Муфта ефнипр-1

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 542843. (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено13,12.74 (21) 2081962/27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 05,01.7T.Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 15.02,77 (51) М. Кл.о

F 16 D 41/07

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изооретений и открытий (53) УДК 621.825..5 (088.8) (72) Автор изобретения

Н. П. Ефимов (71) Заявитель

Чувашский государственный университет им. И. H. Ульянова (54) МУФТА ЕФНИПР— 1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и разъединения валов, в зависимости от их относительной скорости, в импульсных вариаторах, в автомобилях, в тракторах, в станках, в гидротрансформаторах и в др. машинах, Известна муфта, содержащая ведомую полумуфту, контактирующую с баллоном, заполненным жидкостью и соединенным с ведущей полумуфтой, имеющей пазы и взаимодействующей с подвижными поршнями, воздействующими на жидкость в баллоне 111.

Однако такая муфта не может быть при- 1 менена для автоматического соединения и разъединения валов в зависимости от их относительной скорости вращения в процессе работы, Отличительной особенностью описываемой муфты является то, что баллон снабжен камерами сообщающимися с ним и расположенными

) в пазах ведущей полу-муфты, а в одной из стенок каждой камеры установлен упомянутый поршень, контактирующий с боковой поверхностью паза ведущей полумуфты прп передаче вращения.

Кроме того, баллон выполнен металлическим, а его стенки, не касающиеся поверхности ведомой полумуфты, выполнены жесткими.

В такой муфте обеспечивается автоматпческое соединение и разъединение валов при изменении их относительной скорости и муфта может работать как муфта свободного хода.

На фиг. 1 показана муфта в разрезе; на фиг. 2 — разрез по A - A на фиг. 1.

Муфта содержит ведомую полумуфту 1, к внутренней цилиндрической поверхности которой прилегает баллон 2, выполненный в виде шины. На торцовой поверхности баллов на имеются камеры 3, сообщающиеся с баллоном 2 через отверстия 4, Внутренняя полость баллона 2 и камер 3 заполнена жидкостью с небольшим избыточным давленпем.

Баллон может быть выполнен из стали, пластмассы или резины. Стенка баллона 2, прилегающая к ведомой полумуфте 1,выполнена упругой, к ней могут быть присоединены анти542041

l5

Формула изобретения ь- ким.

3. Муфта пэ пп. 1 и 2, э т л и ч а юХ ш а я с я тем, что стенки баллона, не касающиеся поверхности ведомой полумуфты, выполнены жесткими.

Источники информации принятые во вни40 мание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 1 1 5052, кл. F 1 6 D 43/284, 1 958 г. фрикционные колодки 5, Другие стенки баллона 2 выполнены жесткими. В одной стенке каждой камеры 3 имеются отверстия 6, в которых герметично установлены поршни

7, имеющие возможность осевого перемеще- ния. Вместо поршней 7 могут применяться мембраны или диафрагмы, выполненные за эднэ целэе сэ стенкой камеры 3. Камеры

3 с поршнями 7 расположены в пазах 8 ведущей полумуфты 9, при этом поршни 7 10 прилегают к боковым поверхностям 10 пазов 8.

Ведомая пэлумуфта 1 может касаться не только наружной поверхности баллона 2, но и его внутренней и торцовой поверхности, при этом соответствующие стенки баллона должны быть упругими или жесткими. Баллон может быть заполнен любой известной жидкостью, в частности гидрэпластом. При использовании в качестве рабочей жидкости гидропласта упрощается герметизация поршней 7 в отверстиях 6 камеры 3, Герметизация (уплотнение) упрощается также в случае выполнения поршней в виде мембраны или диафрагмы.

Муфта работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты 9 против часовой стрелки боковая поверхность

10 паза 8 нажимает на поршень 7, который перемешаясь внутрь камеры 3, повышает давление жидкости в баллоне 2. За счет упругости стенок баллона он увеличивается в объеме и его наружная поверхность прижимается к ведомой полумуфте 1. Чем бол ше давление на поршень 7, тем с большим усилием баллон прижимается к ведомой полумуфте 1. Ведущая полумуфта 9, баллон

2 и ведомая полумуфта 1 вращаются как одно жесткое звено, При изменении направления или уменьшении скорости вращения ведущей полумуфты 9 происхэдит разъединение пэлумуфт.

Так как боковые поверхности 10 пазов 8 ведущей полумуфты 9 не нажимают на поршни 7, последние выходят из камер

S, давление в них падает и баллон 2 прижимается к ведомой полумуфте 1 с небольшим усилием, зависящим от начального избыточного давления жидкости, упругости стенок баллона и размеров муфты. Ведущая полумуфта 9 с баллоном 2 свободно вращаются с меньшей скоростью или в другом направлении, чем ведомая полумуфта 1.

Муфта обратима, т. е. ведущим элеменTold. может быть полумуфта 1.

1. Муфта, содержащая ведомую полумуфту, контактирующую с баллоном, заполненным жидкостью и соединенным с ведущей полумуфтой, имеющей пазы и взаимодействующей с подвижными поршнями, воздействуюшими на жидкость в баллоне, о т л ич а ю ш а я с я тем, что, с целью придания муфте обгонных свойств, баллон снабжен камерами, сообщающимися с ним и расположенными в пазах ведущей полумуфты, а в одной из стенок каждой камеры установлен упомянутый поршень, контактирующий с боновой поверхностью паза ведущей полумуфты при передаче вращения.

2, Муфта по п, 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что баллон выполнен металличес542041

А-А

Vuz. 2

Составитель Л. Атрушкевич

Редактор Н. Вирко Техред М. Ликович KoppeKTQPQ. Югас

Заказ 5943/24 Тираж 1 1 34 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Муфта ефнипр-1 Муфта ефнипр-1 Муфта ефнипр-1 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для бесступенчатого регулирования скорости и может быть использовано в импульсных передачах, приводах стартеров двигателей внутреннего сгорания и аналогичных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам для передачи вращения только в одном направлении
Наверх