Автопоезд

 

0Ц 556066

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.03.75 (21) 2109292/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.77. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 27.06.77 (51) М. Кл В 60Р 3/40

В 62D 53/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 629.114.3 (088.8) Ао делан изобретений и открытий (72) Автор изобретения

П. Д. Клычков

Хабаровский политехнический институт (71) Заявитель (54) АВТОПОЕЗД

Настоящее изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки длинномерных грузов, и может быть использовано для перевозки грузов, допускающих транспортировку при опоре только в двух точках без укладки на плоскости рам подвижного состава, например для перевозки леса, труб, проката металлов и т. д.

Известен автопоезд для перевозки длинномерных грузов, описанный в патенте США № 2520776 по кл. 280 — 404. В этом автопоезде дышло, соединяющее автомобиль с роспуском закреплено в роспуске жестко. Передний конец дышла имеет телескопическое устройство, которое при движении порожняком блокируется.

Недостатком такой конструкции является то, что при переезде через дорожные неровности в дышле появляются большие нагрузки, так как оно работает как защемленная балка. Кроме того, при небольших радиусах поворота габаритная полоса движения резко возрастает, колея колес роспуска на большую величину смещается к центру поворота, что требует дополнительных затрат на расширение полотна дороги на поворотах.

Известен и другой автопоезд, состоящий из тягача и прицепа-роспуска с установленным на нем посредством шкворня коником и связанным с тягачом тросовым поворотным устройством и складывающимся дышлом. Однако на поворотах и при переломах продольного профиля траектория движения верхнего яруса, которым является груз, не совпадает с траекторией движения нижнего яруса (дышло, канаты поворотного устройства), так как угол между осью дышла и осью груза изменяется, поэтому расстояние между кониками автомобиля и прицепа роспуска может сохраняться

10 только за счет продольного сдвига груза по коникам и деформаций груза и конструкции.

Как следствие этого, возникают внутренние паразитные силы в элементах конструкции, величина которых ограничивается только си15 лами сцепления колес с грунтом, препятствующие повороту, снижающие безопасность движения и вызывающие преждевременные поломки. Дышло в соединении с прицепом-роспуском имеет только одну степень свободы—

20 шарнир в горизонтальной плоскости — и все нагрузки, возникающие в продольной вертикальной плоскости, воспринимаются целиком дышлом. В результате этого, несмотря на небольшие моменты сопротивления сечения, се25 рийно выпускаемые складывающиеся дышла быстро разрушаются, Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности

30 и достигаемому результату.

556066

3

Цель изобретения — снижение в напряжений элементов сцепки.

Указанная цель достигается тем, что дышло установлено на прицепе-роспуске с вертикальным зазором, а внутри дышла под рамой прицепа-роспуска установлены неподвижно пластины, образующие полость, в которой размещены ползун, а со стороны тягача — подпружиненный шток. При этом в дышле выполнена продольная прорезь, через которую пропущен шкворень, охватываемый указанным ползуном и удерживаемый от перемещения с одной стороны подпружиненным штоком.

На фиг. 1 изображен общий вид автопоезда с предлагаемой конструкцией сцепки; на фиг. 2 — коник роспуска; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 5 — узел соединения шкворня коника роспуска с дышлом; на фиг. 6 — разрез по Б — Б на фиг. 5; на фиг. 7 — схема поворота автопоезда; на фиг. 8 — роспуск при равномерном движении.

Автопоезд состоит из автомобиля и роспуска. На автомобиле установлено технологическое оборудование, состоящее из ограждения

1, подкониковой рамы 2, тяговой балки 3, выполненной в форме круговых секторов с центром, совпадающим с осью вращения коника 4, буксирная рамка 5 и накатные площадки 6.

На наружной поверхности тяговой балки выполнены ручьи для троса поворотного устройства 7, охватывающего тяговую балку, закрепленные в ее передней части. Буксирная рамка 5 выполнена П-образной, имеет шарнир

8, в вертикальной плоскости, необходимый при движении по неровным дорогам и при установке роспуска на шасси автомобиля без разьединения сцепки. Посредством горизонтального шарнира 9 буксирная рамка соединена с передним концом дышла 10, выполненным в виде талрепа для регулировки длины передней части дышла по отношению к длине задней, что необходимо для точного размещения роспуска на шасси автомобиля. Передняя и задняя балки дышла соединены посредством шарнира 11, Соединение заднего конца дышла с роспуском выполнено свободным. В заднем конце коробчатого дышла, в верхней и нижней гранях выполнена удлиненная прорезь, длина которой соответствует максимально необходимому удлинению дышла и по которой перемещается шкворень 12 коника 13 роспуска.

