Система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания

 

11 574350

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.12,75 (21) 2199375/24-07 с присоединением заявки Л (51) М. Кл. - В 60L 1/00

Н 02Р 9/30//

F 02P 3/00

Совета Министров СССР по делам изобретеиий и открытий

Опубликовано 30.09.77. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 25.09.77 (53) УДК 621.313.12.025, .07 (088.8) (72) Авторы изобретения

Р. А. Бот, С. А, Дементьев, Е. А. Клокова, T. И. Кустова и Ф. В. Сребник

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

ГосУдаРстееииый комитет (23) Г1риоритет

Изобретение относится к системе электроснабжения транспортных средств, в частности к генераторным установкам переменного тока на автомооилях с электрофакельным нагревателем (термостартом) — устройством ооеспечения «холодного» пуска двигателя, содержащим электростартер и другое электрооборудование.

Известны системы электроснабжения, для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, содержащие генератор переменного тока с обмоткой возбуждения, включенной в выходную цепь регулятора напряжения.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, содержащая генератор переменного тока с обмоткой возбуждения, включенной в выходную цепь регулятора напряжения и связанной с размыкающими контактами первого реле, подключенными через ходовой переключатель к положительному полюсу аккумуляторной батареи, который через ходовой переключатель соединен с обмоткой второго реле, через его замыкающие контакты и кнопочный включатель узла термостарта— с обмоткой первого реле и через ходовой переключатель — с обмоткой третьего реле, а замыкающие контакты второго реле и указанный кнопочный выключатель — с замыкающими контактами третьего реле, включенными в цепь факельных свечей зла термостарта.

Известные системы исключают возможность возбуждения генератора во время работы термостарта, что необходимо для предохранения от перегорания факельных свечеи от напряже ния генератора.

1о В такой системе реле с обмоткой и контактами рвет цепь обмотки возбуждения генератора при работе термостарта, а после пуска двигателя самовозоуждение генератора осуществляется нормально от аккумуляторной

15 батареи.

Однако для схемы с питанием цепи обмотки возбуждения от нулевой точки, что обеспечивает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда, отключение регулятора и

20 обмотки возбуждения на время пуска неприемлемо, так как не обеспечивается послелуюгцее самовозбужденпе генератора в нужном диапазоне оборотов.

Цель изобретения — повышение надежности

25 системы обеспечением надежного начального возбуждения генератора с питанием цепи обмотки возбуждения от нулевой точки в системе факельного устройства (термостарта) при исключении возбуждения генератора во время

30 работы факельного устройства.

574350

Поставленная цель достигается тем, что один из выводов обмотки возбуждения генератора соединен с нулевым выводом его статорной обмотки, а между обмоткой возбуждения и размыкающими контактами первого реле включен резистор, точка соединения которого с указанными контактами подключена через дополнительно введенный диод к обмотке первого реле.

На чертеже представлена принципиальная схема системы электроснабжения.

Система содержит статорную обмотку 1 генератора переменного тока с обмоткой возбуждения 2, включенной в выходную цепь регулятора напряжения 3. К статорной обмотке

1 подключен силовой выпрямитель 4. Система содержит также ходовой переключатель 5 с клеммами 6 — 9, подкл1оченныЙ к аккумуляторной батарее 10. Обмотка возбуждения связана с размыкающими контактами 11 первого реле и с обмоткой 12, а положительный полюс аккумуляторной батареи 10 соединен через ходовой переключатель 5 с обмоткой 13 второго реле, через замыкающие контакты 14 которого и кнопочный включатель 15 узла термостарта, включающего термореле 16 и факельные свечи 17, положительный полюс аккумуляторной батареи соединен с обмоткой 12 первого реле.

Положительный полюс аккумуляторной батареи 10 через ходовой переключатель 5 соединен также с обмоткой 18 третьего реле, замыкающие контакты 19 которого через кнопочный включатель 15 соединены с замыкающими контактами 14 второго реле и включены в цепь факельных свечей 17 узла термостарта.

Система также содержит резистор 20, диод 21 в цепи обмотки возбуждения, а также контрольную лампу 22 и электромагнитный клапан 23.

Резистор 20 служит для ограничения тока подпитки двенадцативольтовой аккумуляторной батареи. Величина тока выбирается таким образом, чтобы обеспечить надежное возбуждение генератора в нужном диапазоне оборотовв.

