Указатель изменения направления движения транспортного средства

 

i" 564986 (Союз Советскввх Социалмстическвох

Респубпин

Оп ИСАНИЕ

КЗОБРЕТЕ H NSl

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 22.12.75 (21) 2301877/11 ""(51) М. 1хл. В 60Q 1738 " гфрфр с пр исоединением заявки ¹â€”

,осударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытиР (23) Приоритет—

Опубликовано 15.07.77. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 22.08.77 (53) УДК 629.113.066.018 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. В. Миронов и В. С. Кольченко

Волжское объединение по производству легковых автомобилей (71) Заявитель (54) УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ

ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства, в частности к указателям изменения направления движения транспортного средства с одновременной индикацией неисправности сигнальных ламп, и может быть использовано на автомобилях с прицепом или без прицепа.

Известны несколько типов схем указателей направления движения транспортного средства с одновременной индикацией неисправности сигнальных ламп.

В одном из известных указателей, содержащих задатчик циклов с коммутирующим элементом, соединенным последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, индикаторную лампу и измерительную цепь, выполненную на токовом реле и гасящем резисторе 11). Индикация неисправности ламп в этом указателе основана на измерении величины тока, протекающего через сигнальные лампы в момент подключения их к источнгоку питания. При этом часть напряжения, подводимого к цепи сигнальных ламп, падает в измерительной цепи, т. е. токовом реле, гасящем сопротивлении. Без надобности расходуется значительная энергия, особенно в случае гасящего сопротивления.

Надежность такого устройства низка.

Известен указатель, содержащий задатчик циклов с коммутирующим элементом, параллельно с которым соединена измерительная цепь, включающая в себя резистор и конденсатор,,пороговый элемент и индикаторную лампу (2). В этом устройстве измерение длится не всю бестоковую паузу, а только ее начальную часть. Для получения необходимой разности напряжений на входе порогового устройства при наличии и отсутствии неисправности величина сопротивлений резисторов

)Q в измерительной цепи должна быть также соизмеримой с величиной сопротивления ламп (единицы Ома), и, следовательно, для получения импульса достаточной длительности на входе порогового устройства требуется конден,г5 сатор в измерительной цепи большой емкости, рассчитанный на большой импульсный ток.

Кроме того, надежность работы устройства в широком диапазоне температур (что особенно важно для устройств, используемых на автомобиле) низка из-за отсутствия температурной коррекции порогового устройства.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий задатчнк циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, пороговый эле мент, измерительный резистор, включенный

Зр между источником питания и одним из вхо564986 дов !юрогового элемента, индикаторную лампу и диод f3).

В этом устройстве сопротивление cfrffBльltbtõ ламп измеряется в течение всей бестокоВой паузы. Коммутация сигнальных ламп осуществляется контактами реле, включенного в коллекторпую цепь мощного транзистора задатчика циклов, выполненного па трапзистоðàõ.

Измерительный резистор включен параллельно коммутирующим контактам реле. Пороговым .элементом, реагирующим па величину напряжен!!я па cèãflBëbftbt < лампBх в бестоковую паузу, является транзистор. Делитель па резисторах, выход которого подключ ll к эмиттеру этого транзистора, устраняет злпяппе изменения питающего напряжения па то гиость работы устройства. Частота работы задатчпка циклов определяется величипамп сопротивлений резисторов делителя задатчика, а также состоянием транзистора порогового элемента в бестоковую паузу. Если сигнальные лампы исправны транзистор порогового элемента в бестоковую п3узу закрыт п порог вкл!очепия транзистора з!!датчика будет определяться его делителем. В случае неисправности одной из ламп транзистор,порогового элемента Открыт,,величина IIB»parnell!I!I иа одном из резисторов делителя возрастает, а длите tbttocxb бестоковой паузы уменьшается.

Таким образом, частота работы задатчпка циклов зависит от состояпия спгпа lbftblx ламп.

При появлении неисправности частота возрастает. При размыка ип контактов переключателя направления схема приходит в пс:<одпое состояние, прп котором транзисторы задатчика циклов закрыты, 3 транзистор порогового элемента открыт.

Для получения достаточного папряже!и!я па входе порогового элемента при наличии неисправности в течение всей бестоковой паузы необходимо в бестокову10 паузу пропускать через сигнальные лампы и измерительпьш резистор значительные по величине тока, что приводит и рассеиванию большой величины мощности па резисторе, а следовательно, п и нагреву всего прибора, что может сказыВаться па пороге срабатывания транзистора порогового элемента, зависящего от окружающей температуры. Но так как напряжение 113 сигнальных лампах в бестоковую паузу меняется по экспоненцпальиому закону и измерение величины этого напряжения ведется на пологом участке экспонспты, то даже небольшие изменения в пороге срабатывания рацзпстора приводят к существенному измепсишо .времени его включения, Цель изобретения — повышение надежности работы указателя в широком температурном диапазоне окружа1о!цей среды.

Поставленная пель достигается тем, что указатель снабжен одповибратором, эчеме:Iтом «ИЛИ» и ппвертором, вход которого подкл!очеп I< точке соедппепия коммутцру!о!цего элемента и переключателя направления, а выход — к другому входу порогового элемента, выход которого соединен со входом одиовибратора, выходом соединенного с одним из входов элемента «ИЛИ», другой вход которого подклlочеп к вь!ходу задат 1ика циклов, 3 выход — к индикаторной лампе. Диод и измерительный резистор соединены между собой последовательно и параллельно с коммутируюf0 щим элементом, а третий вход порогового элемепта соединен с источником питания через дополнительный коммутирующий элемент.

На фиг. 1 изображена блок-схема указате ч11; ца фпг. 2 — — принципиальная схем B; lt3

15 фиг. 3 показана форма напряжения иа сигнальных лампах в бестоковуlo паузу а — ItpII пеисправных и б — прп исправпь!х лампах.

Указатель изменения направления движения трапспортпого средства включает в себя спгпальпые лампы 1, размещенные lit 1 кузове транспортного средства и соед1шеипые с ист О 1 п и ко ъ! t t t f T B I l II SI (I I B <1) и Г. и е It of< 3 3 I I I ) чеРез переключатель 2 направления и коммутирующий элемент с коптактом и 3 задатчика циклов 4. 1(точке соединения переключателя 2 и коммутирующего элемента входом подсоединен ипвертор 5, à параллельно коммутпру!ощему элементу включена цепь, состоящая пз «оследовательпо соединенных измерительного

30 резистора 6 и диода 7.

Указатель содержит также пороговый элемепт 8, одп<и из входов которого соединен с выходом ицвертора 5, другой подсоединен к точке между измерптелы1ым резистором 6 и

35 диодом 7, а третий через допол!штельпый коммутирующий элемент 9 соединен с источником питания.

Выход порогового элемента соединен с одповибратором 1О, который, II cttoto очередь, 40 подключен к одному пз входов элемепта

«II. 111» 11, к другому .входу которого подключен задатчик циклов 4. Между выходом элемента «И.11И» 11 и общим проводом источника литания включена индикаторная лампа 12, 45 размещенная па пульте управления трапспортного средства.

В исходном состоянии контакты перекл.очатсля 2 п контакты 3 коммутиру!Оп!его элемента задатчпка циклов 4 разомкнуты.

Сигналы ца входах элемента «И, 1И» 11 отсутствуют и индикаторная лампа 12 Ili горит. Прп замыкании контактов переключателя 2 задатчик циклов 4 с определеппой часто, той замыкает и размыкает свои контакты 3.

Прп замыкании контактов 3 загора!отся сигиальпые лампы 1 указателя, одновременно загорается индикаторная лампа 12 Вод действием сигнала, поданного па вход элемента

60 «ИЛИ» ll с выхода задатчика циклов 4. В течение токовой паузы (контакт!! 3 замкнут!!) нивертор 5 удерживает пороговьгй э.чемепт 8 в нерабочем состоянии.

При размыка.иии контактов 3 (бестоковая

55 пауза) выключение иивертора 5 происходит

564986

33 раньше, чем включение порогового элемента 8.

При этом напряжение на сигнальных лампах 1 скачком уменьшается до величины, определяемой соотношением значений сопротивлений элементов 6 и 7 и разогретых нитей ламп 1, а затем убывает но экспоненциальному закону по мере их остывания, как показано на фиг. 3. Величина максимального значения напряжения в момент после размыкания контактов 3 на сигнальных лампах 1 зависит от их числа. Если все лампы 1 исправны, то величина экспоненциального напряжения на них после размыкания контактов 3 элемента

8 (см. фиг. За) ниже порога срабатывания, и индикаторная лампа 12 загорается и гаснет синхронно и синфазно с лампами 1. Если одна из ламп 1 неисправна, велччины этого напряжения достаточно для включения порогового элемента 8, который остается во вклк ченпом состоянии на время частичного остывания нитей исправных ламп.