Дышло в окно рамы роспуска вставляется с зазором h в в еeр тTиHкKа л Iь нHо и H п л оoс кKоoс тTиH, что обеспечивает качание рамы относительно дышла, Коник 13 роспуска имеет специальную конфигурацию (см. фиг. 4) его центральная опорная балка, на которую укладывается груз, имеет цилиндрическую поверхность с радиусом r, равным расстоянию от этой поверхности до оси балансиров, и за одно целое с центральной балкой выполнены две балки— упоры, передний 14 и задний 15, взаимодействующие с грузом при отклонении рамы рос15

ЗО

55 бО

65 пуска от вертикального положения. Внутри задней балки дышла, перед прорезью размещен шток 16 с пружиной 17, которая одним концом опирается на неподвижную пластину

18, другим — на подвижную шайбу 19, жестко связанную со штоком 16. По полости дышла, образованной пластинами 18 и 20, перемещается ползун 21, в отверстие которого, имеющее форму поверхности второго порядка, например однополостного гиперболоида, пропущен шкворень коника роспуска, что обеспечивает автоматическое изменение длины дышла, Описанный автопоезд работает следующим образом.

При движении автопоезда вперед сила тяги будет передаваться через тросы, а при торможениях и движении задним ходом усилия будут передаваться через дышло. При прямолинейном движении груженого автопоезда сила тяги будет передаваться в основном через груз под действием сил трения между грузом и стоечными тросами коников и между грузом и балками коников 4 и 13, на которых могут устанавливаться пластины противоскольжения. Частично сила тяги передается через трос поворотного устройства 7 (в соответствии с предварительным натяжением).

Траектория движения верхнего и нижнего ярусов совпадает. При движении на повороте буксирная рамка 5, воздействуя на дышло, повернет его как относительно автомобиля, так и относительно роспуска. Трос поворотного устройства 7, наматываясь на внешнюю (по отношению к центру поворота) сторону тяговой балки 3 автомобиля повернет раму роспуска на соответствующий угол. Поскольку груз не имеет возможности скользить, то под действием внутренних осевых сил и силы предварительного сжатия пружины 17 шкворень 12 коника роспуска вместе с ползуном

21 переместится по полости дышла, которое удлинится на необходимую величину. Под действием усилий, действующих по оси груза, рама роспуска начнет отклоняться по отношению к вертикальной оси назад и в это время во взаимодействие с грузом войдет передний упор 14 коника роспуска, предотвращая дальнейшее отклонение рамы и ее соприкосновение с плоскостью дышла. Тяговое усилие автомобиля к роспуску также как и при прямолинейном движении будет передаваться через груз и трасс. Аналогично протекает рабочий процесс и в тех случаях, когда из-за дорожных неровностей задняя ось автомобиля и ось колес роспуска будет находиться на разных уровнях по отношению к горизонтали, а также при прямолинейном движении автопоезда на передаче заднего хода и ускоренном движении вперед. При замедленном движении под действием силы инерции рама роспуска будет стремиться наклониться по ходу движения, в это время во взаимодействие с грузом войдет задний упор 15 коника роспуска и разгрузит дышло от изгибающего момента.

556066 и прицеп-роспосредством тягачом трои складываюЩг. 2

Предложенная конструкция автопоезда, а именно его сцепки, обеспечивает разгрузку дышла, шкворней коников при дви?кении на повороте и при переломах продольного профиля дороги от внутренних напря>ксний, приводящих к поломке дышла и шкворней коников.

Формула изобретения

Лвгоносзд, содержащий тягач пуск с установленным на нем шкворня коником, связанный с совым IIoBopoTEIblvl устройством щимся дышлом, отличающийся тем, что, с целью снижения внутренних напряжений элементов сцепки, дышло установлено на прицепе-роспуске с вертикальным зазором, а

5 внутри дышла под рамой прицепа-роспуска установлены неподвижно пластины, образующие полость, в которой размещены ползун, а со стороны тягача — подпружиненный шток — при этом в дышле выполнена продоль1О пая прорезь, через которую пропущен шкворень, охватываемый указанным ползуном и удерживаемый от перемещения с одной стороны неподвп>кной пластиной, а с другой стороны — подпру>киненным штоком.

556066

Фиг. 7

Составитель С. Калядов

Техред Т. Добровольская

Редактор T. Ларина

Корректор ff. Аук

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1259/5 Изд. № 461 Тираж 904 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Автопоезд Автопоезд Автопоезд Автопоезд Автопоезд 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии лесозаготовок, в частности к способам транспортировки пачек длинномерных лесоматериалов (деревьев, хлыстов, полухлыстов)
Наверх