Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин

 

ОПИСАНИ

ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 151275(21) 2198844/2 с присоединением заявки №

04 (23) Приоритет

Гооударотееиный иомитот

Совета Миниотров СССР ио делам иаобретених и отирытий (43) Опубликовано 050278. Бюллетень (45) Дата опубликования описания 26

44

8) (72) -Авторы изобретения

Г.C.Áàëûêo и Н.С.Бубела (71) Заявитель (5 4 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ИЗОЛЯЦИОННОЙ

ЛЕНТЫ HA ПОЛЮСНЫЕ КАТУШКИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен станок для наложейия изоляционной ленты на стержни катушек электрических машин (lj, в котором обмотчик устанавливается на зубчатом диске, имеющем прорезь для ввода изо- 10 лируемого стержня. Бобинодержатель изоляционной ленты устанавливается на ось, закрепленную на плате. На той же плате, но на другой оси, установлен качающийся рычаг, на котором за- 15 креплены следящий ролик и пружинный тормоз. Для того чтобы устранить провисание ленты, применен другой рычаг, подпружиненный и снабженный роликом, взаимодействующим-с изоляционной лен- 20 той.

При провисании ленты подпружиненный рычаг поворачивается на некоторый угол, устраняя провисание. Такая конструкция обмотчика позволяет устранять прови- N .сание ленты при использовании только нелипких лент.

Так как ролики имеют непосредственный контакт с поверхностью изоляционной ленты,,то при применении липких 30

2 лент ролики покрываются лаком и наносят повреждения изоляционной ленте.

Качество намотки и надежность изоляции при этом снижаются.

Кроме того, подпружиненные рычаги с роликами, находясь во внутренней, ограниченной по габаритам, зоне сбмотчика, создают громоздкость конструкции и дополнительные неудобства при эксплуатации.

Известно и другое устройство.для наложения ленточной изоляции на секции обмоток электрических машин (2J содержащее разъемную шпулю с зубчатым венцом, связанную с приводом ее вращения, на которой свободно на оси у тановлены,каркасы для размещения катушек с запасом изоляционной ленты.

Каждый каркас связан с натяжным устройством, которое выполнено в виде полого тормозного барабана, установленного в корпусе бобинодержателя, снабженного выступами, расположенными на внутренней его поврехности, взаимодействующими с выступом втулки, подвижно установленной на валике, причем внутри барабана расположена спиральная пружина, соединенная одним концом с валиком, а другим — с барабаном.

591988

Формула изобретения

Такое устройство позволяет исключить непосредственный контакт натяжного устройства с изоляционной лентой и применяется как для сухих, так и для пропитанных липких лент.

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является большая ширина обмотчика, вызванная размещением в общем корпусе на одном валу устройства для натяжения и каркаса. Ширина обмотчика данной конструкции не обеспечивает качественной иэолировки полюсных катушек прямоугольной формы.

Целью изобретения является уменьшение габаритов и обеспечение универсальности устройства °

Укаэанная цель достигается тем, что каждое натяжное устройство содержит две шестерни, находящиеся в за- 20 цеплении одна с другой. Одна шестерня установлена соосно с каркасом и жестко с ним соединена, а другая соосно с тормозным диском и связана с ним через спиральную пружину. 95

На фиг.1 показано предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 — разрез

A-A фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б фиг.1; на фиг.4 — разрез В-В фиг.3; на фиг.5разрез Г-Г фиг.1. 30

Устройство содержит разъемную шестерню 1, состоящую из двух частей, соединенных между собой фиксаторами

С помощью полукольца 3 и опорных роликов 4 шестерня установлена в верхнем вертикально подвижном корпусе 5 и нижнем неподвижном корпусе 6.

Опорный ролик 7 является приводом и имеет зубчатое зацепление с шестерней обмотчика. На шестерне обмотчика установлен. каркас 8 для размещения ка- 40 тушек с запасом изоляционной ленты и натяжное устройство 9 для устранения провисания наматываемой ленты.

