Устройство для управления возбуждением синхронного двигателя

 

р> 536581

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное .к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.03.71 (21) 1640747/07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 25.11.76. Бюллетень № 43

Дата опубликования описания 10.02.77 (51) М. Кл H 02Р 7/58

Н 02Р 1/46

Н 02Р 9/14

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.316.717:

:621.316.718.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ф. Д. Дубинин, В. В. Федорков и Б. В. Яковчук (71) Заявитель

Центральное проектно-конструкторское бюро крупных электрических машин переменного тока (54) УСТРОЙСТВО

ДЛЯ У11РАВЛ ЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕМ

СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение касается преобразования электрической энергии, в частности относится к системам управления возбуждением синхронных двигателей в пусковых аварийных режимах.

Известны схемы управления возбуждением синхронных двигателей, включающие возбуждение в функции скольжения ротора и содержащие схему измерения периода ЭДС скольжения, наведенной в обмотке ротора в пусковом режиме (1).

Известна также схема управления возбуждением синхронных двигателей, содержащая релейный датчик периода скольжения (2).

Однако отсутствие временной блокировки от отключения возбуждения при провороте ротора синхронного двигателя во время входа в синхронизм снижает надежность электропривода в пусковых режимах. Кроме того, в известных устройствах существует зависимость момента включения возбуждения не только от частоты скольжения, но и от амплитуды напряжения на роторе, что затрудняет настройку устройства и делает ее зависимой от типа синхронного двигателя.

Цель изобретения — повысить надежность пуска.

Это достигается тем, что параллельно выходу схемы измерения частоты скольжения включена цепь временной блокировки, состоящая из конденсатора, шунтированного последовательно соединенными нормально закрытым контактом исполнительного реле и резистором, причем нормально открытый

5 контакт исполнительного реле включен последовательно с конденсатором, диодом и обмоткой исполнительного реле, а анод диода соединен с другим концом обмотки исполнительного реле через резистор.

10 На чертеже приведена схема устройства.

Обмотка возбуждения 1 синхронного двигателя 2 включена на выход источника постоянного напряжения 3. Б цепь обмотки возбуждения включено токовое реле 4 с герконом 5.

15 Пусковое сопротивление б включено параллельно обмотке возбуждения 1 при помощи устройства 7. Схема измерения периода скольжения состоит из резистивно-емкостной цепи 8, 9, коммутирующего транзистора 10, ре20 зистора 11, стабилитрона 12, транзисторов

13 и 14, исполнительного реле 15. Цепь временной блокировки состоит из конденсатора

16, резисторов 17 и 18, диода 19, контактов

20 и 21 реле.

25 Нормально открытый контакт 22 реле включен в цепь управления источником постоянного напряжения 3.

Во время пуска двигателя 2 в обмотке возбуждения 1 наводится переменная ЭДС, пе30 риод которой увеличивается с уменьшением

536581

20

3 скольжения. На период пуска пусковое сопротивление 6 подключается к обмотке ротора 1 при помощи устройства 7. Геркон 5, управляемый током, протекающим через обмотку реле 4, срабатывает в каждый полупериод

ЭДС, наводимой в обмотке возбуждения 1.

Контакты геркона 5 шунтируют цепь эмиттербаза транзистора 10, запирая транзистор 10 на время замыкания контактов. Обмотка реле 4 содержит количество витков, достаточное, чтобы контакты геркона 5 были замкнуты при токе в цепи 1 — 6 порядка нескольких ампер. Это приводит к независимости момента срабатывания геркона 5 от амплитуды тока в цепи 1 — 6 и устраняет необходимость градуировки схемы измерения частоты скольжения в зависимости от типа синхронного двигателя. Когда контакты геркона 5 разомкнуты, транзистор 10 открыт током базы, протекающим по цепи скольжения.

