Устройство для намотки электрических катушек из полосы на ребре

 

тавоте, "вал л

@, "«ческе@

О П -"Н- И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Совреалнстммеских

Республни (иi608235

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. синд-ву %388333 (22) Заявлено04,01.7<=, (21)2308086/07 (5т) М. Кл, Н 02 К 15/04 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43} Опубликовано 25,05,78. Бюллетень №19

ГасудаРатвеккый каматет

Савате Мкакатраа СССР аа делам хэабретанаа х аткрмткл (53) УД К 6 2 1. 31 Э.Э.

043 3 (088 8) (45) Дата опубликования описания 27.04.78 (72) Авторы изобретения

Н. Я. Вилов (7l) Заявитель (84) УСТРОЙСТВО ЮЛЯ НАМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

КАТУШЕК ИЗ ПОЛОСЫ HA РЕБРО

Изобретение относится к технологичесКому оборудованию для изготовления электрических машин, используемому при намотке, рихтовке и калибровке электрических катушек турбогенераторов. 5

По основному авт. св. т тт 388333 иэвест» но, устройство используемое при намотке электрических катушек иэ полосы на реб ро и их рихтовке. Это устройство содержит вращатсацийся стол со стойками, связанными 10 валом, на котором расположены барабакы, со сменными линейками и узлами формироттания лобовых частей катушек. Дпя обеспе чения универсальности устройства барабаны выполнены конусными со ступицами, снабжен-15 вымя резьбой, и содержат на поверхности

1гольцевые канавки и фасонные вырезы. Узлы формирования лобовых частей имеют выступы, расположенные в кольцевых вырезах барабанов, а на барабанах установлены рыча- 20 ги для крепления к ним линеек. jinn рихтовки намотанной катушки растяжением устрой ство снабжено рнхтовочным приспособлением, связанным через накидные гайки с барабанеми.

Однако операция вращения накипных гаек, обеспечиЬаккцая регулировонные и рихтовочные осевые перемещения барабанов, затруднена иэза невозможности подхода к накид ным гайкам, что неудобно при эксплуатации, а ассиметричное расположение рихтовочйого приспособления при переменном положении пазовых участков катушек не обеспечивает равномерной рихтовки всех витков.

Целью изобретения является обеспечение повышения производительности труда.

Это достигается тем, что в предложенном устройстве механизм для осевого перемещения барабана выполнен в виде луижера с диаметральным пазом, в котором установлена подвиакная шпонка, жестко свтвзанная с барабаном, а во внутренней полости барабана расположен гидроцилиндр с иеподвизаным поршнем, укрепленным на валу.

Устройство может содержать механизм для возврата барабана в исходное положение, выполненный в виде пружины внутри плунжера, одним концом упирающейся в шпоику, а другим связанной с механизмом ее осевого перемещения.

608235

На фиг. 1 схематичееки изображено предложенное устройство, разрез;на фиг. 2то же, вид по стрелке А;на фиг. 3 - то же, вид по стрелке Б;на фнг. 4 - разрез В-В на фиг. 1;на фиг. 5 показано взаимное положение подвижных узлов в момент окончания рихтовки.

Устройство дпя намотки электрических катушек из полосы на ребро состоит из поворотного стопа 1, связанного с основанием, на кс гором установлены стойки 2 и 3.

Стойки соединены валом 4, на котором посажены конусные барабаны 5 и 6 с установленными на них узлами 7 формирования лобовых частей и линейками 8. Линейки прикреплены .неподвижно к рычагам 9, а к рычагам 10 - с воэможностью осевого перемещения при регупировке и рихтовке.

В наружных поверхностях барабанов выполнены продольные фасонные вырезы дпя креп- О пения выводных концов катушки (не показаны) и кольцевыми канавками, соответствующими ширине и шагу зазоров между по» перечными участками лобовых частей катушек. Кольцевые канавки и средний Т-образ ный паз каждого барабана обеспечивают фиксированное положение узлов 7 при соот ветствующем1, сопряжении с копьцевым.вы ступом и шпонкой 11 и воэможность крепления их на барабанах быстросменными боп3О тами 12.

