвесе. При таком исполнении материал корпуса несет небольшие механические нагрузки (только собственный вес) и имеет незначительные . деформации нри механических воздействиях.

Предмет изобретения

1.. Компас, состоящий из картушки, карданового подвеса с грузом и корпуса, за468О87 о полненного токопроводящей жидкостью, отличающийся тем, что, с целью, повышения надежности и уменьшения габаритов, корпус изготовлен из изоляпионногр

O материала, например, полиэтилена, имеет форму сферы и соединен с металлическим, грузом карданового подвеса резьбовым хво стовиком.

2. Компас по и. -1, о т ж и ч а ю ш и йс я тем, что основание.:картушки имеет вы-. пуклую форму, в верхней части ее расположены отверстия.

3, Компас по п. 2, о т л и ч а ю ш и йс s тем, что под верхней крышкой корпуса установлена коническая перегородка в верхней части которой расположено отверстие.

Компас Компас Компас Компас 

 

Похожие патенты:

Буссоль // 393579

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в визуальных и оптических магнитных компасах с дистанционной передачей информации о курсе

Изобретение относится к лесохозяйственному производству

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и предназначено для измерения магнитного курса и углов наклона подвижных объектов

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к компонентным датчикам магнитного поля (магнитометрам) и устройствам для определения ориентации движущихся объектов относительно геомагнитного поля

Буссоль // 2155934
Изобретение относится к измерительным приборам, применяемым, в частности, при лесоустроительных работах для измерения румбов, магнитных азимутов и горизонтальных углов

Буссоль // 2155934
Изобретение относится к измерительным приборам, применяемым, в частности, при лесоустроительных работах для измерения румбов, магнитных азимутов и горизонтальных углов
Наверх