Катушка 10 с изоляционной лентой устанавливается на каркасе и удержи- 45. вается от смещения крышкой 11. Шестерня 12 установлена с возможностью вращения на оси 13, закрепленной на шестерне 1. Внутри корпуса 14 (фиг.-3) устройства для натяжения наматываемой 50 ленты на опорах качения установлен валик 15 с шестерней -16, находящейся в зацеплении с шестерней 12, и тормозным диском 17, имеющим упоры 18 и 19.

На шестерне 16 выполнен выступ 20, с которым соединен конец спиральной пружины 21. Другой конец спиральной пружины соединен с тормозным диском.

Тормозный диск поджат гайкой 22 через фрикционные вставки 23 и пружины 24.

Работает устройство .следующим образом.

B исходном положении катушка с изоляционной лентой закреплена на каркасе 8. Тормозной диск 17 устройства для натяжения наматываемой ленты поджат с необходимым усилием. Под действием усилия предварительно напряженной (во время сборки и монтажа механизма) пружины 21 шестерня 16 повернута до контакта выступа 20 с упором

18 тормозного диска 17. При первоначальной сборке устройства усилие пружины 21 регулируется таким образом, что при повороте шестерни 16 в сторону увеличения натяжения пружины на угол, равный углу между выступами 18 и 19 тормозного диска 17, крутящий момент, создаваемый пружиной 21, был бы немного меньше тормозного MoMeHTa диска 17.

После установки изолируемой катушки в зону обмотки и соединения изоляционной ленты с поверхностью катушки включается. привод шестерни 1. В начальный момент вращения шестерни 1 изоляционная лента, сматываясь с рулона, поворачивает каркас 8.. Шестерня 12 находится в зацеплении с шестерней 16.При,повороте шестерни 16 про-. исходит дополнительный натяг спиральной пружины 21 при неподвижном относительно корпуса 14 тормозном диске 17. При повороте шестерни 16 выступ 20 отходит от упора 18 и наталкивается на упор 19 тормозного диска

17, после чего рулон изоляционной ленты (при сматывании ее) вращается вместе с каркасом 8, шестерней 12, .шестерней 16 и тормозным диском 17., преодолевая тормозной момент.

При провисании ленты, в Момент несовпадения центра сечения стрежня изо; лируемой катушки с центром вращения шестерни 1, спиральная пружина 21 поворачивает шестерню 16, шестерню 12, а вместе с ними и каркас с катушкой с изоляционной лентой на некоторый угол в сторону упора 18, устраняя провисание ленты.

Настоящее изобретение позволяет механизировать процесс наложения ленточной изоляции одновременно несколькими лентами на прямоульные полюсные катушки электрических машин. Конструкция устройства улучшает качество намотки, повышает производительность труда на данной операции и позволяет использовать для намотки как сухие, так и липкие, пропитанные в лаках изоляционные ленты.

Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин, содержащее разъемную шпулю с зубчатым венцом, связанную. с приводом ее вращения, на которой свободно на оси установлены каркасы для размещения катушек с запасом изо) ляционной ленты, каждый каркас связан с натяжным устройством, включаю591988

Ри . f

Ф и8. 3

Pvz. 0 щим тормозной диск и спиральную пружину, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с ц лью уменьшения габаритов и обеспечения универсальности, каждое натяжное устройство содержит две шестерни, находящиеся в зацеплении одна с другой, одна шестерня установлена соосно с каркасом и жестко с ним соединена, а другая — соосно с тормозным диском и связана с ним через спиральную пружину..Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 141222, кл. Н 01 P 41/12, 1961.

2. Авторское свидетельство СССР

9 1764550, KJI Н 02 К 15/04, 1972, 591988 г-r

9uz. E

Составитель Г.Александрова

Техред H Андрейчук Корректор С.Ямалова

Редактор Ю.Челюканов

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4

Заказ .607/49 Тираж ЮЯ Подпис ное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Минлстров по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д . 4/5

Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх