Беспазовый статор электрической машины

 

ОП И С ИЕ

ИЗОБРЕТЕИ ИЯ (ii) 565349

Со.оз Советских

Социалистических

Реслублин

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09,03.73 (21) 1890676/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15,07.77. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 24.08.77 (51) И. Кл.- Н 02К 3/46

Государственный комитет

Couera Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.3.045,8 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. П. Анемподистов, Я. Б. Данилевич и А. С. Шапиро (71) Заявитель (54) БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к мощным турбогенераторам с непосредственным охлаждением.

Известны статоры электрических машин со стержневой обмоткой, расположенной в пазах ферромагнитного сердечника (1). Однако эти статоры характеризуются повышенными потерями в сердечнике и индуктивностями рассеяния, обусловленными высокими значениями магнитной индукции в зубцах. Известен также беспазовый статор электрической машины, содержащий цилиндрический элемент, несущий стержневую обмотку, закрепленный к магнитопроводу посредством выступов (2). Размещение обмотки в пределах воздушного зазора существенно ограничивает упомянутые отрицательные явления, однако изготовление изоляционного цилиндрического элемента, содержащего все стержни обмотки, обусловливает значительные технологические трудности. Кроме того, сборка указанного цилиндрического элемента с сердечником можст быть осуществлена лишь путем его вдвигания в расточку сердечника в аксиальном направлении, что исключает возможность применения обмотки с отогнутыми лобовыми частями.

Описываемый статор отличается тем, что в нем, с целью упрощения монтажа, цилиндрический элемент выполнен составным вдоль окружности из имеющих в поперечном сечении форму трапеции блоков, в боковых сторонах которых выполнены поперечные и продольные пазы с соответственно размещенными в ш1х радиальными и аксиальными клиньями, причем количество блоков соответствует количеству стержней.

На фиг. 1 показан описываемый статор; на фиг. 2 — вид по стрелке А; на фиг. 3 — разрезыпо Б — Би  — Вна фиг.2.

10 Стержни 1 и 2 нижнего и верхнего слоев обмотки представляют собой набор элементарных проводников, уложенных в несколько слоев по высоте и ширине стержня. Блок 3 в поперечном сечении имеет форму трапеции, раз15 меры которой соответствуют зубцовому делению статора на диаметре расположения слоя обмотки. Блок содержит один стерзкснь обмотки, размещенный внутри изоляционного матсриала, например отвер>кдснной компаундной

20 массы типа эпоксидных смол, и имеет выступы

4 для установки в выемке 5 расточки сердечника статора. По бокам блока име)отся пазы для изоляционных радиальных кл|шьев 6. Также из изоляционного материала выполнены

25 аксиальные клинья 7, установленные в продольных пазах 8.

В случае применения двуслойной обмотки на поверхностях блоков предусматриваются выемки 9 для сочленения с блоками второго

30 слоя.

Блоки, установленные в расточке сердечника, закреплены от тангенциального смещенич с помощью выступов, а от взаимного перемещения в аксиальном направлении -- радиальными клиньями, выпадание которых, в свою очередь, предотвращено путем постановки аксиальных клиньев. После постановки клиньев система блоков представляет собой единое жесткое кольцо.

В описываемом статоре упрощен монтаж и демонтаж обмотки, причем при ремонтных работах представляется возможным заменять только блоки с поврежденными стержнями.

Конструкция позволяет применять стержни обмотки как с прямолинейными, так и с отогнутыми лобовыми частями.

Формула изобретения

Беспазовый статор электрической машины, содержащий цилиндрический элемент, несу565349

4 щий стержневую обмотку, закрепленный к магнитопроводу посредством выступов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения монтажа, цилиндрический элемент выполнен составным вдоль окружности из имеющих в поперечном сечении форму трапеции блоков, в боковых сторонах которых выполнены поперечные и продольные пазы с соответственно размещенными в них радиальными и аксиальными клиньями, причем количество блоков соответствует количеству стержней.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Видеман Е, и Келленберге В, Конструкция электрических машин. 1972, с. 184 191.

2. Патент Великобритании № 837546, кл.

35 а, 1960.

565349 в-в

Фиг.,З

Я Фиг. 1

ВидЯ

Фиг. 2

Составитель Н. Сухоярская

Техред 3. Тараненко Корректор И. Позняковская

Редактор Л. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1844/5 Изд. № 624 Тираж 917 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается усовершенствования устройства многослойного проволочного бандажа крепления обмотки на цилиндрическом якоре электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а именно электрических машин постоянного тока и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей, судовых гребней электродвигателей, двигателей экскаваторов и т

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в трансформаторах и электрических машинах
Наверх