На конденсаторе 9 формируется пилообразное напряжение, крутизна нарастания которого регулируется резистором 8, а длительность и амплитуда зависят от времени замыкания контактов геркона 5 и возрастают с уменьшением скольжения. Когда амплитуда напряжения на конденсаторе 9 сравняется с напряжением пробоя стабилитрона 12, транзисторы 13 и 14 открываются, исполнительное реле 15 срабатывает и включает источник напряжения 3, подавая возбуждение в цепь ротора. При этом устройство 7 отключает пусковое сопротивление 6, контакт 20 исполнительного реле замыкается, а контакт 21 размыкается. Конденсатор 16 начинает заряжаться через резистор 18. Во время переходного режима непосредственно после момента включения возбуждения ток ротора может совершить колебание с переходом через ноль, при этом контакты геркона 5 размыкаются, конденсатор 9 разряжается через тиристор

10, и транзистор 14 запирается. Параметры зарядной цепи 18 — 16 выбраны такими, что к моменту окончания переходного процесса процесс заряда конденсатора 16 не окончен, и реле 15 остается включенным, даже если транзистор 14 закрыт.

По окончании переходного процесса контакты геркона 5 замыкаются под воздействием поля тока возбуждения, конденсатор 9 заряжается и реле 15 получает питание по цепи транзистора 14. Диод 19 служит для того, чтооы при открытом транзисторе 14 конденсатор 16 не разряжался. Тогда при выпадении двигателя из синхронизма в момент первого перехода тока ротора через ноль, контакты геркона 5 размыкаются, реле 15 ооесточивается и возбуждение отключается. При этом конденсатор 16 быстро разряжается через контакт 21 и резистор 17. При аварийном обрыве цепи возбуждения реле 4 обесточивается, контакты геркона 5 размыкаются и возбуждение отключается. Таким образом, устройство используется также в качестве быстродействующего реле обрыва поля.

Формула изобретения

Устройство для управления возбуждением синхронного двигателя, содержащее пусковое сопротивление, релейный датчик периода скольжения, включенный последовательно в цепь ротора, схему измерения частоты скольжения и исполнительное реле, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения надежности пуска, параллельно выходу схемы измерения частоты скольжения включена цепь временной блокировки, состоящая из конденсатора, шунтированного последовательно соединенными нормально закрытым контактом исполнительного реле и резистором, причем нормально открытый контакт исполнительного реле включен последовательно с конденсатором, диодом и обмоткой исполнительного реле, а анод диода соединен с другим кон цом обмотки исполнительного реле через р зистор.

Источники информации, принятые во вн мание при экспертизе:

1. Патент США Ко 3539890, кл. 318 — 181, 1967.

2. Петелин Д. Автоматическое регулирование возбуждения синхронных двигателей, М.-Л., «Госэнергоиздат», 1961, стр. 97 — 98.

536581

Составитель М. Нездюр

Техред Е. Петрова

Редактор Т. Фадеева

Корректор Л. Котова

Типография, пр Сапунова, 2

Заказ 3092/14 Изд. № 380 Тираж 882 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для управления возбуждением синхронного двигателя Устройство для управления возбуждением синхронного двигателя Устройство для управления возбуждением синхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к регулированию возбуждения синхронных машин (СМ)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника электроэнергии в автономной системе генерирования

Изобретение относится к оборудованию автомобилей и содержит генератор, включающий обмотку возбуждения, первая и вторая выходные клеммы которого соединены через измеритель тока и аккумуляторную батарею, минусовая клемма которой соединена с общей шиной

Изобретение относится к области электротехники и касается реле-регулятора напряжения генератора, используемого при его включении в сеть

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться на крупных тепловых и атомных электростанциях

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления и регулирования электрических агрегатов, и может быть использовано в авиационной промышленности для стабилизации тока и напряжения стартера-генератора, а также в различных отраслях народного хозяйства, где необходимо независимо изменять электрическое сопротивление пропорционально питающему напряжению и току

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к системам возбуждения синхронных машин, а именно к устройствам гашения магнитного поля обмотки возбуждения синхронных машин
Наверх