Устройство для перемещения поперечины металлорежущего станка

 

п1т 48583 !

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советский

Социалистических

Республик (; ь (61) Дополнительное к авт свид-ву (22) Заявлено 04.03.74 (21) 2003753/25-8 с присоединением заявки Kв (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.75. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 19.12.75 (51) M. Кл. В 23d 7/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изабретений и открытий (53) УДК 621.912.13-229.382 (088.8) (72) Автор изобретения

В. А. Архаров (71) Заявитель

Ульяновское головное специальное конструкторское б тяжелых и фрезерных станков

I,.т 1 тт( (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПОПЕРЕЧИНЫ

МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности станкостроения, и может быть использовано для перемещения и выравнивания поперечины на стойках продольно-обрабатывающего станка.

Известны устройства для перемещения поперечины металлорежущего станка, ходовые винты которого кинематически связаны с регулируемым приводным электродвигателем через редукторы и муфту разрыва ки ематической цепи привода одного из них.

Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что муфта разрыва ки нематической цепи размещена в одном из редукторов, ведущая полумуфта муфты разрыва жестко связана с приводным зубчатым колесом и свободно посажена на валу редуктора, а ведомая полумуфта зафиксирована на этом же валу от п роворота и связана с подпружиненным поршнем размещенного в корпусе редуктора силового цилиндра, и двумя толкателями, воздействующими на переключатели оборотов двигателя.

Ведомая полумуфта муфты разрыва снабжена кулачком, взаимодействующим с кулачком ведомой им шестерни редуктора.

Это позволяет обеспечить дистанционное управление процессом выравнивания поперечины и исключить аварийный перекос поперечины при ее выравнивании.

На фиг. 1 приведена блок-схема кинематпческой цепи привода перемещения поперечины; на фиг. 2 — разрез редуктора (на фиг. 1 обозначен позицией 4); на,фпг. 3 — разрез

5 редуктора (на фпг. 1 обозначен позицией 8).

Устройство для перемещения поперечины включает регулируемый электродвигатель 1, связанный через валы 2 и 3 редуктор 4 с voдовым винтом 5, а через валы 6 и 7 редуктор то 8 с ходовым винтом 9.

Редуктор 4 кпнематическп связывает вал 3 с ходовым винтом 5 через шестерню 10, зацепленную с зубчатым колесом 11 редуктора 4.

15 Зубчатое колесо 11 посредством шпанки 12 жестко связано с ведущей полумуфтой 13 муфты разрыва кинематической цепи редуктора 4. Ведущая полумуфта 13 наружной цили ндрической поверхностью посажена в под2о шипниках 14, установленных в стакане 15 корпуса 16 редуктора 4.

Ведущая полумуфта 13 через опорную втулку 17 свободно посажена на вал 18.

На торце ведущей полум фты 13 выполнен кулачок 19, который может быть зацеплен с соответствующим ему кулачком 20, расположенным HQ торце конической шестерни 21, Ко торая посажена на шлицевой конец вала 18.

Кулачки 19 и 20 при сборке редуктора располагаются под углом 180 один к другому.

485831

3

Наружной цилиндрической поверхностью коничеакая шестерня 21 опирается на подшипник 22, посаженный в корпусе 16 редуктора 4.

На правый шлицевой конец вала 18 посажена ведомая полумуфта 23 муфты разрыва кинематической цепи.

К стакану 15 прикреплен силовой цилиндр

24 с крышкой 25 и поршнем 26.

Между поршнем 26 и крышкой 25 на толкателях 27 и 28 размещены пружины 29 сжатия, Толкатель 27 связа н с конечным выключателем 30, переключающим обороты регулируемого привод ного электродвигателя 1 с режима перемещения поперечины на режим выравнивания.

Толкатель 28 связан с конечным выключателем 31, контролирующим сцепление муфты разрыва цепи с целью исключения пуска электродвигателя на высоких оборотах, соответствующих режиму перемещения при невключенной муфте разрыва.

Поршень 26 посредством втулки 32 и стопорного кольца 33 связан с ведомой полумуфтой 23 муфты разрыва ки нематической цепи.

Коническая шестерня 21 находится в зацеплении с коническим зубчатым колесом 34, жестко посаженным на вал 35. Последний установлен в подшипниках 36 и 37 корпуса

16 редуктора 4. На вал 35 посажена также шестерня 38, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом 39, которое через шпонку

40, втулку 41 и шпонку 42, связано с ходовым винтом 5.

Вал 7 кинематически связан с ходовым винтом 9 через шестерню 43, зубчатое колесо

44, вал 45, коническую шестерню 46, коническое зубчатое колесо 47, вал 48, шестерню 49, зубчатое колесо 50, шпонку 51, втулку 52 и шпонку 53.

Устройство работает следующим образом.

