Прибор для определения коэфициента трения

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (») 5636О6

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 288378 (22) Заявлено 06.09.74 (21) 2059993/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.06.77. Бюллетень М 24

Дата опубликования описания 13.07.77 (51) М. Кл з G QJN 19/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытнй (53) УДК 620.1?8.162.4 (088.8) (72) Автор изобретения (71) 3 аявитель

Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (54) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ТРЕНИЯ

Изобретение относится к области изучения фрикционного взаимодействия материалов и касается конструкции .прибора для определения коэффициента трения.

По основному авт. св. № 288378 известен прибор для определения коэффициента трения, включающий корпус, основание, установленное на корпусе с возможностью изменения угла наклона его относительно горизонта, привод основания, датчик начала движения подвижного образца и шкалу для отсчета угла натклона основания.

Однако отсчет коэффициента трения производят в момент остановки основания, что не совпадает с моментом начала движения подвижного образца по основанию. Это обусловлено тем, что управляющий сигнал от датчика начала движения отключает привод основания, который в силу инерционности продолжает некоторое время изменять угол наклона основания, что в итоге приводит к ошибке в измерении коэффициента трения.

Кроме того, отсчет коэффициента трения производят по шкале с помощью указателя, что вносит ограничения в точность снятия отсчета и утомляет оператора.

Предлагаемый прибор отличается от известного тем, что с целью повышения точности измерения и снижения трудоемкости работы на нем он снабжен источником и приемником излучения, диском с прорезями, установлвнным между ними и жестко связанным с приводом, датчиком начала отсчета, установленным на подвижном основании, инвертором, 5 счетными декадами и блоком совпадения, один вход которого связан с приемником излучения с помощью датчика начала отсчета, второй вход связан с датчиком начала движения с помощью инвертора, а выход связан

10 со счетными декадами.

На чертеже изображена схема предлагаемого прибора.

Прибор включает привод, состоящий из электродвигателя 1 и кинематически связан1,-. ного с ним редуктора 2, на валу которого закреплен диск 3 с прорезямп.

По разные стороны от диска установлены источник излучения 4 и приемник излучения

I ôo1I » a pII l

oIiIIIoI II измерения коэффициента трения.

Привод соединен с подвижным основанием

6, на котором крепится неподвижный образец

7, датчик начала движения подвижного образца 8, состоящий нз осветителя 9 и приемника

10, и датчик начала отсчета 11. Приемник из30 луче»»я посредством датчика соединен с од563606 б

40 ним из входов блока совпадения 12 посредством усилителя 13, датчика начала отсчета и несимметричного триггера 14. Датчик начала движения соединен с другим входом блока совпадения посредством усилителя 15 и инвертора 1б. Выход блока совпадения соединен со счетными декадами 17, 18 и 19, соединенными последовательно друг с другом и оснащенными цифровыми индикаторными лампами 20, 21, 22. Для отсчета угла наклона с точностью 0,1 надо соединить три счетные декады, первая из которых будет отсчитывать десятые доли градуса, вторая — градусы, а третья — десятки градусов. Прибор оснащен пускателем 23, соединенным с приводом посредством симметричного три1ч ера 24 и системой включения привода 25. Выход усилителя 15 соединен с входом сброса триггера

24 через несимметричный триггер 2б.

Подвижный образец 8 устанавливают на неподвижном образце 7 так, что он перекрывает свет, идущий от осветителя 9 к приемнику 10. При этом подвижное основание б еще не достигло горизонтального положения, и датчик начала отсчета 11 размыкает цепь между приемником излучения 5 и блоком совпадения 12. Включают источник излучения 4.

Пускателем 23 подают напряжение источника питания на вход симметричного триггера

24, который перебрасывается и с помощью системы включения привода 25 подает напряжение питания на электродвигатель 1.

Движение от электродвигателя передается диску 3 с прорезями и посредством редуктора 2 подвижному основанию. В тот момент, когда подвижное основание займет горизонтальное положение, датчик начала отсчета замкнет электрическую цепь. Импульсные сигналы приемника излучения, возникающие в результате, периодической засветки его, через прорези диска усиливаются усилителем 13, фОРМIIP) IOÒÑß В 11РЯМОУГОЛ1ЯIЫЕ 11МПУЛЬСЫ НЕсимметричным триггером 14 и подаются на вход блока совпадения. В этот пер;1од раооты на второй его вход через инвертор ib подается разрешающее напряжение, что обеспечивает передачу сш нала через блок совпадения на счетные декады 17, 18 и 19. В момент начала движения подвижного 001)33ll3 световой поток от осветителя попадает на приемник, в цеllll KQTopolo поте IQT 1ок. 110T clil HB:l через несимметричный трипер 26 поступает на вход сброса симметричного триггера 24, которыи отключает двигатель. Одновременно с этим усиленный уси IIIre;ie;ii 15 сигнал поступает на вход II»I;epTopa, в результате чего напряжение на его выходе становится меньше разрешающего. В результате сигналы от пр 1емника излучения перестают поступать на счетные декады, т. е. прекращается счет импульсов.

Зафиксированное индикаторными лампами

20, 2i и 22 значение угла наклона подвижного основания считывается и переводится по известным формулам в коэффициент трения.

Формула изобретения

Прибор для определения коэффициента трения по авт. св. 288378, отл ич а и щийся тем, что, с целью повышения точности измерения и снижения трудоемкости работы на нем, он снаожен источги1ком и 11рием иком излучения, диском с прорезями, установленным между ними и жестко связанным с приводом, датчиком начала отсчета, установленным на подвижном основании, инвертором, счетными декадами и блоком совпадения, один вход которого связан с приемником излучения с помощью датчика начала отсчета, второй вход связан с датчиком начала движения с помощью инвертора, а выход связан со счетными декадами.

563606

Составитель М. Добычин

Текрсд М. Семенов

Корректор H. Аук

Редактор О. 1Оркова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1545!11 Изд. М 561 Тираж 1109 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Прибор для определения коэфициента трения Прибор для определения коэфициента трения Прибор для определения коэфициента трения 

 

Похожие патенты:

Трибометр // 560170

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх