Приспособление для нарезания конических колес с дуговыми зубцами на токарных, фрезерных и сверлильных станках

 

гСrP

Класс 49d, 5, М 63436

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зиреаистрировано в Бюро изобретений Гос

Я. П. Костин и В. М. Боев

Приспособление для нарезания конических колес с дуговыми зубцами на токарных, фрезерных и сверлильных станках

Заявлено 16 апреля 1941 года в Наркомсредмаш за № 45786 (315856) Опубликовано 31 марта 1944 года

Потребность в запасных частях, в част ности, в зубчатых колесах с дуговыми зубцами для автомобилей (например, ведущее и ведомое конические зубчатые колеса диференциала автомобиля ЗИС-5) заставляет изготовлять их в ремонтных предприятиях. Между тем, на этих предприятиях почти полностью отсутствуют предназначенные для этой цели зубореэные станки типа

Глиссон, .работающие методом обкатки.

Настоящее изобретение имеет целью дать возможность изготовлять конические зубчатые колеса на обыкновенных универсальных станках. В предлагаемом приспособлении для осуществления этого используется известная для этой цели зубчатая сегментная передача, воспроизводящая движение обкатки при единичном делении.

Новым в приспособлении является закрепление на корпусе шпиндельной бабки универсального станка одного из сопряженных элементов сегментной зубчатой передачи, воспроизводящего нлоское колесо и сцепляющегося со вторым элементом, связанным с изделием. Последнее устанавливается в центрах делительной бабки, получающей качательное движение относительно резцовой головки типа Глиссон, закрепленной в шпинделе станка.

На чертеже показан пример выполнения предлагаемого приспособления применительно к токарному станку, а именно, на. фиг. 1 изображен вид приспособления спереди, а на фиг. 2 в продольный его разрез.

На шпиндель 1 токарного станка навинчивается патрон 2, представляющий собою резцовую головку типа Глиссон. Патрон этот имеет на своем фланце пазы 3, в которых винтами 4 укрепляется один или несколько строгальных резцов 5.

При вращении патрона, резцы 5 описывают в плоскости N N окружность требуемого радиуса. Если, например, изготовляется ведущее коническое зубчатое колесо диференциала автомобиля ЗИС-5 с дуговыми зубцами радиуса 82,7 мм, то резцы описывают окружность радуса 82,7 мм.

Заготовка 6 конического зубчатого колеса устанавливается в центрах 7 и 8 делительной головки.

M 63436 о — 4

Линия центров наклонена к вертикали под углом, ра вным углу внутреннего конуса готового изделия (для колес диференциала автомобиля ЗИС-5 этот угол составляет 20 30 ).

На цилиндрическую хвостовую часть заготовки надевается втулка 9, закрепляемая винтом 10.

Втулка 9 имеет два ряда закаленных и отшлифованных углублений 11, расположенных на равных расстояниях друг от друга. Количество углублений равно числу зубцов нарезаемой шестерни (в приведенном примере их девять).

На втулку 9 надевается один из сопряженных элементов зубчатой сегментной передачи, а именно зубчатый сектор 12, закрепляемый болтом-фиксатором 13, входящим своей каленной и шлифованной заточкой в то или иное углубление 11.

Сцепляющийся с сектором 12 зубчатый сектор 14 прикреплен болтами 15 к фланцу 16, приваренному к верхней половине пояса 17.

Последний согнут из полосовой стали и, обжимая переднюю гайку шпинделя, затянут двумя болтиками.

Делительная бабка получает качательные движения, для чего она кинематически связана с поперечным супортом или иным рабочим органом станка. Эта связь осуществляется при помощи, рычага 18, поворотного вокруг центра 8. В рычаге 18 выфрезерована выемка 19 для помещения конца валика 20, закрепляемого в поперечном супорте. При перемещении поперечного супорта вместе с ним перемещается валик 20, заставляя поворачиваться рычаг 18 на центре 8.

Таким образом от поперечного супорта приводится в движейие вся система (вал 20, рычаг 18, заготовка 6), и поскольку заготовка связана с секторами, то она вынуждена поворачиваться вокруг своей продольной оси, отчего и происходит обкатка, т. е. вращение заготовки относительно вершины конуса и одновременно вокруг своей оси.

Согласованность движений (чистое качание) обусловливается расположением зубчатых секторов на образующей начального конуса. Подача достигается поперечным супортом. Нарезание ведется по одному зубцу полностью, т. е. максимальный поворот относительно центра 8 и поворот заготовки относительно продольной оси определяются углом спирали (равным в данном случае 39 50 ). Приспособление монтируется на чугунном основании 21, скрепляемым со станиной токарного станка болтом и гайкой.

Окончательное профилирование зуба обеспечивается некоторым сдвигом заготовки, вследствие чего резец режет противоположной первой гранью, создавая необходимый профиль. Сдвиг изде,сия достигается фиксацией его по вторым фиксирующим углублениям, расположенным рядом с основными углублениями 11 (угловой сдвиг профили рующих углублений от основных равен сечению резца по начальному конусу).

Предмет изоб,ретения

1. Приспособление для нарезания конических колес с дуговыми зубцами на токарных, фрезерных и сверлильных станках с использованием для получения обкатки сегментной зубчатой передачи при единичном делении, о т л и ч а ющ е е с я тем, что один из сопряженных элементов сегментной зубчатой передачи, воспроизводящий плоское колесо, закреплен на корпусе шпиндельной бабки, а сцепляющийся с ним второй элемент— зубчатый сегмент жестко связан с изделием, установленным в центрах делительной бабки, получающей качательное движение относительно резцовой головки типа Глиссон, закрепленной в шпинделе станка.

2. Форма выполнения приспособления по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью сообщения качательных движений делительн ой бабке, она кинематически связана с поперечным супортом или иным рабочим органом станка.

Отв. редактор Д. А. Михайлов

Техн. редактор М. С. Бондарев

Л101629. Подписано к печати 14/VII 1945 г. Тираж 500 экз. Цена 65 к Зак. 73

Типография Госпланиздата, им. Воровского, Калуга

Приспособление для нарезания конических колес с дуговыми зубцами на токарных, фрезерных и сверлильных станках Приспособление для нарезания конических колес с дуговыми зубцами на токарных, фрезерных и сверлильных станках Приспособление для нарезания конических колес с дуговыми зубцами на токарных, фрезерных и сверлильных станках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области станкостроения, в частности к обрабатывающим центрам

Изобретение относится к области механики, производству отопительной арматуры

Изобретение относится к станкостроению, в частности к агрегатированию станков сверлильно-фрезерно-расточных и токарных

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в агрегатных станках и автоматических линиях

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано для различных видов механической обработки изделий из металлов и пластмассы, а именно для токарной, фрезерной, сверлильной, резьбонарезной, расточной обработки, а также для распиловки и фугования древесины

Изобретение относится к станкостроению и может быть применено в станках с ручным управлением, в том числе используемых в качестве товаров народного потребления

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано при агрегатировании станков

Изобретение относится к механической обработке металлов, в частности к обработке на фрезерно-центровальных станках
Наверх