Импульс с выхода элемента 8 передним фронтом запускает одновибратор 10, который формирует импульс .длительностью, большей длительности бестоковой паузы. На время действия импульса с выхода одновчбратора !

О элемент «ИЛИ» 1 подключает индикаторную лампу 12 к источнику питания.

Таким образом, при неисправной одной из ламп 1 указателя индикаторная лампа 12 "орит постоянно, однозначно оповещая водителя о неисправности. Причем, в токовую паузу лампа 12 горит под действием сигнала, поданного на элемент «ИЛИ» 11 с задатчика циклов 4, а в бестоковую — с одповибратора 10.

При увеличении числа сигнальных ламп (в случае автомобиля с прицепом) порог срабатывания элемента 8 уменьшается за счет размыкания контактов коммутирующего элемента 9.

С изменением температуры окружающей среды величина напряжения, при которой срабатывает пороговый элемент 8, меняется, и одновременно изменяется прямое падение напряжения на диоде 7, которое является «пьедесталом» для экспоненциального напряжения, снимаемого "ламп 1 на вход порогового элемента 8. Следовательно, срабатывание устройства происходит при одном и том же значении экспоненциального напряжения, которое «опускается» или «поднимается» на «пьедестале» одновременно с увеличением или уменьшением порога срабатывания порогового элемента 8 под действием температуры.

На принципиальной схеме устройства (см, фиг. 2) выход инвертора 5 зашунатирован емкостью 13, которая препятствует появленгио ложного импульса на выходе порогового элемента 8 при исправных лампах, нз-за конечного времени размыкания коммутирующ го элемента задатчика циклов 4.

Устройство надежно и точно раоотает в широком температурном диапазоне. Схема устойчива для работы как на транспортпо.| средстве с прицепом, так и без него.

И, кроме того, устройство удобно в эксплуатации, так как при неисправности одной из cnt HBJlbHt tx ламп индикаторная лампа 12 гори т постоя н и о.

Формул а изобретения

1. Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий задатчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последователы|о с переключателем направления и сигнальными лампамч, пороговый элемент, измерительный резистор, включенный между источником питания и одним из входов порогового элемента, индикаторную лампу и диод, отлич ающийс я тем, что, с целью повышения надежности работы указателя в широком температурном диапазоне окружающей среды, on снабжен одновибратором, элементом «ИЛИ» и инвертором, вход которого подключен к точке соединения коммутирующего элемента .»tepetлючателя направления, а выход к другому входу порогового элемента, выход которого соединен со .входом одновибратора, выходо» соединенного с одним пз входов элемента «ИЛИ», другой вход которого подключен к выходу задатчика циклов, а выход — к индикаторной лампе, причем диод и измерительный резистор соединены между собой последовательно и параллельно с коммутирующим элементом.

Указатель по и. 1, отличающийся тем, что третпй вход порогового элемента соединен с источником питан:tst через дополнительный коммутирующий элемент.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Патент Великобритании М 13335803, кл.

G 4Q, 1973.

2. Патент Великобритании X 1353685, кл.

G 4g, 1973.

3, Патент Великобритании ¹ 1340793, кл.

G 4Q. 1973.

564986

1 ь л, л (O. b (1

Пирог сра Ы л

/ю /г/,Ф

/7ориг ср ЬигаМ enpvprn (Рцг 3

Составитель Л. Цобан

Тскрсд 3. Тараненко

Редактор Э. Шнбаева

Ixoppc!(rop И. Позняковсна«

МОТ, Загорский филиал

З«каа 5256 Иаq, Р;о 579 Тпрагк 907 Подписное

Ц11ИИПИ Государственного когиитета Совета М(п(пстров СССР по клан иаобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскап наб., д. 4/5

Указатель изменения направления движения транспортного средства Указатель изменения направления движения транспортного средства Указатель изменения направления движения транспортного средства Указатель изменения направления движения транспортного средства Указатель изменения направления движения транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к внешней световой сигнализации об изменении направления движения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства и может быть использовано на транспортных средствах
Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к переключателям указателей поворота автомобиля Цель изобретения повышение надежности и удобства эксплуатации

Изобретение относится к переключателям указателей поворотов и света транспортного средства

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для прерывистого включения электрооборудования

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности, источников световой энергии

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии для преобразования кинетической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности источников световой энергии, установленных на колесах транспортных средств
Наверх