Система возбуждения для синхронной электрической машины

 

0 Il И С А Н И Е ш1 572888

ИЗОБРЕТЕНИЯ

ii АЫОй>СКОМУ СйидйЖйЬСЫу

Союз ьоеетских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.12.75 (21) 2303841/07 с присоединением заявки Хе (51) М. Кл.2 Н 02Р 9/14

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.09.77. Бюллетень Ке 34

Дата опубликования описания 29.09.77 (53) УДК 621.313.322 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

В. П. Панат и Б. В. Яковчук

Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро крупных электрических машин (54) СИСТЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЛЯ

ЭЛЕКТРИЧЕС ;ОЙ МАШИ

ГосУдаРствеиный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области электротехники.

Известны системы возбуждения для синхронных электрических машин, в которых для возбуждения используется энергия основной и третьей гармоник поля, выделенных дополнительной якорной обмоткой. Путем выделения третьей гармоники достигается эффект компаундирования при коротких замыканиях (1). Однако такие системы возбуждения сложны по конструкции и имеют повышенные масса-габаритные показатели.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является система возбуждения для синхронной электрической машины, содержащая обмотку возбуждения, один из выводов которой подключен через тиристоры к дополнительной многофазной якорной обмотке, а другой вывод обмотки возбуждения соединен с нулевой точкой якорной обмотки (2). В нормальном режиме работы обмотка возбуждения питается .от трехфазного выпрямителя. При коротких замыканиях обмотка возбуждения питается от гармоник напряжения нечетного порядка. Однако эта система возбуждения недостаточно надежна, что обусловлено невозмо>кностью регулирования тока возбуждения при коротких замыканиях и отсутствисм форсированного гашения.

Целью изобретения является повышение надежности системы возбуждения. Это достигается тем, что предлагаемая система возбуждения снабжена дополнительными тиристорами, один из которых включен между вторым выводом обмотки возбуждения и фазой дополнительной якорной обмотки, два других тиристора соединены последовательно и включены между выводами обмотки возбуждения, 1О а нулевая точка дополнительной якорной обмотки включена между двумя указанными тиристорами.

На чертеже дана принципиальная схема описываемой системы возбуждения.

15 Фазы дополнительной якорной обмотки 1 через тиристоры 2 — 4 подключены к одному выводу обмотки 5 возбуждения. Дополнительный тиристор 6 соединяет другой вывод обмотки возбуждения с фазой якорной обмогки, 20 а тиристоры 7 и 8 соединяют выводы обмотки возбуждения. Между тиристорами 7 и 8 включена нулевая точка якорной обмотки 1.

Управление тиристорами 2 — 4 и 6 — 8 осуществляется от системы 9 управления.

25 Система возбуждения работает следующим образом.

При нормальной, работе синхронной машины обмотка 5 возбуждения питается через тиристоры 2 — 4 и 7 от дополнительной якорной

30 обмотки 1. Коррекция напряжения синхрон572888 ной машины при изменении режима работы обеспечивается воздействием системы 9 управления на ти ристоры 2 — 4 и 7 путем регулирования их угла зажигания. В режимах короткого замыкания обмотки якоря напряжение основной частоты в дополнительной якорной обмотке 1 исчезает, соответственно исчезает и возбуждение.

При коротком замыкании генератора благодаря реакции якоря поток машины содержит увеличенную долю нечетных гармоник, которые наводят напряжение в фазе дополнительной якорной обмотки 1. Это напряжение выпрямляется тиристорами 4, 8, 7 и б и обеспечивает питание обмотки возбуждения.

Ток возбуждения в режиме короткого замыкания регулируется путем открытия угла зажигания тиристоров. Гашение поля при внутренних коротких замыканиях генератора осуществляется тиристорами 4, 8, 7 и 6, а в остальных случаях — тиристорами 2 — 4 и 7 методом инвертирования.

Формула изобретения

Система возбуждения для синхронной электрической машины, содержащая обмотку возбуждения и дополнительную многофазную якорную обмотку, подключенную через тиристо ры к одному выводу обмотки возбуждения, другой вывод которой соединен с нулевой точкой якорной обмотки, отл и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дополнительными тиристорами, один из которых включен между вторым выводом обмотки возбуждения и фазой дополнительной якорной обмотки, два других ти ристора соединены последовательно и включены между выводами обмотки возбуждения, а нулевая точка дополнительной якорной обмотки включена между двумя указанными тиристорами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лвторское свидетельство № 321189, кл. Н

02Р 9/14, 1974.

25 2. Патент CIIIA № 3025450, кл. 322-28, 19б2, 572888 . б г

Составитель В. Лохнин

Техред М. Семенов

Редактор А, Пейсоченко

Корректор О. Тюрина

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2145/1 Изд. Ко 769 Тираж 917

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская иаб., д. 4/5

Система возбуждения для синхронной электрической машины Система возбуждения для синхронной электрической машины Система возбуждения для синхронной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к регулированию возбуждения синхронных машин (СМ)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника электроэнергии в автономной системе генерирования

Изобретение относится к оборудованию автомобилей и содержит генератор, включающий обмотку возбуждения, первая и вторая выходные клеммы которого соединены через измеритель тока и аккумуляторную батарею, минусовая клемма которой соединена с общей шиной

Изобретение относится к области электротехники и касается реле-регулятора напряжения генератора, используемого при его включении в сеть

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться на крупных тепловых и атомных электростанциях

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления и регулирования электрических агрегатов, и может быть использовано в авиационной промышленности для стабилизации тока и напряжения стартера-генератора, а также в различных отраслях народного хозяйства, где необходимо независимо изменять электрическое сопротивление пропорционально питающему напряжению и току

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к системам возбуждения синхронных машин, а именно к устройствам гашения магнитного поля обмотки возбуждения синхронных машин
Наверх