Автоматическая коробка передач
3gTB ращу фибр,.;» тока tv)5A
О П И С А Н И Е (и) 566706
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10,01.74 (21) 1983802/28 с присоединением заявки ¹ (51) M. Кл В 23Q 5/00
Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.07.77. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 18.08.77 (53) УДК 65-585.127 (088.8) (72) Авторы изобретения
О. Н. Татур, А. Н. Арапов и В. П. Жедь
Ордена Трудового Красного Знамени экспериментальный научноисследовательский институт металлорежущих станков (71) Заявитель (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Государственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах станков и других машин.
Известны автоматические коробки передач для главного привода станков, выполненные в виде отдельного узла и содержащие корпус с параллельными валами, на которых установлены на подшипниках зубчатые колеса, связанные с валами электромагнитными муфтами, осуществляющими включение передач.
Однако компоновка таких коробок допускает весьма ограниченное число вариантов встройки коробки в станок.
Большое число вариантов встройки имеет известный червячный редуктор, корпус которого выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда. Однако этот редуктор при данной компоновке не может иметь многих кинематических модификаций.
Целью изобретения является одновременное увеличение числа вариантов встройки коробки, достижение максимальной степени г унификации ее деталей и увеличение числа кинематических модификаций при минимальных габаритах.
Для этого в предлагаемой коробке оси валов расположены в одной плоскости, являющейся плоскостью симметрии корпуса, а вторая плоскость симметрии, перпендикулярная к первой, проходит через ось среднего вала, причем входной и выходной валы находятся на равном расстоянии от оси среднего вала.
На фиг. 1 дана схема корпуса предлагаемой коробки; на фиг. 2 — варианты исполнения
5 коробок с различным расположением входного и выходного валов; на фиг. 3 — кинематическая схема девятиступенчатой коробки передач.
Коробка передач включает корпус 1, передI0 нюю плиту 2, которая может быть развита в виде фланца для крепления коробки (см. фиг.
2 г, д, е), входной 3 и выходной 4 валы. Коробка может закрепляться на станке по боковым граням корпуса 5, 6, 7 и 8, 15 На входном валу 3 (см. фиг. 3) установлены на подшипниках зубчатые колеса 9, 10 и
11, связанные с валом электромагнитными муфтами 12, 13 и 14 соответственно.
На выходном валу 4 также на подшипниках
20 установлены колеса 15, 16 и 17, которые связаны с валом 4 муфтами 18, 19 и 20 соответственно. На промежуточном валу 21 жестко закреплены зубчатые колеса 22 — 26, зацепленные с колесами входного и выходного ва25 лов.
При включении муфт по одной на входном и выходном валах включается соответствующая ступень скорости выходного вала.
Корпус коробки передач имеет форму пря30 моугольного параллелепипеда с двумя взаим566706
1 но перпендикулярными плоскостями симметрии: XOZ, в которой расположены оси валов, и ХО У (см. фиг. 1) .
Такое исполнение корпуса позволяст получить для каждой модификации с различным расположением входного и выходного валов восемь вариантов установки коробки на плоскостях 5, 6, 7, 8 (см. фиг. 2а, б, в). Кроме того, при развитии плиты 2 в виде фланца коробка может иметь чстыре варианта установки в станке (фиг. 2г, д, е)., Одновременно такая компоновка позволяет в значительной степени унифицировать детали на первом и третьсм валах в связи с равными межцентровыми расстояниями и симметричной конфигурацией полостсй корпуса. Кроме того, варьируя на трех осях количество валов и зубчатых колес, можно получать шести,— восьми, — девятпступенчатые кипсматичсские модификации коробок с различным знаменателем ряда ступеней скорости в одних и тех же габаритах. При этом полностью сохраняется множественность вариантов установки коробки в станок или какую-либо другую ма11IHHy, 5
Формула изобретения
Лвтоматическая коробка передач, корпус которой имеет форму прямоугольного параллелепипеда, отличающаяся тем, что, с
10 целью увеличения вариантов встройки коробки, достижения максимальной степени унификации ее деталей и увеличения числа кинематических модификаций при минимальных габаритах для трехосных коробок с парал15 лельными валами оси валов расположены в одной плоскости, являющейся плоскостью симметрии корпуса, а вторая плоскость симметрии, перпендикулярная к первой, проходит через ось среднего вала, причем входной и вы20 хсдной валы находятся на равном расстоянип от оси среднего вала.
566706
5 7 ф 1g 1 17
Фиг,,1
Составитель Л. Киселева
Техред М, Семенов
Редактор О. Юркова
Корректор Л. Котова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1876/13 Изд. № 650 Тираж 1207 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5