Способ приведения чувствительного элемента торсионного гирокомпаса в плоскость меридиана

 

ОП ИСАНИЕ, ИЗОБРЕТЕН ИЯ (1j 57170С) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 17.03.76 (2! ) 2334326/23 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05.09.77.Бюллетень № 33, (45) Дата опубликования описания 10.10.77

2 (51) M. Кл, 9 01 С 19/38

Государственный комнтет

Совета Ининотров СССР во делам изобретений и открь1тнй (53) УДК 528.526..6 (088.8) В. Н. Лавров, В. И. Глейзер, М. С. Кон, Ю, С. и С. И. Евсюков (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научноисследовательский институт ro геомеханики и маркшейдерского дела (7т) Заявитель (54) СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА

ТОРСИОННОГО ГИРОКОМПАСА В ПЛОСКОСТЬ МЕРИДИАНА

Изобретение относится к области гиро скопического приборостроения. Оно может быть использовано для ускоренного приведения наземных торсионных гирокомпасов в меридиан и для уменьшения амплитуды уста- 5 новившихся колебаний чувствительного элемента гирокомпаса, Известен способ уменьшения амплитуды установившихся колебаний, совершаемых, чувствительным алементом торсионного гиро- lg компаса около положения меридиана (1 .

Согласно атому способу величина амплиту ды установившихся колебаний чувствительного елемента (ЧЭ) уменьшается с помощью момента сопротивления упругих сил торсион-15 ного подвеса. Для уменьшения амплитуды установившихся прецессионных колебаний осуществляется знакопеременное закручивание торсионного подвеса, которое начинается уже во время естественного разгона 20 ротора. Причем к концу разгона ротора размах колебаний ЧЭ не должен превышать поля зрения оптической трубы, через которую ведутся наблюдения за движением ЧЭ.Далее в установившемся режиме следящий кор-25 пус прибора последовательно развора шваепся до положений, соответствуклцих точкам реверсии ЧЭ.

Недостатком атого способа является тот факт, что для уменьшения амплитуды установившихся колебаний ЧЭ требуются большие моменты сопротивления кручению упругих сил торсионного подвеса.

В современных высокоточных гирокрмпасах, например в маркшейдерских, применяются нежесткие подвесы, при использовании которых отношение максимального значения направляющего момента гирокомпаса к удельному моменту сопротивлении,-крученого, нодвеса обычно находится в:пределах от 10 до

20.

Если учесть, что на практике без дополнительных средств гирокомпас может быть предварительно ориентирован в азимттальной плоскости с точностью порядка +20 относительно плоскости меридиана, то описанный выше способ уменьшения амплитуды коле баний ЧЭ оказывается мало аффективным.

Размах колебаний ЧЭ в этом случае значи:тельно превосходит поле зрения оптической

571700

Составитель Ь, .Делекто!х:кий!

Техред О. 1! уто вая Корректор С. l! е км ар! едактор О. !панова! акаэ ДО) 0/28 Тираж 907 !оииисиое

1!!!И1!ПИ Государственного комитета Со! ет; л!!!и и. !>он (.Г(. l ио делал! изобрете JJJA и ватки!,тиjJ

11.30"..5, Москва, Ж--! 5, ау!иская иаб., I, Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. П1юект!и.я,: трубы, а последующие развороты корпуса требуют больших врелтенных затрат, посколь1 ку момент подвеса уменьшается, а период ! . прецессионных колебаний гирокомпаса увеличивается, б

В маркшейдерских гирокомпасах период прецессионных колебаний составляет от 6 до 7 минут, а на успокоение колебаний ЧЭ цо известному способу требуется более 10 лтинут. 10

Известен также способ ускоренного приведения гирокомпаса в меридиан, предусматривающий специальный режим разгона ротора (2 !. Момент изменения скорости выбирают таким, при котором амплитуда коле- 15 баний не является максимальной. Этот момент времени может быть заранее рассчитан или определен экспериментатпно из условия получения после окончания разгона ротора минимально возможной амплитуды пре- 20

-цессиониых колебаний ЧЗ. Приведение ЧЭ во время разгона осуществляется за счет инерционного момента, возникающего при раэI. гоне ротора.

Целью изобретения является повышение 25 точности ускоренного приведения гирокомпаса, осуществляемого эа время разгона ротора.

Поставленная цель достигается тем, что иа первой ступени разгона ротора фиксируют З0 от поворота верхний зажим торсиона на програмл.ированный промежуток времени, не npeBb шаюитий програлтл ную выдержку времени на никнем уровне скорости, поддерживают

J постоянный угол закрутки торсиона на второй З > ступени разгона ротора и устраняют закрутку торсиона в момент времени окончания разгона ротора.

Суитность изобретения заключается в том, что момент упругих сил сопротивления крученик подвеса используется и основном лри малом значении кинетического момента ги1эокомпаса. Это значение кинетического л!ол ента соответствует нижней ступени характеристики разгона, осуществляемого по заранее заданной программе. Совместное использование момента упругих сил иодвеса и инерционного момента, возникающего вокруг вертикальной оси гирокомпаса при раз- гоне ротора, позволяет достигнуть желаемого уменьшения амплитуды установившихся прецессионных колебаний уже за время раэ гона ротора и при этом с помошью менее жесткого подвеса.

При использовании момента упругих сил подвеса во время разгона ротора достаточно фиксировать время закручивания подвеса, Это позволяет автоматически обеспечить

J закручивание подвеса на большие углы при больших начальных отклонениях ЧЗ, поскольку при этом скорость движения ЧЗ к меридиану больше.

Формула изобретения

Способ приведения чувствтттель ного элемента торсионного гирокомпаса в плоскость меридиана путем двухступенчатого изменения скорости врашения ротора с прот раммированной выдержкой времени на нтокнем уровне скорости и закручивания торсионного подвеса, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения точности приведения, на первой ступени разгона ротора фиксируют от поворота верхний зажим торсиона на программированный промежуток времени, не ттревышаюший программную выдержку времени на нижнем уровне скорости, поддерживают постоянным угол закрутки торсиона на второй ступени разгона ротора и устраняют закрутку хорсиона в момент времени окончания разгона ротора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;

1. Патент ГДР М 70401, кл. 42 с 35/О.l, 1969.

2. Патент Великобритании N: .957196, кл. Я 1 С, 1960.

Способ приведения чувствительного элемента торсионного гирокомпаса в плоскость меридиана Способ приведения чувствительного элемента торсионного гирокомпаса в плоскость меридиана 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Наверх