Гребной винт

 

О П И С А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.03.74 (21) 2003226/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.01.76. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 29.03.76 (51) М. Кл. В 631 3/12

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.12: 532.582..5.037.17(088 8) (72) Авторы изобретения

Е. Г. Иванов, В. А. Караваев, П. С. Дои и Ю. Н. Коваленко (71) Заявитель (54) ГРЕБНОЙ ВИНТ

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования судовых движителей.

Известны гребные винты, содержащие ступицу с радиально расположенными в ней отверстиями, в которых установлены снабженные кольцевой канавкой цилиндрические цапфы переставных лопастей, каждая из которых имеет штырь, входящий в винтовую канавку сцентрированного на ступице копирного кольца, зафиксированного относительно ступицы полым обтекателем, в который частично встроена ступица.

Недостатками такой конструкции является технологическая сложность обработки ступенчатых отверстий под .цапфы лопастей и необходимость полной разборки виконта при замене поврежденной лопасти.

Цель изобретения — упрощение технологии изготовления винта и замены его лопастей.

Это достигается тем, что обтекатель снабжен нажимным подпружиненным ф иксатором, торцовая часть ступицы, расположенная в полости обтекателя, выполнена с продольным лазом, а днищевая часть обтекателя— с радиальными пазами и торцовым шлицем для нажимного подпружиненного фиксатора.

Кроме того, для обеспечения возможности фиксации лопастей в ступице винта могут быть установлены штифты, взаимодействующие с кольцевыми канавками:цилиндрических цапф ло пастей.

Этим обеапечивается возможность фиксации лопастей в ступице гребного винта.

5 На фиг. 1 схематически изображен описываемый винт, продольный разрез; на фиг.

2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по  — В на фиг. 1; на фпг. 5 — вид по

10 стрелке Г на фиг. 1.

Описываемый винт состоит из переставных лопастей 1, установленных своими цапфами в ступице 2 и имеющих штыри 3, которые

15 входят в винтовые кана вки 4 копирного кольца 5. Осевая фиксация цапф относительно ступицы осуществляется штифтами 6, а фиксация ступицы относительно вала двигателя — штифтом 7. Копирное кольцо 5 центри20 ровано на ступице и прижато к ней через шайбу 8 полым обтекателем 9, навинченным на ступицу. Во внутренней полости обтекателя 9 установлен нажимной фиксатор 10 со шлицем 11, который помещен в пазу на торце ступицы и взаимодействует с одним из радиальных пазо в в донной части обтекателя 9. Фиксатор по дпружинен относительно ступицы пружиной 12 через упор 13. Втулка

14 от проворота относительно ступицы фик30 сируется резиновыми пальцами 15. В осевом

499176 направлении втулка и пальцы удерживаются пружинным кольцом 16.

Для из|менения шага лопастей нажимают на фиксатор 10, при этом шлиц 11 утапливается в паз ступицы 2 и выходит .из зацепления с пазом обтекателя 9, свинчивают (примерно на 0,5 обо рота) со ступицы 2 обтекатель 9 и вручную поворачивают копирное кольцо в требуемое положение. При этом штыри 3 перемещаются поверхностями винтовых канавок 4, одновременно поворач и вая лопасти 1 на ца пфах и изменяя npm этом шаг винта.

Положение лопастей 1 фиксируется затягиванием обтекателя при утопленном фиксаторе 10, который после о.ппускания входит своим шлицем la зацепление с одним из пазов обтекателя 9, предотвращая этим его самоотв инч ивание.

Формула изобретения

1. Гребной винт, содержащий ступицу с радиально расположенными в ней отверстиями, в которых установлены снабженные кольцевой кана в кой цилиндрические цапфы переставных лопастей, каждая из которых имеет штырь, входящий в винтовую канавку сцентрированного на ступице колирного кольца, зафиксированного относительно ступицы полым обтекателем, в который частично встроена ступица, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления гребного винта и,замены его лопастей, обтекатель снабжен нажимным подпружиненным фиксатором, торцовая часть ступицы, расположенная в полости обтекателя, выполнена с продольным пазом, а днищевая часть обтекателя — с радиальными пазами и торцовым шлицем для нажимного,подпружиненного фиксатора.

2. Винт по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности фиксации лопастей, в ступице гребного в инта установлены штифты, взаимодействующие с кольцевым и канавками цилиндрических цапф лопастей.

499176

Б-Б Рг г 2 сР гг г,3 Рог +

Уиг. 8

Составитель E. Лофенфельд

Техред А. Камышникова

Корректор О. Тюрина

Редактор С. Байкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 509/7 Изд, № 1018 Тираж 576 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Гребной винт Гребной винт Гребной винт 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судовых движителей
Наверх