В стойке 2 смонтирован редуктор, который связан кпиноременной передачей,с электроприводом 13. На выходном валу ре» дуктора посажена шестерня 14, находящаяся в зацеппеиии с зубчатым колесом 15, укреп» ленным на торце барабана 5; которая служит дпа поворота вала 4. На внешней сто» 4О

pose стойки 2 установлен пульт 16 управ ленча, обеспечивающий реверсивное вкпю» чеиие зпектропривода. Паш цы 1? служат

IIna фиксации угпового положения рычагов 9, 10 иа барабанах между собой и относитеш 4 ио побовых узпов формирования. Барабан 5 на призматических шпонках зафиксирован

seIIogsamso гайкой 18 относительно разьем ного кольца 19. В пазах барабана 6 зафиксирована гайкой 20 шпонка 21, с помощью которой барабан подвижно сопряжен через паз 22 вана с совмещеннъдж1 диаметральным пазоы 23 плунжера 24, свободно устансвиениого внутри вала., Пг{унжер связан с регулировочным, концентрично установлен у ным на торце вала винтом 25, бурт которого зафиксирован с возможностью вращения накидной гайкой:26. B, плунжере на оправ» ке установлена предварительно сжатая пру. жина 27. Пружина, упираясь одним концом 60 в кольцевую гайку 28, связанную с ппунжером, а другим - в подвижную шпонку 21, удерживает последнюю в контакте с торцом паза во время регулирэвочногэ перемещения барабана вместе с плунжером, а во время рихтовки, при неподвижном илунжере

1 может сжиматься при движении барабана до ограничителей 29, установленных в продольных пазах 22 вапа,и автоматически возвращать барабан в исходное положение дпя намотки после рихтовки. По длине вала между барабанами на шпонках посажены опоры 30, на которых дпя рихтовки катушки растяжением по оси, проходящей через лобовые уэпы 7, установлен параллельно валу гидравлический. домкрат 31,с цилиндром 32 двухстороннего действия.

Дпя исключения перекосов и обеспечения равномерного .натяжения пазовых участков катушек (независимо от их номера) в барабан 6 по оси вала встроен гидроципиндр

33 с неподвижным поршнем 34, упирающимся в кольцевой бурт 35 вала при рихтовке, а обратный код обеспечен пружиной 27.

Поршень цилиндра закреплен неподвижно на валу 4. Активные плошади цилиндров 32 и 33 равны и рихтовочное движение их синхронизировано независимо от нагрузки гидросхемой. Между домкратом 31 и узлом

7 в крайнем нерабочем положении имеется регупировочное пространство t дпя осевой настройки барабана на длину катушки. Elna подвода рабочей жидкости к гидроципиндрам присоединены рукава 36 высокого давления с металлической - оплеткой. На стойке 2 по оси вала укреплен указатель 37 (фиг. 2). Узлы 7 формирования несут на себе по два пальца 38, служащих осями вращения для рычагов 39.

Не внешнюю поверхность ограничителя

29 нанесена шкала 40 (фиг. 3), нулевая риска которой при совмещении с торцом гайки 20 соответствует крайнему положению подвижной шпонки 21 и определяет осевой размер катушки. Распределитель 41 (фиг. 5) служит для реверсирования хода цилиндра 32. целительный клапан 42 предназна» чен дпя обеспечения синхронного перемещения цилиндров 32 и 33 независимо от нагрузки. Дроссепь 43 обеспечивает регулирование давления и скорости потока жидкости. Вентиль 44 является компенсатором дпя регупировочного пространства ф, и для слива при ускоренном обратном ходе. Вентиль 45 служит для слива при возврате цилиндров 32 и 33 в исходное положение дпя намотки. Манометры 46 контролируют правильную работу . гидроцилиндров,.

Устройство работает следующим образом.

На барабанах 5 и 6 устанавливают уэ» пы 7 формирования лобовых частей,преднаэ608235 наченные дпя данной катушки. Рычаги 9 и 10 с укрепленными линейками 8 фиксируют под углом, соответствующим раствору катушки, Вращением винта 25 барабан

6 устанавливают на размер 6 по шкале 40, соответствующий длине катушки без припуска на рихтовку растяжением (3-5 мм на каждые

1000-Я 5 00 мм длины) .

Вращением поворотного стола устройство ставят в положение, при котором продольная 10 ось совпадает с направлением подачи полосы. 3атем отформованный выводной конец закладывают в фасонный вырез на поверхноо ти барабана 6 и закрепляют. На палец 38 устанавливают рычаг 39 и осуществляют 1s обвод по радиусу закругления катушки при вращении . стопа относительно вертикальной е оси на угол 90 .

Изгиб полосы осуществляет механизм поворота стола, а рычаг обеспечивает выгпаживание участка закругления и улучшает припегание поносы к узлу 7. При совпадении оси натянутой полосы с поперечным участ ком барабана вращение поворотного стопа прекращают.1 нажатием кнопки пульта 16управления включают эпектропривод 13 и поворачивают вал 4 на угол сСдо вертикаль» ного положения линейки 8. При совпадении соответствующей риски с указателем 37 кнопку отпускают и вап прекращает вращение. Затем производят обвод радиуса закругления вращением стопа. После этого на поверхности барабана 6 устанавливают перв» ходной клин (не показан) и выполняют обвод по радиусу спвдующего закругления. Нажа35 ткем кнопки пульта 16 накпоняют вап на угол aL, и, при совмещении соответствующей риски с указателем, кнопку отпускают и прекращают вращение вана.

Аналогично осуществляют намотку всех витков катушки с установкой между витками в лобовых частях картонных прокладок, имитирующих витковую изоляцию.

После оформления последнего витка ка

45 тушку рихтуют растяжением до обрезки по» лосы.. Для этого барабаны нажатием кнопки пульта 1 6 устанавливают в среднее положение.

Включают насосную станцию. Регуляторы дросселя 43 устанавливают на соответствующее давление и расход жидкости (скорость потока). Вентиль 44 откривают, вентиль

45 закрывают. Распределителем 41 посылают домкрат 31 до упора в узел 7, при соответствукяцих показаниях манометров 46 вентиль 44 закрывают, начинается процесс рихтовки катушки растяжением с помощью согласованного перемещения цилиндров 32 и 33, При этом барабан 5 остается неподвижным. Барабан 6 вместе со своим узлом и шпонкой 21 подвижной относительно поршня 34, сжимая пружину 27 при неподвижном плунжере 24, перемещается вправо до угора в ограничитель 29, При совмещении торца гайки 20 с нулевой риской шкапы 40 процесс рихтовки растяжением прекращается.

Распределитель 41 переключают на обратный ход, вентили 44 и 45 открывают на слив, домкрат 31 под действием давления жидкости перемещается влево в крайнее положение для намотки, а ципиндр ЗЗ вмеотв с барабаном 6 относительно поршня 34 под действием взведенной пружины 27 перемешается в исходное положение для намотки до упора в торец паза 23 ппунжвра 24.

Затем полосу обрезают, снимают уэпы 7, сближают рычаги 9 и 10 с линейками 8 и снимают готовую катушку.

После- выполнения операции намотки и рихтовки первой катушки устройство не требует дополнительной настройки дпя последукицих номеров катушек.

Формула изобретения

1. Устройство дпя намотки электрических катушек из полосы на ребро по авт. св.

%388333, о т и и ч а ю щ е в с я тем, что, с цепью обеспечения повышения производительности труда, механизм дпя осевого перемещения барабана выпопнен в виде плунжера с диаметральным пазом, в котором установлена подвижная шпонка, жестко связанная с барабаном, а во внутренней полости барабана расположен гидроципиндр с неподвижным поршнем, укрепленным на валу.

2. Устройство по и. 1, о т и и ч а юm в е с я твм, что оно содержит механизм дпя возврата барабана в исходное положение, выполненный в виде пружины, расположенной в ппунжвре, одним концом упиракипейся в шпонку, а другим связанной с механизмом ее осевого перемещения.

608235

Составитель В. Воскобойников

Редактор Е. Кравцова Техред Н. Бабурка Корректор С. Ямалова

Заказ 2811/37 Тираж 892 Подписное

1И!ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, уп. Проектная, 4

Устройство для намотки электрических катушек из полосы на ребре Устройство для намотки электрических катушек из полосы на ребре Устройство для намотки электрических катушек из полосы на ребре Устройство для намотки электрических катушек из полосы на ребре Устройство для намотки электрических катушек из полосы на ребре Устройство для намотки электрических катушек из полосы на ребре 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх