Прибор для счисления пути судна на фарватере

 

° . т 4 х с., L и..эОП И

ИЗОБРЕТЕНИЯ

САНИЕ 2l09 (Ii) 5l

Союэ Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.03.74 (21) 2006333/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.76. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 03.08.76 (51) М. Кл,-" В 63В 49/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК. 656.052.15 (088.8) (72) Автор изобретения

А. А. Бекман

Управление Беломорско-Онежского пароходства (71) Заявитель (54) ПРИБОР ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ СУДНА

HA ФАРВАТЕРЕ

Изобретение относится к судовождению, в частности к приборам для автоматического указания места судна на карте.

Известен прибор для счисления пути судна на форватере, содержащий картопротяжной механизм с картой-лентой и электроприводом, а также датчики числа оборотов гребных валов.

Недостатком известного прибора является низкая точность счисления пути судна при переменных ходах, которая вызвана наличием в составе картопротяжного механизма механического интегратора.

Целью изобретения является повышение точности счисления.

Цель достигается тем, что прибор снабжен системой автоматического управления электроприводом, имеющей функциональный и корректирующий блоки и реверсивное счетное устройство, причем на входе функционального блока установлены коммутирующие реле, управляемые генератором импульсов через триггер, а выход каждого реле подключен через диод к входу «+» реверсивного счетного устройства, выход которого замкнут на вход делителя частоты и далее через переключатель масштаба карты, формирователь длительности выходных импульсов и усилитель мощности — к электроприводу, а корректирующий блок содержит генератор импульсов коррекции скорости хода от течения, снабженный ручным управлением, а также переключателем, подключаемым при попутном течении на вход «+», а прп встречном

5 чен через диод к входу «+», а при встречном течении на вход « — » реверсивного счетного устройства и корректор нелинейно-ти скорости хода от оборотов гребных валов, язляющийся функциональным преобразователем

1О частоты имп1 IbcoB, Вход которого подкл!Очен к входу « вЂ” » реверсивного счетного стройства, а также тем. что прибор снабжен корректором скорости на мелководье, выполненным в виде функционального преобразовате15 ля частоты импульсов, вход которого подключен через коммутирующее реле к выходу цепи датчиков гребных валов, а выход — на вход « †» реверсивного счетчика импульсов, причем коммутирующее реле управляется за20 поминающим триггером, вкл1очаемым и выключаемым в местах начала и конца района мелководья с помощь1о прикрепленных к карTL полосок фольги, замыка10щих к011тактпов устройство.

25 На фиг. 1 изображен картопротяжный механизм; на фиг. 2 — функциональная схема системы автоматического управления электроприводом картопротяжного механизма.

Картопротяжный механизм (c». фпг. 1)

30 состоит из ведущего валик"1,,связанного по512109

3 средством муфты 2 сцепления с электроприводом 3 и с помощью трансмиссии 4 с наматывающим валиком 5. Карта-лента 6 установлена между ведущим валиком 1, civIBTbIBBющим валиком 7, промежуточным валиком 8 и подпружиненным ведомым валиком 9.

Плита нз оргстекла с визиром 10 снабжена ручным корректором 11. На карте-ленте 6 установлены полоски 12 из фольги, замыкаю;цие контактное устройство 13.

Система автоматического управления электроприводом картопротяжного механиз.,(а (м. фиг, 2) содержит в сво м составе функцнональfll>IЙ блок, состо5!!цэ!!! Из Ко. ÷!ъ ти1эующего реле 14 с контактами 15, 16, подключенными к выходам датчиков 17, 18 оборотов гребных валов, управляемого генератором 19 импульсов через триггер 20. Контакты 15 и 16 реле 14 подсоединены к реверсивному счетному устройству 21 через диод 22, а на выходе реверсивного счетного устройства 21 подсоединены последовательно делитель 23 частоты, переключатель 24 масштаба карты, формирователь 25 длительности выходных импульсов и усилитель 26 мощности, вход которого соединен с электрочригодом 3; корректирующий блок, состоящий из генератора 27 импульсов коррекции скорости хода от течения с ручным регулятором

28, подсоединенного через переключатель 29 и диоды 30,31 к входам «+» и « — » счетного устройства 21 соответственно, а также из корректора 32 нелинейной скорости хода и корректора 33 скорости на мелководии, соединенных со входами устройства 21 через контакты 34 и 35 коммутирующего реле 36, управляемого запоминающим триггером 37.

Прибор раоотает следующим образом.

Импульсы напряжения, возникающие прн каждо.,I обороте гребного .,аэ!а на выход.-. лат !ков 17, 18, проходят поочередно с интсрва."ом 30 сек чере: контакты 15, 16 реле 14, через диод 22 на вход «+» реверсивного счетного устройства 21. Одновременно эти же ..м:!у7ьсы поступают через контакты 34 и 35 р. лс 36 на корректоры 32 и 33 скорости. Котэректср 32, принимая на свой вход импульсы с частотой F!, вырабатывает импульсы с частотой F — — f! (F !) . Функция f! представляет собой зависимость скорости V, судна от числа оооротов в минуту (fL) гребных валов, т. е.

fI== . Выходной сигнал корректора 32 посП тупает на вход « — » реверсивного счетного устрой тва 21, уменьшая количество импульсов на его входе на задаваемую корректором 3? величину.

