Способ сборки прессовых соединений деталей типа вал-втулка

 

О П И С А Н И Е - - --ттт>47"Б89

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.05.73 (21) 1 920584/25-27 (51) М. Кл. В 23р 11/02 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет (23) Приоритет—

Совета Министров СССР по делам изобретений

Опубликовано 14.06.75. Бюллетень ¹ 22

Дата опубликования описания 10.09.75 (53) УДК 658.515 (088.8) и открытий (72) Авторы изобретения

Ю. С. Архангельский и Ю. П. Завгородний (71) Заявитель

Государственный проектно-технологический и экспериментальный институт «Оргстанкинпром» (54) СПОСОБ СБОРКИ ПРЕССОВЪ|Х СОЕДИНЕНИЙ

ДЕТАЛЕЙ THHA ВАЛ вЂ” ВТУЛКА

Изобретение относится к области механосборочных работ, в частности к прессовым соединениям.

Известен способ сборки прессовых соединений деталей типа вал — втулка, заключающийся в том, что перед сборкой одну из деталей — втулку охлаждают.

Однако известный способ не обеспечивает требуемой точности сборки тонкостенных и разностенных втулок.

По предлагаемому способу для повышения точности сборки, преимущественно тонкостенных втулок перед сборкой замеряют в полярных координатах на приборе с получением круглограмм разностенность втулки и некруглость посадочной поверхности отверстия, после чего полученные круглограммы накладывают одна на другую и совмещают их центры полярных координат, затем путем поворота круглогра мм одной относительно другой определяют угол, обеспечивающий минимальные расстояния между кривыми круглограмм по всему их периметру, после чего запрессовываемую втулку поворачивают на полученный угол относительно посадочного отверстия корпуса.

На фиг. 1 — представлена круглограмма измерения разностенностп втулки в полярных коорд;шатах; па фнг. 2 — круглограмма измерения некруглости отверстия корпуса; на фиг. 3 — угловое положение круглограмм, обеспечивающее поворот втулки относительно посадочного отверстия корпуса; на фиг.

4 — круглогрямма измерения точности сборки, т. е. отверстия втулки, запрессованной в посадочное отверстие корпуса после углового смещения.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

На стационарных илн переносных приборах для измерения некруглостп производят измерение некруглостн посадочной новерхности отверстия корпуса с записью рсзультатов измерений в полярных координатах (фиг. 2).

При этом снимают круглограмму, затем IIpoизводят измерение разностенностн втулки с записью рсзультатов измерений в полярных координатах (фнг. 1), получают круглограмму. Круглограмма разностснностн втулки копируется на прозрачной бумаге н накладывается на круглограмму. Некруглости отверстия корпуса, центры их полярных координат совмешают. Круглограмму измерения разностенности втулки поворачивают вокруг центра, относительно некруглостн отверстия через каждые 30 (фиг. 3).

8 каждом угловом положении круглограъ!мы (2 визуально оценивается величина, i †где p, . — текущий радиус — вектор измерения некруглости отверстия. р,. — текущий радиус — вектор измерения разностснности втулки. Оптимальным углом является угол, для которого величина (— p ) = . (p < —;) =min (фиг. 3), т. е. кривые круглограмм должны стремиться к сближению, а именно, оптимальный угол положения должен обеспечить минимальные расстояния между кривыми круглограмм по всему их периметру. Идеальным является случай, когда форма отверстия совпадает с формой записи разностенности.

Тогда для получения точной формы отверстия во втулке необходимо и достаточно, чтобы величина р, . —,. была постоянной. Например, если форма отверстия и разностенности похожи»а эллипс или овал, то при установке втулки в отверстие ее необходимо развернуть так, чтобы направления больших и малых осей совпали. !После определения угла разворота втул!ка и корпус маркируются. Маркировочный знак наносится на торец втулки и торцевую поверхность корпуса. ,Втулку покрывают слоем пизкотемпературной смазки, например, НГ 212 ТУ 38-1-270-69, при охлаждении втулки до температуры

50 — 60 С (при более низких температурах охлаждения этим маслом смазывают поверхность отверстия корпуса), после чего втулку охлаждают до необходимой температуры в холодильной камере.

Охлажденную втулку помещают перед отверстием корпуса так, чтобы маркировочные знаки на втулке и на торце корпуса совпали, и в этом угловом положении втулку устанавливают в отверстие корпуса.

Для определения точности отверстия уже запрессованной втулки снимают круглограм10 му (фиг. 4), показывающую, насколько повысилась точность отверстия втулки по сравнению с имевшимся до сборки.

Предмет изобретения

l5

Способ сборки прессовых соединений деталей типа вал — втулка, заключающийся в том, что перед сборкой одну из деталей— втулку охлаждают, отличающийся тем, что, 20 с целью повышения точности сборки, преимущественно тонкостенных втулок, перед сборкой замеряют в полярных координатах на приборе с получением круглограмм разностенность втулки и некруглость посадочной

25 поверхности отверстия, после чего полученные круглограммы накладывают одну на другую и совмещают центры их полярных координат, затем путем поворота круглограмм одной относительно другой опеределяЗО ют угол, обеспечивающий минимальные расстояния между кривыми круглограмм по всему их периметру, после чего втулку поворачивают на полученный угол относительно посадочного отверстия корпуса.

473589

9 иг. +

Составитель И. Басова

Техред Т. Миронова

Корректор В. Гутман

Редактор Л. Василькова

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 750/1180 Изд. 11ь 1534 Тираж 1061 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ сборки прессовых соединений деталей типа вал-втулка Способ сборки прессовых соединений деталей типа вал-втулка Способ сборки прессовых соединений деталей типа вал-втулка Способ сборки прессовых соединений деталей типа вал-втулка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении
Наверх