Нажимают кнопку «перемещение поперечи. ны» на пульте управления станка, сообщая вращение электродвигателю 1 на оборотах в диапазоне рабочих подач. При этом вращение от электродвигателя 1 передается одновременно через редукторы 4 и 8 на ходовые винты 5 и 9; на ходовой винт 5 — через валы

2 и 3, шестерню 10 вала 3, зубчатое колесо 11, шпонку 12, ведущую полумуфту 13 муфты разрыва кинематики редуктора 4, ведомую полумуфту 23 этой муфты, шлицы вала 18, коническую шестерню 21, коническое зубчатое колесо 34, вал 35, шестерню 38, зубчатое колесо 39, ш понку 40, втулку 41, шпонку 42; на ходовой винт 9 — через валы 6, 7, шестерню 43, зубчатое колесо 44, вал 45, коническую шестерню 46, коническое зубчатое колесо 47, вал 48 шестерню 49, зубчатое колесо 50, шпонку 51, втулку 52, шпонку 53.

Нажимают кнопку «выравнивание поперечины» на пульте управления станка. При этом рабочая среда, находящаяся под давлением (воздух или жидкость), поступает в полость

60 между поршнем 26 и уступом стакана силового цилиндра редуктора 4.

Поршень 26, сжимая пружины 29, перемещается вправо и через втулку 32 и стопорное кольцо 33 воздействует на ведомую полумуфту 23 муфты разрыва кинематической цепи редуктора 4, вызывая ее расцепление.

Одновременно толкатель 27, перемещаясь совместно с поршнем 26 вправо, воздействует на конечный выключатель 30, вызывая включение регулируемого электродвигателя 1 на обороты выравнивания (самые низкие обороты). При этом вращение от электродвигателя

1 передается через валы 6 и 7, шестерню 43 вала 7, зубчатое колесо 44, вал 45, коническую шестерню 46, коническое зубчатое колесо 47, вал 48, шестерню 49, зубчатое колесо

50, шпонку 51, втулку 52, шпонку 53 на ходовой винт 9, а через валы 2 и 3, шестерню

10 вала 3, зубчатое колесо 11, ш понку 12— кулачку 19 ведущей полумуфты 13 муфты разрыва кинематической цепи редуктора 4.

Передаточное отношение шестерни 10 и зубчатого колеса 11 выбрано таким, что для устранения перекоса поперечины кулачок 19 ведущей полумуфты 13 совершает поворот на величину (180 . Поэтому кулачок 19 в процессе выра внивания не передает вращения кулачку 20 конической шестерни 21.

Таким образом, вращение от электродвигателя 1 передается только одному ходовому винту 9.

После установки поперечины в горизонтальное положение, отпускают кнопку «выравнивание поперечины». При этом прекращаегся подача рабочей среды под поршень

26. Под действием пружин 29 поршень 26 перемещается влево, производя сцепление ведомой полумуфты 23 с ведущей полумуфтой

13.

Одновременно кулачок толкателя 28 нажимает на конечный выключатель, который .разрешает включение электродвигателя 1 на любых обопотах в диапазоне рабочих подач.

Если кнопка «выравнивание поперечины» после установки последней в горизонтальное положение не отпущена, кулачок 19 ведущей полумуфты 13 муфты, разрыва кинематики, повернувшись на угол 180, придет в контакт с кулачком 20 и начнет передавать вращение конической шестерне 21. В результате этого вращение от электродвигателя 1 будет передаваться на оба ходовые винты 5 и 9, что предотвратит аварийный перекос поперечины.

Конструкция предлагаемого устройства позволяет осуществить дистанционное управление процессом выравнивания поперечины и исключает возможность ее аварийного перекоса.

Предмет изобретения

1. Устройство для перемещения поперечины металлорежущего станка, ходовые винты которого кинематически связаны с регулируемым приводным электродвигателем через ре485831

Ж 5 дукторы и муфту разрыва кинематической цепи привода одного из них, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью дистанционного управления процессом выоавнивания поперечины, муфта разрыва кинематической цепи размещена в одном из редукторов, ведущая полумуфта разрыва жестко связана с приводным зубчатым колесом и свободно посажена на валу редуктора, а ведомая полумуфта зафиксирована на этом же валу от проворота и связапа с подпружиненным поршнем размещенно<о в корпусе редуктора силового цилиндра и двумя толкателями, воздействующими на пе. реключатели оборотов двигателя.

5 2. Устройство по и. 1, отл н ч а-ю щеес я тем, что, с целью исключения аварийного перекоса поперечины при ее выравнивании, ведомая полумуфта разрыва снабжена кулачком, взаимодействующим с кулачком ведомой

10 им шестерни редуктора.

485831

99 ЧВ 117 Цб

5Z

Составитель Г. Довнар

Техред Т. Миронова Корректор Т. Добровольская

Редактор Н. Суханова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3105/5 Изд. М 1873 Тираж 1061 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5

Устройство для перемещения поперечины металлорежущего станка Устройство для перемещения поперечины металлорежущего станка Устройство для перемещения поперечины металлорежущего станка Устройство для перемещения поперечины металлорежущего станка 

 

Наверх