Устройство для управления сцеплением автомобиля

 

ГИ" 1Р" :-" :» " - 6»" -

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сввд-вдув (22) Заявлено 13.06,74 (21) 2035389»27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.07.76. Бюллетень № 26 (45) Дата опубликования аписа.шя 04.12.78 (51) M. Кл. В 60 К 23,,02

Государствеииый комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-578-522.(088.8) (72) Автор изобретения

Л. А. Румянцев (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

СЦЕПЛЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления сцеплением автомобиля.

Известно устройство для управления сцеплением автомобиля, содержащее серва- 5 цилиндр с поршнем,.золотниковый клалан, соединенный трубопроводом с сераоцилиндром и подключающий попеременно сервоцилиндр к источнику давления и сливу.

Однако,известные устройства и меют ма- 10 лый запас устойчивости, регулирования, а кроме того, необходимо изменять управляющее в оздействие при износе фрикционных накладок сцепления.

Цель изобретения — увеличение запаса 15 у-стойчивости регулирования и сохранения момента начала включения сцеплетсия,независимо от .износа фрииционных накладок сцепления, Цель достигается тем, что устройство 20 сна бжено тросам, расположенным внутри трубапровода и соединенным, одним концом с поршнем сервоцилиндра, а другим концом через пружину и рыча г — с золотни ковым . клапаном. 25

Пружина может быть установлена меж.ду. концом троса и рычагом или между рычагом и золотниковым клапаном. Устройство может быть снабжено дополнительной зтружиной, установленной между, корпусом.А Н И Е <>52Ц57 золотникового клавдиана и рычагом, а также пружиной, расположенной между поршнем сервоцилиндра и концом троса.

На торце золотникового клапана установлен до полнительный сервоцилиндр с подпружиненным поршнем, полость катар,ого соединена каналом с полостью золотникового клавдиана.

На фиг. 1 показана конструктивная схема привода фрикционного сцепления; на фиг. 2 - — то же, с пружиной, расположенной в сервоцилиндре; на фиг. 3 — клаланный механизм привода с пружиной,.расположенной между золотником и рычагом; на фиг.

4 — то же, с дополнительной пружиной, расположенной между, рычагом и корпусом; на фиг. 5 — то же, с дополнительным сервоцилиндро м с подпружиненным поршнем; на фиг. 6 — график изменения усилия на диафр агменной пружине фрлкционного сцепления в зависимости от износа накладок сцепления.

Устройство для управления сцеплением автомобиля (фиг. 1) содержит клапанный механизм, в корлусе 1:которого расположен ,золотниковый клапан 2, имеющий круговую проточ ку 3.

Корпус 1 клапанного механизма соединен трубопроводом 4 с источником 5 давления, например масляным насосом, и имеет

52 1157

Зо

65 крышку б, образующую с ним полость 7, соединенную с золотниковым клапаном 2 каналом 8, а с сервоцилиндром 9 — трубопроводом 10. Каналом 11 золотниковый клапан 2 связан с полость1о слива.

В лолости 7 расположен рычаг 12, пово.ротно закрепленный на оси 18, верхний конец которого упирается ia торец 14 золотникового клапана 2, а нижний конец через пружину 1á и трос 1б,;расположенный в трубопр,оводе 10, соединен с поршнем 17 сервоцилиндра 9.

Поршень,17 сервоцилендра 9 у1правляет фракционным сцеплением 18, содержащим ведущий элемент 79, наживной диск 20 и ведомый диск 21.

Сжатие .ведомого диска 21 между ведущим элеменпом 19 и нажимным диском 20 производится диафрагменной пружиHQH 22, которая связана с поршнем 17 с помощью

:вилки 28, Управление сцеплением 18 производится путем силового воздействия на носик 24 золоти.ыковопо кла пана 2.

Пружина 15 может иметь леременную жесткость.

Рычаг 12, трос 1б и пружина 1б могут ра сполага TLcH последовательно (см. фиг. 2), но пружина 1$ может находиться в сарвоцилиндре 9, а та,кже она может находиться между золотниковым клапаном 2 и рычагом

12 (с и. фиг. 3).

Устройство может быть снабжено дополнительной пружиной 2б, установленной;между,регулировочным элементом 2б и рычагом

12 (см. фиг. 4) и предназначенной,для,коррекции ста тичеакой характеристики привода.

На крыипке б можно установить дополнительный сервоцилиндр 27 с подпружинен.ным поршнем 8. в полости 29 которого, соединенной каналом 80 с золотни ковым клаланом 2 и сеу воцилиндром 9, находится торец 31 золотникавого,клавдиана 2 (см. фиг. 5).

Характеристика диафрагменной пружины 22 показана на фиг. 6, причем осевое усилие на диафрагменной пружине () = /о, 1l11e 6 — осевая деформация диафрагменной

|пру,жины.

Точка а соотгетствует осевой деформации диафрагмепной пружинны 22 при новых фрии<циокных накладках на ведомом диске

2l. Соответственно ордината ае характеризует осевое усилие Q диафрагменной пружины 22 нри новых фрикционных накладках.

Точка с соответствует деформации диафрагменной;пружины 22 при изношенных фрикционных накладках на ведомом диске

21. Соответственно сИ вЂ” осевое усилие диафрагменной прухенны 22, Отрезок ас характеризует износ фрикционных накладок ведомого диска 21 сцепления 18.

В связи с износом фрикционных накладок ведомого диска 21 на величину ас конец вилки 28 в процессе эксплуатации переместится на величину Л (фиг. 1, 2).

Привод фрикционного сцепления работает следующим образом.

В положении, изображенном на фиг. 1 и

2, сервоцилиндр 9 через трубопровод 10, ка йалы 8 и 11 соединен со сливом, а фрикциюнное сцепление 18 полностью включено.

