Герметичный электродвигатель с колеблющимся ротором
Сеттоз Советски н
Соцнаиистическин о есвублик (i ) 492976
1 (61) Леполнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено13.06,72 (21) 1796839/24-7 с ттрисоединением заявки ¹ (23) Приоритет(43) Опубликовано21 11 7-" . Бюллетень 0 3 (45) Дата опубликования описания OR,04.76 (щ) ypy 621.313.39 (088.8) Государственный квинтет
Совета Мнннатраа СССР во делам нзобретеннл н открытий (72) Автор. изобретения
Ю. E. Окулов (71) Заявитель (54) Г1 " РМЕТИЧ1(ЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛ1з
С КОЛ Е БЛ Ю1 (H MCH РОТОРОМ полюса 3, Три катушки 4 статорной обмотки соединены по схеме звезда. Ось 5 кртяшки 6, крепящейся к корпусу 1 винтами 7, смещена по отношеншо к продольной оси статора на величину эксцентриситета Е. На оси
5 установлено на подшипнике 8 колесо/9, имеющее наружные зубья и наружный дбод
10. Колесо 9 своими зубьями и наруЖным ободом 10 находится в зубчатом и ф1 икционном зацеплении с внутренними зубьями и наружной поверхностью обода колеса 11 ротора 12. Осевая линия колеса 11 смещена по отношению к продольной оси ротора на величину аксцентриситета Е. Ротор 12 установлен на подшипниках 13 и L4 на коленчатой шейке кривошип о, о вала 15, опирающегося на подшипники 16 в корпусе 1 и имеющего для устранения вибраций балансирный противовес 17. Сильфон 18 одним своим торцом приварен герметично к ротору, другим — к герметиэирующему кольцу 19, поджиман>щему винтами 20 сальниковое уплотнение 21 в корпусе 1, Герметичное соединение корпуса 1 с камерой, имеющей аг ресс твную среду, обеспечивается фланцем
Известен герметичный электродвигатель с колеблющимся ротором, содержащий герметизирующий сильфон, соединенный с одним торцом ротора, пару зубчатых колес внутреннего зацепления, иэ которых колесо наруж- 5 ного зацепления шарнирно связано со статором, а колесо внутреннего зацепления жестко соединено с другим торцом ротора, и механизм удержания ротора от вращения вокруг своей продольной оси. 10
Однако механизм удержания ротора ат вращения вокруг своей продольной оси имеет сложную конструкцию»
Цель изобретения — упрощение указанного механизма. и
Для этого колесо внутреннего зацепления смещено относительно продольной оси ротора, а колесо наружного зацепления смещено„на ту же величину несоосности относительно продольной оси статора.
На фиг. 1 изображен прецлагаемый электродвигатель, продольный разрез; на фиг, 2.то же, разрез А-А на фиг. 1.
К корпусу 1, выполняюшему роль ярма статора двигателя, крепятся винтами 2 три (Я) М. Кл,1102 k 41/06
22 с помощью сальникового yr.ëîríåèèg 33
Таким образом, в электродвигателе устра нено сальнкковое уплотнение подвижного соединения. Ирашаюшийся вал 15 двигателя, находящийся в полости агрессивной среды, надежно загерметкзирован or внешней среды с помощью сальникового уплотнения неподвижного соединения, Электродвигатель.работает следующим i ° обраэом. !
О
При включении обмотки статора к трехфаэной сети создается двухполюсное вращающееся магнитное поле, прячем между поверхностями расточек статора и ротора
35 возникает сила одностороннего магнитного притяжения. B результате взаимодействия магнитного поля индуктируемых в роторе вихревых токов с магнитным полем статор появится вращающий момент ротора отнс сительно его продольной оси. Однако враВ щению ротора вокруг собственной продольной оси препятствует зубчатое зацепление роторного колеса 11 со статорным колесок
9 вследствие смешения их осевых линий спносительно продольных осей соответственнс ротора и статора на величину аксцентриситета Е.
Так как колесо 11 жестко соединено с ротором, а колесо 9 - шарнирно со статором,;, ротор, связанный с кривошнпным валом шарнирно, под дейст нем врашаюшего момента вынужден совершать шатунное движение поперечно-круговые колебания с амплитудой, равной аксцентриситету Е врашая при атом коленчатый вал. Изменение направления поперечно--круговых колебаний
° Ф ротсра, а следовательно, н направлений вращания вала, осуществляется изменением порядка следования двух фаэ питающей сета» в статорной обмотке. Режим тсрмоэа обеспечивается обесточиванием одной фаэной катушки обмотки статора. В, этом слу41 чае действие . агнитного поля статора на ротор равносильно притяжению плоского электромагнита переменного тока. Огсутствие вращения ротора снижает инерционность двигателя, а наличие электромагнитнс,го тормоза позволяет осуществить, реверс при максимальной скорости.
Благодаря фрикционному обкатыванию ободов статорного и роторного колес исклю чается консольный изгиб кривошипного вала цри работе электродвигателя, Предмет изобретения
Герметичный электродвигатель с колеблющимся ротором, содержащий герметизирф. ющий сильфон, соединенный с одним торцом ротора; пару зубчатых колес внутреннего зацепления, иэ которых колесо наружного зацепления шарнирно связано со статором, а колесо внутреннего зацепления жестко соединено с другим торцом ротора, и механизм удержания ротора от вращения вокруг своей продольной оси, о т л н ч а ю ш и йс я тем, что, с целью упрощения укаэанного механизма, колесо внутреннего зацепления смещено относительно продольной оси ротора, а колесо наружного зацепления сме- щено на ту величину нессюсности относительно продольной оси статора.
Реда кто р И.ОСт1зова
Составитель З.Горищ<
Текред ИЛ арандашова Корректор Л.Котова
Заказ2603 Изд. Ж »ра к 782 Подписное
Ц11ИИ11И Государственного омнтета Совета Министров СССР по делам нзо(етеннй н открытий
Москва, 1130З i, Раушская наб., 1
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4