Способ оценки склонности смазочных масел к коксообразованию

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТО?СКОМУ С81 1ДЕТЕДЬСТВУ и 11 469 OI85

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.74 (21) 1981840/23-4 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.?5. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 24.07.75 (51) М. Кл. G Oln 33/30

Государственный комитет

Совета Министров СССР ,во делам изобретений н открытий (53) УДК 621.892(088.8) (72) Авторы изобретения П, Ф. Григорьев, П. П. Третьяков, M. М. Вахмянина и М. Г. Трусенев

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

К КОКСООБРАЗОВАНИ1О

Изобретение относится к способу оценки склонности смазочных масел к коксообразованию в каналах систем смазки машин.

Известен способ определения склонности смазочных масел к коксообразованию, например, в авиационных газотурбинных двигателях (ГТД) путем окисления пленки масла под воздействием повышенных температур и агрессивных сред.

Сущность его заключается в определении склонности масел к окислению на наружных поверхностях деталей машины во время ее работы под воздействием высоких температур и кислорода воздуха при непрерывной прокачке масла через жиклер. Для окисления масла используют тепло, выделяемое при трении в узлах машины. При необходимости предусмотрен дополнительный электроподогрев.

Однако известный способ, обеспечивая возможность определять склонность масел к коксообразованию на наружных поверхностях деталей во время работы машины, не позволяет оценивать склонность масел к коксообразованию в каналах системы их подачи в узлы машины. Например, во время работы машины, когда каналы системы смазки полностью заполнены циркулирующим в них под давлением маслом, процесс окисления масла

В каналах невозможен из-за отсутствия в них окислителя. После остановки машины масло вытекает из каналов, оставляя на их поверхностях пленку определенной толщины, которая может свободно окисляться под воздействием высоких температур и кислорода воздуха, проникающего в каналы. Такая картина наблюдается в ГТД, когда после пх остановки тепло от ротора турбины, облада1о цего к тому же большой массой, передается в остальные узлы двигателя.

Этот период для системы смазки ГТД является наиболее тяжелым, так как температура ее элементов, особенно в районе узла подшипника турбины, может достигать высоких значений (270 С и выше). За время работы двигателя осуществляется большое количество его остановок (несколько тысяч), при каждой из KOTopblx на поверхностях каналов образуется пленка продуктов окисле20 ния масла определенной то;.щины, .В результате этого процесса происходит полное закоксовывание (закупорка) отдельных каналов системы смазки, что ведет к прекращению подачи масла в отдельные узлы ГТД, например

25 в подшипники.

Целью изобретения является повышение точности оценки склонности смазочных масел к коксообразованню в каналах.

Это достигается тем, что по предлагаемо30 му способу масло циклически прокачивают

469085 через жиклер с последующим нагреванием жиклера в каждом цикле до температуры, превышающей температуру коксования испытуемого масла, и охлаждением жиклера до исходной температуры и по изменению количества прокачиваемого масла через жиклер в единицу времени судят о склонности масла к коксообразованию.

Способ заключается в том, что непрерывно подогреваемое масло периодически прокачивают через жиклер, температуру которого изменяют циклически. При этом за каждый цикл изменения температуры жиклера производят через него одну прокачку масла. Для обеспечения окисления масла к жиклеру подводят воздух или другой окислитель. Качество масла оценивают по изменению величины его прокачки через жиклер, происходящему вследствие уменьшения площади проходного сечения жиклера из-за отложения на его стенках продуктов окисления масла.

Применение этого способа позволяет определять склонность масел к коксообразованию в каналах систем смазки машин. Последнее дает возможность оценивать эффективность применения различных масел и присадок к ним для предотвращения закупорки каналов систем смазки машин.

На чертеже приведены результаты испытания двух образцов масел с помощью предлагаемого способа.

По оси абсцисс отложено количество циклов теплового воздействия на жиклер, через который периодически прокачивают постоянно подогреваемое до температуры 120+5 C масло, а по оси ординат-величина прокачки масла через жиклер в л/мин, осуществляемая при давлении масла равном 4,5+0,1 кг/см .

После воздействия 500 циклов теплового нагружения жиклера величина прокачки масла А снизилась на 44 /о (с 6,4 л/мин до

3,6 л/мин), а масла Б — на 12О/о (с 6,4 л/мин до 5,6 л/мин). Такое различие в уменьшении прокачки масел объясняется разной их стойкостью к окислению в канале жиклера. Каж10 дый цикл испытания выглядит так.

Перед началом теплового нагружения жиклера через него прокачивают испытуемое масло в течение 3 мин, затем температуру жиклера повышают до 265+-5 С в течение

15 30 мин, а в течение 27 мин снижают до

175+5 Ñ, после чего через жиклер вновь прокачивают масло и температуру снижают за

3 мин прокачки масла до 120+-5 С. Далее цикл п о втор я ю т.

Предмет изобретения

Способ оценки склонности смазочных масел к коксообр азованию путем окисления

25 масла при прокачке его через жиклер при повышенной температуре, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оценки, масло циклически прокачивают через жиклер с последующим нагреванием жикле30 ра в каждом цикле до температуры, превышающей температуру коксования испытуемого масла, и охлаждением жиклера до исходной температуры и по изменению количества прокачиваемого масла через жиклер в еди35 ницу времени судят о склонности масла к коксообразованию.

/00 200 300

Кюги чв=п 3в иихло6 е — - Щ у п f

— >; / ГЛОЛ

Составитель Л. Иванова

Редактор Н. Суханова

Техред М. Семенов

Корректор О. Тюрина

Заказ 1716/12 Изд. № 1407 Тираж 902 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Т пография, пр. Сапунова, 2

Способ оценки склонности смазочных масел к коксообразованию Способ оценки склонности смазочных масел к коксообразованию Способ оценки склонности смазочных масел к коксообразованию 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх