Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины

 

1 I

П Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ (i i) 4690 07

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.01.73 (21) 1870558/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.75. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 14.07.75 (51) М. Кл. F 16с 33/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.882.6 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

П. С. Коряковцев и Ю. В. Тихвинский (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫСОКООБОРОТНОГО

РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны подшипники качения для высокооборотного ротора трубомашины, содержащие внутреннюю и наружную обоймы, между которыми размещены тела качения, причем наружная обойма выполнена с тангенциальными отверстиями, одни из которых наклонены в направлении вращения вала ротора, а другие — в противоположном направлении, и все указанные отверстия сообщены с одной стороны с зазором между наружной обоймой и опорой подшипника.

Цель изобретения — улучшение смазки подшипника.

Это достигается тем, что в предлагаемом подшипнике на внутренней и наружной обоймах со стороны тел качения выполнены соосно кольцевые канавки, а тангенциальные отверстия с другой стороны сообщены с кольцевой канавкой наружной обоймы. При этом тангенциальные отверстия, наклоненные в противоположном направлении относительно вращения вала ротора, расположены под углом к плоскости, проходящей через центры тел качения подшипника. Внутренняя обойма также выполнена с тангенциальными отверстиями, сообщенными с одной стороны с кольцевой канавкой внутренней обоймы, а с другой — с зазором между валом и внутренней обоймой.

На фиг. 1 показан предлагаемый подшипник, установленный в опоре в осевом разрезе;

5 на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 2.

Подшипник состоит из наружной 1 и внутренней 2 обойм сепаратора 3 и шариков 4.

При разъемных обоймах кольца могут фик10 сироваться относительно друг друга штифтамп 5 для совмещения выполненных на соприкасающихся торцовых поверхностях канавок, образующих в собранном подшипнике отверстия для циркуляции масла. На желобах

15 внутренней и наружной обойм в средней плоскости выполнены соответственно кольцевые канавки 6 и 7. Форма и размеры канавок определяются величиной прокачки масла через подшипник, диаметром шариков и углом кон20 такта подшипника.

В опоре выполнены кольцевые канавки

8 и 9.

На фиг. 2 и 3 показано относительное расположение каналов для циркуляции масла. В

25 канавку 6 выходят отверстия для подвода масла, образованные криволинейными канавками 10 на соприкасающихся торцовых поверхностях колец разъемной внутренней обоймы. В канавку 7 выходят отверстия ll для

469007 подвода масла и отверстия 12 для отвода отработанного масла через наруж 1ое кольцо.

Количество отверстий 11 и 12, канавок 10 и их размеры определяются требуемой прокачкой масла через подшипник и его геометрическими размерами. Расположение их по окружности — равномерное.

Оси канавок 10 на выходе в канавку 6 и оси отверстий 11 и 12 на выходе в канавку 7 находятся в плоскостях, касательных или близких к ним (к соответствующим кольцевым канавкам 6 и 7). При этом маслоподводящие отверстия 11 и канавки 10 выходят в соответствующие кольцевые канавки 7 и 6 по направлению окружной скорости сепаратора с комплектом шариков относительно соответствующего кольца подшипника, а маслоотводящие отверстия 12 — против направления окружной скорости сепаратора. Оси маслоподводящих отверстий 11 и канавок 10 лежат в средних плоскостях кольцевых канавок. Маслоотводящие отверстия 12 можно было бы также располагать в этой плоскости.

Но при этом значительно усложняется конструкция опоры, так как требуется строгая фиксация кольца подшипника в окружном направлении относительно опоры для совмещения отверстий в опоре и в кольце.

Для упрощения конструкции опоры маслоотводящие отверстия 12 расположены под некоторым углом (см. фиг. 3) к средней плоскости подшипника. Величина угла определяется расстоянием а между средней плоскостью подшипника и точкой входа в обойму отверстия 12, которое должно быть достаточным для конструктивного размещения в опоре кольцевой канавки 8 для отвода масла.

Рекомендуется отверстия 13 в опоре для отвода масла и отверстия 14 для подвода масла располагать в плоскостях, близких к касательным к соответствующим кольцевым канавкам 8 и 9 в опоре (см. фиг. 2). Направление подвода и отвода масла при этом дол>кно совпадать с окружной скоростью сепаратора подшипника.

В описанной конструкции подшипника масло подается непосредственно к местам контакта деталей подшипника, что улучшает теплоотвод, снижает потери на трение и вероят5 ность появления задира и износа. При этом масло создает значительно меньшее сопротивление движению деталей подшипника за счет согласования (по направлению) движения масла и деталей подшипника. Отпадает так10 же необходимость установки на опорах боковых форсунок для подачи масла при применении предлагаемого подшипника.

Предмет изобретения

1. Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины, содержащий внутреннюю и наружную обоймы, между которы20 ми размещены тела качения, причем наружная обойма выполнена с тангенциальными отверстиями, одни из которых наклонены в направлении вращения вала ротора, а другие— в противоположном направлении, и все ука25 занные отверстия сообщены с одной стороны с зазором между наружной обоймой и опорой подшипника, отличающийся тем, что, с целью улучшения смазки подшипника, на внутренней и наружной обоймах со стороны

30 тел качения выполнены соосно кольцевые канавки, а тангенциальные отверстия с другой стороны сообщены с кольцевой канавкой нару>кной обоймы.

2. Подшипник по и. 1, отличающийся

35 тем, что тангенциальные отверстия, наклоненные в противоположном направлении относительно вращения вала ротора, расположены под углом к плоскости, проходящей через центры тел качения подшипника.

40 3. Подшипник по п. 1, отличаю щи йс я тем что внутренняя обойма выполнена с тан I генциа",üíûìè отверстиями, сооощенными с одной стороны с кольцевой канавкой внутренней оооймы, а с другой стороны — с зазором

45 между валом и внутренней обоймой.

469007

А-А

Корректор H. Стельмах

Редактор H. Суханова

Заказ 2024 11 Изд. ¹ 1388 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совста Министров СССР по делам изобретений н открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4, 5

Типография, пр. г апунова, 2

Составитель С. Рябинина

Техред Т. Миронова иг. Z

b-б

Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх