Основание аэродромных и дорожных покрытий

 

\!

О П И С А Н "И Е п )

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено21.10.76 (21)2423427/29-3 (51) М. Кл.в

Е 01 С 3/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.02.78. Бюллетень №5 (45) Дата опубликования описания 1т,Д Q

Гасударственный номнтет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 624.738:624..1 39.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. И. Зауралов, П. Я. Григорьев, В, M. Сава и A. П. Иодчик

Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) ОСНОВАНИЕ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ

ПО К РЬ? ТИ Й

Изобретение относится к аэродромному и дорожному строительству и касается оснований аэродромных и дорожных покрытий на пучинистых грунтах.

Известно основание аэродромных и дорожных покрытий, B котором на участке пучинистого грунта уложено теплоизоляционное покрытие из плит 111.

Недостаток такого основания заключается в значительном расходе теплоизоляционного покрытия. lÏ

Известно также основание аэродромных и дорожных покрытий, возводимых на пучинистых грунтах, включающее размещенный на грунте дренирующий слой, покрытый слоем гидроизоляции, и систему дренажных труб 12).

Последнее из указанных оснований является наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности.

Однако оно не обеспечивает равномерный переход от вспученного участка основания к участку неравномерного пучения, а потому не

20 исключает деформацию основания от воздействия сил морозного пучения.

Цель изобретения — снижение деформаций основания от воздействия сил морозного пучения.

Это достигается тем, что в осH0вании;.эродромных и дорожных покрытий, возводимых на пучинистых грунтах, включаюгцее размегценный на грунте дренирующий слой, покрытый слоем гидроизоляции и систему дренажных труб, в грунте под дренирующим слоем образованы пересекаю|циеся продольные и поперечные траншеи на глубину сезонного промерзания, причем нижняя часть каждой траншеи на высоту не более 2/3 глубины ее заполнена дренирующим материалом, а остальная часть заполнена сплошным упругим негигроскопическим материалом, при этом каждая поперечная траншея соединена с сисгемой дренажных труб.

На фиг. 1 изображено предлагаемое основание, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, вид в плане.

Основание включает дренирующий слой 1, толщина которого зависит от климатических гидрогеологических и геокриологических особенностей района строительства. Плиты 2, уложенные на дренирующий слой 1, через разделительный гидроизоляционный слой 3 образует конструкцию аэродромного илп дорожного покрытия. Основание снабжено системой дренажных труб 4.

591543

/ ° ч )иг. г фиг. 1

Редактор Н. Скворцова

Заказ 548/25

Ц1111И1111 Гос1,шрственного комитета Совета Министров СССР ио делам изооретений и открытий

113085, Москва, УК-35, Раушская наб., д. 4, 5

Филиал ППП «11атент», г. Ужгород, ул. Г1роектная, 4

В пучинистом грунте 5 выполнены продо It>ные 6 и шшеречные 7 с равным шагом траншеи на глубину сезонного промерзания грунта 5.

В завис,: .мо .-, и от типа баровой техники траншеи 6 г 7 могут быть выполнены трапецеидального I;I, T ïåí÷àòoão сечения.

Траншеи снизу не ooчее, чем на 2/3 высоты заполнены дренирующим материалом 8, например щеонем. а остальная часть — сплошным, упругим, негигроскопическпм материалом 9, например, листами из пенопласта.

Для удаления влаги из грунта траншеи сообщены системой дренажных труб 4. В холодное время года из-за промерзания грунта происходит миграция влаги в его верхние слои, за счет чего влажность в верхних слоях в пределах примерно 1 3 глубины промерзания увеличивается к кони зимнего периода в 2 — 2,5 раза по сравнению с первоначальной.

В связи с этим в верхней трети глубины промерзания проявляются значительные деформации пучсния. Расчленение массива грунта под основанием на отдельные участки 10 траншеями в продольном и поперечном направлении на всю глубину промерзания обеспечивает независимую работу каждого участка друг от друга.

Установка в верхнюю часть траншей на высоту не менее 1/3 ее глубины упругого негигроскопического материала обеспечивает компенсаци1о пучения за счет его упругих свойств.

В силу того, что влажность грунта в нижней части траншеи на высоте около 2/3 ее глубины оказывается ниже предельной, эту часть траншеи заполняют дренируюгцим материалом, например, щебнем.

Размеры траншей зависят от величины шага, рода материала, от климатических, геокриологических, гидрогеологических и других особе ностей района строительства.

В теплое время года траншеи, заполненные снизу дренирующим материалом, который хорошо пропускает воду, сообщены с дренажными трубами для отвода грунтовых вод за пределы сооружения.

Благодаря такой конструкции траншей уровень грунтовых вод в районе строительства значительно понижается, что благоприятно сказывается на уменьшении содержания влаги в грунте, и, следовательно, уменьшении сил морозного пучения зимой.

Плиты 2 и гидроизоляционный слой 3 обеспечивает гидроизоляцию дренирующего слоя

1 от атмосферных осадков.

Трапецеидальная форма траншей является предпочтительной, так как величина деформации грунта при его промерзании связана с процентным содержанием миграционной влаги в грунте по высоте и резко увеличивается в верхних слоях грунта.

Появляющиеся при изгибе мерзлого грунта касательные силы пучения будут действовать под некоторым наклоном вверх, причем вспучивание массы грунта из-за трения происходит выше раздела холодных и теплых слоев грунта.

Предлагаемое основание аэродромных и дорожных покрытий позволяет вести строительство на пучинистых грунтах, уменьшив величину дренирующего слоя, сократив трудоемкость, сроки строительства и стоимость строительных работ.

Формула изобретения

1. Основание аэродромных и дорожных нокрытий, возводимое на пучинистых грунтах, включающее размещенный на грунте дренирующий слой, покрытый слоем гидроизоляции, и систему дренажных труб, отличающееся тем, 1то, с целью снижения деформаций основания от воздействия сил морозного пучения, в грунте под дренирующим слоем образованы пересекающиеся продольные и поперечные траншеи на глубину сезонного промерзания, причем нижняя часть каждой траншеи на высоту не более

2/3 глубины ее заполнена дренирующим материалом, а остальная часть заполнена сплошным упругим негигроскопическим материалом.

2. Основание по п. 1, отличающееся тем, что каждая поперечная траншея соединена с системой дренажных труб.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Авторское свидетельство СССР № 389137, кл. E 01 С 3/06, 1971.

40 2. Кузнецов И. К. и Филиппов Г. С. Строительство промышленных сооружений в райо- . нах вечномерзлых грунтов, М., «Стройиздат», 1972, с. 44.

Составитель Г. Гаврищук

Техред О. Луговая Корректор С. Патрушева

Тираж 670 Подписное

Основание аэродромных и дорожных покрытий Основание аэродромных и дорожных покрытий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов

Изобретение относится к дорожному или эквивалентному покрытию, и, в частности, к покрытию, которое пригодно для использования в арктических регионах

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием на транспортных сооружениях, например на автомобильных и железных дорогах, возводимых в малоснежных районах распространения вечной мерзлоты

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах, в частности для обеспечения стабильности оснований насыпей на марях

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к конструкциям сооружений для поверхностного дорожного водоотвода

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог, в частности строительства автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков
Наверх