Диод 21 служит для исключения протекания тока в обмотку возбуждения 2 генератора при работе узла термостарта. . Система работает следующим образом, При работе с узлом термостарта, когда включен ходовой переключатель 5 (когда клемма 6 соединяется одновременно с клеммами 7 и 8), от аккумуляторной батареи 10 через размыкающие контакты 11, диод 21 и обмотку 12 первого реле протекает ток. Одновременно ток протекает через резистор 20, обмотку возбуждения 2 генератора и входную цепь регулятора напряжения 3. Первое реле срабатывает, размыкая свои размыкающие контакты 11 и сразу же отключается, так как цепь обмотки 12 первого реле прерывается контактами 11, затем вновь срабатывает, т. е. первое реле работает в режиме «зуммера», но ток через зуммерящие контакты проходит, и величиНа его достаточна для создания рабочего по5

25 зю

65 тока возбуждения генератора, Двигатель еще не запущен, поэтому возбуждения генератора не происходит.

Обмотка 13 второго реле также получает питание, и его замыкающие контакты 14 замыкаются.

С замыканием кнопочного включателя 15 получает питание от аккумуляторной батареи через замкнутые контакты 14 обмотка 12 первого реле. Контакты 11 первого реле размыкаются, исключая возможность самовозбуждения генератора при работе узла термостарта, что необходимо по техническим требованиям к систсме.

Через резистор термореле 16 происходит подогрев факельных свечей 17. Когда свечи разогреваются до нужного значения, замыкается контакт термореле 16. Загорается контрольная лампа 22, сигнализирующая о готовности к пуску стартера. Одновременно срабатывает электромагнитный клапан 23 подачи топлива.

Тогда ходовой переключатель 5 переводят в положение замыкания клеммы 9. При этом получает питание обмотка 18 третьего реле. Его замыкающие контакты 19 замыкаются, и через них на свечи подается повышенное напряжение. Происходит запуск стартера и двигателя.

Размыкание кнопочного включателя 15 обесточивает обмотку 12 первого реле, размыкающие контакты 11 замыкаются, и в обмотку возбуждения 2 генератора протекает ток, обеспечивающий возбуждение генератора, так как двигатель запущен, ротор генератора вращается и напряжение на клеммах генератора растет. При достижении определенного напряжения между нулевой точкой генератора и общим «минусом» («массой») ток через резистор 20, диод 21 и обмотку 12 первого реле возрастает до уровня, при котором первое реле срабатывает и постоянно удерживается во включенном состоянии. Таким образом, при работе генератора размыкающие контакты 11 разомкнуты и цепь подпитки отключена.

Когда узел термостарта не работает, кнопочный включатель 15 остается в разомкнутом состоянии. При положении на клемме 9 ходового переключателя 5 от аккумуляторной батареи 10 производят запуск стартера. Одновременно происходит возбуждение генератора через зуммеряшие размыкающие контакты 11 и ограничивающий ток подпиточный резистор

20. При достижении определенного напряжения между нулевой точкой генератора и «минусом» первое реле срабатывает и размыкает размыкающие контакты 11, цепь подпитки отключаетсяя.

Технико-экономическим эффектом изобретения является обеспечение надежного начального возбуждения генератора, повышение наде>кности электроснабжения, улучшение баланса электроэнергии.

Формула изобретения

Система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгора574350

le g!

4 ! л .З !, !

1

1 !

Г гх

Составитель В. Круглова

Тсхрсд М. Семенов

Редактор В. Левятов

Корректор Л. Брахнина

Заказ 2309(4 Изд. ¹ 825 Тираж 907

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4(5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 ния, содержащая генератор переменного тока с обмоткой возбуждения, включенной в выходную цепь регулятора напряжения и связанной с размыкающими контактами пергого реле, подключенными черсз ходовой переключатель к положительному полюсу аккумуляторной батареи, который через ходовой перскл1очатель соединен с обмоткой второго реле, через замыкающие контакты второго реле и кнопочный включатель узла тсрмостарта — с обмоткой первого реле и черсз ходовой псрсключатсль— с обмоткой третьего реле, а замыкающие контакты второго реле и указанный кнопочный включатслт. — с замыкающими контактами третьего рсдс, вк,почснными в цепь факельных свсчсй узла тсрмостарта, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности сис5 темы, один пз выводов обмотки возбуждения генератора соединен с нулевым выводом его статорной обмотки, а между обмоткой возбуждения и размыкающпми контактами первого рслс гключсн резистор, точка соединения ко10 торого с указанными контактамп подклиочена

1срсз дополпптслы1о введенный диод к обмотке первого рслс.

Система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания Система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания Система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электронных системах зажигания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к средствам создания мощного электрического разряда и может быть использовано в сельскохозяйственном и ином машиностроении

Изобретение относится к электрооборудованию силовых установок, в частности к системам зажигания на магнето

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для повышения энергии искры в свечах зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электронике и предназначено для зажигания топлива в двигателях, Известна система электронного зажигания с двойным импульсным накоплением энергии, содержащая источник питания, датчик импульсов запуска, формирующую часть, тиристорный и транзисторный ключи [1]

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для накопления электрической энергии большой энергоемкости в автономных системах электропитания

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических системах зажигания двигателей внутреннего сгорания
Наверх