Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора

 

®о оювкв о втьн т н о- р,.

ОПИСАН И

ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ ц 562039

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.03.74 (21) 2008393/07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.77. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 14.07.77

1) М. Кл 2 Н 02К 3/50

Государственный комитет

Совета Министров СССР ле делам изобретений и отнрытий

3) УДК 621.3.045 (088.8) (72) Авторы изобретения И. А. Пригоровский, А. Д. Игнатьев, В. Э. Школьник, Г. М. Хуторецкий, А. И. Воронцов и В. М. Фридман (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ

ОБМОТКИ СТАТОРА

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к турбогенераторам, и касается конструкции крепления лобовых частей обмотки статора.

Известно устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее опорные кронштейны, закрепленные с возможностью аксиального перемещения на цилиндрическом элементе, соединенном с нажимной плитой статора. Эта конструкция не обеспечивает постоянного жесткого закрепления лобовой части обмотки и выбора зазоров между лобовыми частями стержней и промежуточными элементами крепления.

Целью изобретения является повышение надежности закрепления.

Цель достигается тем, что между опорной плоскостью кронштейна и цилиндрическим элементом, длина которого соответствует длине вылета лобовой части обмотки, размещен клин, имеющий уклон в сторону нажимной плиты и поджатый с противоположного торца посредством упругого элемента.

На внутренней поверхности цилиндрического элемента могут быть выполнены аксиальные пазы для клиньев, а торец клина, обращенный в противоположную от нажимной плиты сторону, может быть снабжен выступом, на который опирается упругий элемент, На фиг. 1 показан продольный разрез статора, а на фиг. 2 — внд торца статора без обмотки.

Статор содержит двухслойную обмотку 1, уложенную в пазах сердечника 2, набранного из штампованных и изолированных листов электротехнической стали. Лобовые части 3 обмотки статора скреплены между собой с помощью бандажных изоляционных колец 4 и шнуровой вязки 5. Бандажные кольца 4 опираются на кронштейны 6 и жестко с ними скреплены. Кронштейны равномерно расположены по окружности статора.

Сердечник 2 статора спрессован и удерживается в аксиальном направлении с помощью стяжных ребер 7 и массивных нажимных плит 8 из немагнитной стали, размещенных по торцам.

Нажимная плита 8 выполнена в виде диска с выступающим по всей длине лобовой части до головок в аксиальном направлении жестким цилиндрическим кольцом 9. Кронштейны 6 свободно размещены между прикрепленными к нажимной плите направляющими 10 и имеют в аксиальной плоскости скошенную под углом к цилиндрическому кольцу 9 опорную сторону 11. В пространство, образованное между кронштейнами 6 и цилиндрическим кольцом 9, установлены клинья радиальной

30 жесткости 12, снабженные специальным бо.

562039

3 родковым выступом 13, через который клинья прикреплены и упруго поджаты в аксиальном направлении, например с помощью пружин

14 и болтов 15. Клинья радиальной жесткости

12 установлены в пазах 16, которые выполнены на внутренней цилиндрической части нажимной плиты и служат направляющими.

Корзина лобовых частей упруго поджата радиально с помощью клиньев радиальной жесткости 12 и пружин 14 относительно цилиндрической части 9 нажимного кольца 8.

При тепловом удлинении обмотки кронштейн

6 вместе с корзинкой лобовых частей и клиньями радиальной жесткости 12 будут двигаться в направляющих 10 и 16, но благодаря встречному направлению клиньев 12 будет происходить дополнительное уплотнение клинового промежутка между кронштейнами 6 и цилиндрическим кольцом 9, кроме того, клин, двигаясь аксиально от сердечника статора, сжимает предварительно поджатые пружины 14, что позволяет получить дополнительные усилия на клин в аксиальном направлении и на обмотку — в радиальном направлении. Если произойдет охлаждение обмотки, она будет сокращаться по длине, и в этом случае клин 12 также будет перемещаться вслед за обмоткой в сторону сердечника под воздействием пружины 14, сохраняя необходимое поджатие между кронштейном и цилиндрической частью нажимного кольца в радиальном направлении. В результате вся конЛ струкция крепления лобовых частей оказывается поджатой и может успешно противостоять в нормальных и анормальных режимах работы турбогенератора воздействию электродинамических и тепловых нагрузок.

Формула изобретения

1. Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, преимущественно турбогенератора, содержащее опорные кронштейны, закрепленные с возможностью аксиального перемещения на цилиндрическом элементе, соединенном с на15 жимной плитой статора, отл ич а юще еся тем, что, с целью повышения надежности закрепления, между опорной плоскостью кронштейна и цилиндрическим элементом, длина которого соответствует длине вылета лобовой

20 части обмотки, размещен клин, имеющий уклон в сторону нажимной плиты и поджатый с противоположного торца посредством упругого элемента.

2. Устройство по п. 1, отличающееся

25 тем, что на внутренней поверхности цилиндрического элемента выполнены аксиальные пазы для клиньев.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отл ич а ю ще ес я тем, что торец клина, обращенный в про30 тивоположную от нажимной плиты сторону, снабжен выступом, на который опирается упругий элемент.

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх