Статор электрической машины

 

ц 613447

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ агава беветеек

",оциалистическик

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.05.75 (21) 2139458/24-07 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл Н 02К 3/46

Государствеииый комитет (23) Приоритет

Совета Министров СССР ио лелам изобретений и открытий (43) Опубликовано 30.06.78. Бюллетень № 24 (53) УДК 621.313.042. .3 (088.8) (45) Дата опубликования описания 09.0б.78 (72) Авторы изобретения А. А. Чигиринский, В. Г. Данько, P И. Третевич, Ю. В. Зозулин, Л. Н. Ружинский, В. С. Кильдишев и И. Я. Черемисов (71) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в статорах крупных электрических машин, обмотка которых расположена частично в пазах и частично выступает в зазор между статором и ротором.

Известен статор электрической машины, содержащий сердечник с пазами, в которых размещена многослойная оомотка, частично выступающая в рабочий зазор машины 111.

Зта конструкция имеет сложные элементы крепления.

Известен также статор электрической машины, содержащий сердечник с пазами, имеющими в поперечном сечении форму треугольника, и многослойную стержневую оомотку, в которои стержни соседних слоев примыкают один к другому по одной грани, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника, а частично в рабочем зазоре машины, в котором размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слоя посредством изоляционных клиновидных элементов, расположенных между верхним слоем и цилиндром из изоляционного материала $2J

Недостатком этой конструкции является наличие промежуточных элементов, расположенных между стержнями, через которые передаются тангенциальные усилия, что приводит к снижению надежности крепления обмотки.

С целью повышения надежности крепления обмотки в предлагаемом статоре стержни соседних слоев расположены в шахматном порядке и примыкают один к другому вторыми гранями. .т1ежду клиновидными элементами и цилиндром расположены пружинящие элементы.

На фиг. 1 схематично изображен статор, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез; на фиг. 3 — то же, вариант исполнения с пружинящими элементами.

В воздушном зазоре 1 между статором 2 и ротором S р а с п о л оD ж е нHа о бoмотка 4. В сегментах 5 сердечника статора 2 выполнены треугольпыс пазы 0, в которые уложен первый слой стержней оомотки 4.

В образовавшихся пазах первого слоя стержней оомотки 4 расположен второй слой стержней обмотки 4. В образовавшихся пазах второго слоя — третий и т. д.

В образовавшиеся пазы последнего слоя обмотки 4 уложены вставки 7, упирающиеся противоположной стороной в распорные немагнитные кольца 8. Возможно также выполнение обмотки с установкой выравнивающих прокладок 9, у которых сторона 10 повторяет форму паза, образованного соседними стержнями предыдущего, а сторона 11 — последующего слоя обмотки 4. Радиальный распор обмотки 4

ЗО может также осуществляться с помощью не613447

Фиг. 1 магнитных винтов 12, ввинченных в немагнитные резьбовые втулки 13, установленные в немагнитных кольцах 8, при этом между винтами 12 и вставками 7 расположен немагнитный пружинящий элемент 14. Охлаждение сердечника 5 может быть осуществлено с помощью осевых каналов 15.

При работе машины тангенциальное усилие от обмотки 4 передается на сердечник 2 через стенки последующего слоя стержней к стенкам предыдущего слоя стержней, при этом слой стержней, лежащих на сердечнике 5, передает усилие через стенки его пазов 6, Радиальные усилия воспринимаются распорными кольцами через винты 12 и втулки 13.

При усадке изоляции пружинящий элемент

14 переместит вставку 7 в сторону сердечника 5, поддерживая взаимный контакт между стержнями обмотки 4, а также между стержнями обмотки 4 и сердечником 5, создавая как радиальный, так и тангенциальпый распор.

Так как пространство между распорными немагнитными кольцами, включая вставкн, и сердечником статора, кроме активного проводника, заполнено лишь необходимой изоляцией стержней без применения промежуточных распорных элементов, коэффициент заполнения этого пространства получается значительно более высоким, чем у известных статоров электрических машин. Больший коэффициент заполнения воздушного зазора активным материалом позволяет получить большую мощность электрической машины при сохранении прежних габаритов.

В связи с тем, что распорными элементами для предыдущего слоя стержней являются стержни последующего слоя без применения элементов тангенциального распора, уменьшается возможность расслабления обмотки, которая при достаточном распоре образует монолитную конструкцию.

Наличие пружинящих элементов между вставками и кольцами радиального распора увеличивает надежность электрической машины, так как исключается расслабление крепле5 ния в процессе эксплуатации из-за возможного усыхания изоляции.

Наличие выравнивающих прокладок между слоями позволяет все стержни обмотки выполнять с одинаковым сечением, при этом по10 перечное сечение прокладок практически невелико и мало отражается на коэффициенте заполнения.

Формула изобретения

15 1. Статор электрической машины, содержащий сердечник с пазами, имеющими в поперечном сечении форму треугольника, и многослойную стержневую обмотку, в которой стержни соседних слоев примыкают один к

20 другому по одной грани, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника, а частично в рабочем зазоре машины, в котором размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слоя посредст25 вом изоляционных клиновидных элементов, расположенных между верхним слоем и цилиндром из изоляционного материала, о тл ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности крепления обмотки, стержни сосед30 них слоев расположены в шахматном порядке и примыкают один к другому вторыми гранями.

2. Статор по п. 1, отл и ч а ющи йся тем, что между клиновидными элементами и ци35 линдром расположены пружинящие элементы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР ¹ 281612, 40 кл. 21dГ 54, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР №415769, кл. Н 02k 8/46, 1974.

613447

Составитель Н. Сухлярская

Техрсд Л. Камыши.:кова

Корректор О. Тюрина

Редактор A. Куприк",ëа

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1132/2 Изд. ¹ 486 Тираж 892 Подписное

1-(ПО Государствен; ого ко .итста Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается усовершенствования устройства многослойного проволочного бандажа крепления обмотки на цилиндрическом якоре электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а именно электрических машин постоянного тока и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей, судовых гребней электродвигателей, двигателей экскаваторов и т

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в трансформаторах и электрических машинах
Наверх