Прн входе судна в район мелководья укрепленная на карте-ленте 6 полоска 12 фольги заэ!ыкает контактное устройство 13, включая запоминающий триггер 37, который через контакт 35 реле 36 подключает корректор 33 скорости на мелководьи, вырабатывающий сигналы с частотой Ра — — fg(FI), где f =

4

U, на мелководый

Этот сигнал поступает

Л на вход « — » реверсивного счетного устройства 21.

В зависимости от движения судна (по течению или против него) импульсы генератора

27, управляемого ручным регулятором 28, через переключатель 29 поступают на входы

«+» или « — » устройства 21 через диоды 30 и 31 соответственно.

Поступающие ца в: од электропригода 3 сп! I!aлы приводят в движение ведущий ва.7!!!. 1 картопротяжного мсханизх!а (см. фиг.

1). Индикатором прибора является экран, ооразуемый картой-лентой 6, который пересекается визиром 10. Визир 10 можно перемещать вручную по вертикали с помощью корректора 11.

Применяемая в приборе карта-лента 6 построена таким образом, что форватер (судовой ход) представляет собой вертикальную, почти прямую, линию, сохраняющую линейный масштаб на всем протяжении. Места поворота речного русла обозначены стрелками с указанием угла поворота в градусах.

Для работы прибора необходимо установить в нем сматывающий валик 7 с намотанной на нем картой-лентой 6 предстоящего перехода. Свободный конец карты перебрасывают через промежуточный валик 8 и протягивают карту по лицевой стороне между ведущим 1 и ведомым 9 валиками. Свободный конец карты вставляют в прорезь наматывающего валика 5 и закрепляют ее на нем двумя-тремя оооротами, после чего ус-,2I:àâ..Ièâàþò валик на место. Зятем устанавливанэт плиту с визиром 10 и контактным устройством 13 в среднее положение, а замыкателн включают в цепь ревуна и коррек-, тора скорости на мелководьи. Выключив муфту 2 сцепления, подводят место отхода судна на карте под визир, выбирая одновременно слабину карты, вращая валики 1 и 7.

При об1эатном движении судна меняют валики 7 и 5 местами.

Формула изобретения

1. Прибор для счисления пути судна на фарватере, содержащий картопротяжный механизм с картой-лентой и электроприводом, а также датчики числа оборотов гребных ва,IoI3, от 7 ич ающий ся тем, что, с целью повышения точности счисления, он снабжен системой автоматического управления электроприводом, имеющей функциональный и корректирующий блоки и реверсивное счетное устройство, причем на входе функционального блока установлены коммутирующие реле, управляемые генератором импульсов через триггер, а выход каждого реле подключен через диод к входу «+» реверсивного счетного устройства, выход которого замкнут на вход делителя частоты и далее через

512109 переключатель масштаба карты, формирователь длительности выходных импульсов и усилитель мощности к злектроприводу, а корректирующий блок содержит генератор импульсов коррекции скорости хода от течения, снабженный ручным управлением, а также переключателем, подключаемым при попутном течении на вход «+», а при встречном течении — на вход « — » реверсивного счетного устройства, и корректор нелинейности скооборотов ляющийся функциональным преобра=.îâàòåлем частоты имп1льсов, выход которого подключен к входу «- — » реверсивного с -.етного устройства.

2. Прибор по п. 1, отлич а ющий ся тем, что, с целью коррекции скорости перемещения карты на участках мелководья, он снабжен корректором скорости на мелководье, 5 выполненным в виде функционального преобразователя частоты импульсов, вход которого подключен через коммутирующее реле к выходу цепи датчиков гребных валов, а выход— на вход « — » реверсивного счетчика импуль10 сов, причем коммутирующее реле управляется запоминающим триггером, включаемым и выключаемым B местах начала и конца района мелководья с помощью прикрепленных к карте полосок фольги, замыкающих кон15 тактное устройство.

512109

Т15

Составитель Л. Грищенко

Техред А. Камышникова Корректор А. Абдряхимова

Редактор А. Купрякова

Заказ 2150/17 Изд. № 1446 Тираж 581 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открыт1ш

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

I

1

Я—

1

Прибор для счисления пути судна на фарватере Прибор для счисления пути судна на фарватере Прибор для счисления пути судна на фарватере Прибор для счисления пути судна на фарватере 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области телевизионной техники и может быть использовано в навигационных системах и системах предупреждения столкновения судов

Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к стабилизации корабля при возмущениях

Изобретение относится к системам лазерных средств передачи и измерения информации и может быть использовано в морском и речном транспорте для проводки судов по сложным фарватерам и безопасного плавания в прибрежной зоне, а также в других областях техники, где необходимо дистанционным методом измерять дальность, координаты и скорость объекта

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано в картографии, геодезии и при проведении работ, связанных с построением карт при исследованиях различных геофизических процессов

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для автоматического подхода судна к причалу

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано в системах автоматического управления продольным движением судна

Изобретение относится к области судового приборостроения и может быть использовано при проектировании адаптивных авторулевых на судах различных классов

Изобретение относится к сфере морских и речных коммуникаций
Наверх