При приложении к носику 24 управляющего воздействия в .виде осевой силы золютни ковый клапан 2,перемещается вправо, прерывая связь каналов 8 и 11, При увеличении силы, прилагаемой к носику 24, проточка 8 золотникового клапана 2 начинает соединять сервоцилиндр 9 с источником 5.

Давление в сар воцилиндре 9 повышается, что приводит к перемещению, вправо поршня 17, который выключает сцепление.

Регулирование управлением сцепления

18 осуществляется за счет отрицательной обратной связи по давлению в полости 7, соединенной с сервоцилиндром 9, которое воздействует на торец 14,золютни кового клапана 2.

Вторая отрицательная обратная связь получается путем перемещения поршня 17, что приводит:к увеличению силы действия пружины 15, также воздействующей через рычаг 12 на золотноко;вый клапан 2, в ту же сторону, что и сила, получаемая от давления,в полости 7.

Эти обратные связи, действующие на золотниксвый класная 2 в виде сил, являются отрицательными, т. к. суммарное усилие от них направлено навстречу управляющей силе, приложен ной к носику 24.

Благодаря этим связям, действующим на золотниковый клапан 2, осуществляется устойчивое регулирование процесса .включения и;выключения сцепления 18 п|ри изменении величины управляющего усилия на носишке 24 золотнико|вого клапана 2, .несмотря на наличие отрицательной жесткости диафрагменной пружины 22 (фиг. 6, участок

de) .

При определенном управляющем воздействии, прилагаемом в,виде силы на носик

24, при но вом ведомом диске 21 сцепление

l8 не будет передавать крутящий момент трения, если в сервоцилиндре 9 будет созда в аться,из бьгточное давление, KDMIIIeíñèрующее силу диафрагменной пружины 22.

При износе фрикционных накладок ведомого диска 21 сцеплен,ия 18, оно .будет находиться,в вы(кл1оченном состоянии,при меньшей деформации пружины 1о, а следовательно при уменьшенной величине отрицательной обратной связи по ходу поршня

17. Это будет автоматически вызывать увеличение давления в сервоцилин дре 9, что и необходимо для компенсации большого усилия dc на диафрагменной пружине 22.

521157

В связи с тем, что участок de характеристики диафрапменной аружины 22 являетея нелинейным, наиболее полную, компенсацию можно получить, используя пружину l5 с леременной жесткостью.

При вращении рвгулировочного элемента 2б происходит изменение усилия дололнительной пружины 25, благодаря чему возможно изменение управляющего усилия, лотребного для начала работы привода.

В схеме на фиг. 5 благодаря узкому каналу 80 и подпружиненному 28 в переходных режимах улравления сцеплением изменение давления в полости 29 дополнительното сервоцилиндра 27 будет отстаивать от изменения давления в поло сти сервоцилиндра 9, что приводит к увеличению быстродействия пр,ивода.

Предлагаемое изобретение позволяет автоматизировать работу фрикционных сцеплений с диафрагменными пружинами, и, что самое главное, позволяет создавать автоматические сцепления,и сервоприводы с цепления, характеристики которых не изменяются с износом фрикционных накладок ведомого диска сцепления.

Наиболее целесообр,азно,предлагаемый привод использовать в гидравлическом исполнении, т. к. в этом случае обеспечивается высокое быстродействие привода и хорошая смазка его элементов, включая трос.

Ф о р мул а,из о бр етелия

1. Устройство для управления сцеплением а втомо биля, содержащее сервоцилиндр с поршнем, золотниковый клапан, соединенный трубопроводом с сервоцплиндром:и подключающий попеременно сервоцилиндр к источнику давления и сливу, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения заласа устойчивости,регулирования и сохранения момента, начала включения сцепления независимо от износа фрикционных накладок сцепления, оно снабжено тросом, расположенным внутри трубопровода и соеди1Б ненным одним концом с поршнем сервоцилиндра, а другим концом через пружину и рычаг — с .золотниковым клапаном.

2. Устройство по п. 1, о тл,и ч ающеес я тем, что пружина установлена между

20 концом троса и,рычагом.

3. Устройство по п. 1, отл и ч а юще ес я тем, что пружина установлена между рычаго м и золотниковым клапаном.

4. Устройство по п, 1, о тли ч а ю ще е25 ся тем, что оно снабжено дополнительной пружиной, установленной .между корпусом золотнико вого клапана .и рычагом.

5. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е ес я тем, что на торце золотникового клапа30 на установлен дополнительный сервоцилиндр с подпружиненным лоршном, полость которого соединена каналом с полостью золотникового,кла пана.

521157

Фиг.б

Редактор Е. Месропова

Заказ 897/1499 Изд. № 316 Тираж 859 Подписное

НПО Государственного комитета СССР пе делам изобретений и открытий

Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» и кг

Составитель Т. Васильева

Техред Е. Митрофанова Корректор И. Симкина

Устройство для управления сцеплением автомобиля Устройство для управления сцеплением автомобиля Устройство для управления сцеплением автомобиля Устройство для управления сцеплением автомобиля Устройство для управления сцеплением автомобиля Устройство для управления сцеплением автомобиля 

 

Похожие патенты:

Шйк // 379423

Изобретение относится к автомобильной технике и предназначено для использования при управлении тяговым приводом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам крепления цилиндров привода сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано в автоматизированных фрикционных сцеплениях для плавного включения фрикционого сцепления транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к автотранспортной технике, к средствам для управления отбором мощности на специальных автомобилях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям

Изобретение относится к трансмиссиям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам управления сцеплением транспортных машин и стационарных установок

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к цилиндрам гидравлических тормозных систем транспортных средств
Наверх