Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (51) М. Кл.

В 60К 41/00 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено )7.04.72 (21) 1772869/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.08.78. Бюллетень № 32 (45) Дата опубликования описания 10.08.78

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.

1 13-585. 1 (088.8) (72) Авторы изобретения Г. Е. Огий, И. А. Якименко, И. А. Скрыпник и С. Б. Хушенская (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ САМОХОДНОЙ МАШИНЪ) Изобретение относится к устройствам управления ступенчатыми коробками передач самоходных машин.

Известны гидравлические устройства для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины, содержащ ие насос, золотниковый распределитель, силовые цилиндры фрикционных элементов, включенный в соединяющий их трубопровод клапанный переклю- )0 чатель с гидроаккумулятором и исполнительный гидроаккумулятор с дросселем.

Однако такие устройства неприемлемы для транспортных средств, имеющих большой перепад скоростей между ступенями )5 передач (5 — 10 км/ч), так как не обеспечивают плавного переключения передач без разрыва потока мощности.

Цель изобретения — обеспечение плавного переключения передач без разрыва пото- 20 ка мощности и плавного реверсирования.

Это достигается тем, что исполнительный гидроаккумулятор с дросселем установлены между насосом и распределителем, а золотник распределителя размещен в корпусе, 25 установленном на валу коробки передач, и выполнен с расположенными симметрично радиальными дроссельными сливными отверстиями и двумя диаметрально противоположными маслораздающими пазами, 30 обеспечивающими питание соответственно гидроцилиндров передних и задних передач.

На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое гидравлическое устройство с распределителем, имеющим четыре рабочих положения и одно нейтральное; на фиг. 2— золотник распределителя в нейтральном положении; на фиг. 3 — то же, в положении

1-й передачи заднего хода; на фиг. 4 — дополнительное сечение золотника распределителя в нейтральном положении для нереверсивной коробки передач; на фиг. 5 — то же, для реверсивной коробки передач; на фиг. 6 — график изменения давления в гидроцилиндрах фрикционов при переключении передач; на фиг, 7 — то же, при реверсировании.

Предлагаемое гидравлическое устройство содержит золотниковый распределитель 1 с центровочной проточкой 2, устанавливаемый непосредственно на валу 3 коробки передач, клапанный переключатель 4 с гидроаккумулятором 5, а также исполнительный гидроаккумулятор 6 с дросселем 7.

Распределитель 1 имеет золотник 8 с двумя диаметрально противоположными маслораздающими пазами 9 и 10, соединенными между собой кольцевой проточкой. В корпусе распределителя выполнены масло621600

15

3 приемные отверстия 11 — 14, питающие чсрез проточки вала соответствующие силовь,е цилиндры фрикционн - .х элементов 15—

18. В основном маслораздающем се;енин золотника имеется также несколько пар дроссельных отверстий 19, соединенных с центральным слигным отверстием. В дополнительном сечении, параллельном основному, ь корпусе распределителя выполнены каналы 20 и 21, аналогичные каналам 11 и

14, а в золотнике — отверстия 22 и 23.

Давление создается насосами 24 и поддерживается на заданном уров»e перепускпым клапаном 25.

1Часло от насоса 24 через дроссель 7 поступает одновременно в исполнительный гидроаккумулятор б и в кольцевую проточку золотника 8, а из iiee — и маслораздающие пазы 9 и 10. Верхний паз 9 направляет масло в соответствующий силовой цилиндр фрикционного элемента через маслоприемное отверстие 12, кольцевую проточку и сверление вала. Одновременно по кольцевой проточке вала масло попадает в клапанный переключатель 4 и гидроаккумулятор 5. Таким образом, при установившемся движении заряжены оба гидроаккумулятора.

При переключении золотника распределителя в поло кение смежной передачи маслораздающий паз 9 располагается напротив маслоприемного отверстия 11, а отверстие 12 выключаемой передачи соединяется одним из дроссельных отверстий 19 с центральным сливным каналом золотника.

Включение силового цилиндра фрикционного элемента состоит из двух этапов: на первом происходит перемещение поршня и выбор зазоров между фрикционными дисками, па втором этапе, более коротком, создается давление для передачи крутящего момента.

В предлагаемом устройстве первый этап включения фрикциона обеспечивается в основном за счет разрядки исполнительного гидроаккумулятора 6, TBr< как питание от пасоса задроссслировано (см. участок od на фиг. 6), причем этот этап заканчивается раньше, чем при прямом питании от насоса (без дросселя), благодаря более высокой мощности гидроаккумулятора. Давление в силовом цилиндре фрикционного элемента в точке d соответствует конечному давлению разрядки гидроаккумулятора клапана плавности. Дальнейший плавный рост давления обеспечивается благодаря малой подаче масла через дроссель в силовой цилиндр фрикционного элемента и в параллельно соединенный с ним гидроаккумулятор клапана плавности, который медленно заряжается по линии dc.

Одновременно с описанным процессом нарастания давления в силовом цилиндре включаемого фрикционного элемента происходит падение давления в силовом цилинд4 ре выключ; смоги фрнкцно гнпп о элемента.

Давлсн.!е падает снач па резко (у асток

nb) до вели ивы, поддерн. ;"а ной гидроаккумулятором 5, за.ем — плавно (участок

bc), благодаря разрядке последнего через одно из дросссльных î верстии золотника на слив. Конечное давление разрядки гидроаккумулятора 5 таково,:то Dî"-можна некоторая пробуксозка фрикционного элемента.

В точке с давления в цилиндрах включаемого и выключаемого фрикционных элементов ьыравнивается. Вслед за этим клапанный переключатель 4 отсоедипяет гидроаккумулятор 5 от силового цилиндра выключаемого фрикционного элемента и подключает е! о к силовому цилиндру включаемого фрикционного элемента.

Дальнейший рост давления происходит еще более плавно (участок се), так как теперь уже два гидроаккумулятора 5 и 6 присоединены к силовому цилиндру включаемого фрикционного элемента, а зарядка их производится через дроссель. Таким образом создаются все условия для плавного переключения на смежную передачу, и не только на смежную: при переключении через одну, две и более передач дроссельпые отверстия золотника всегда обеспечивают медленную разрядку гидроаккумулятора 5 и, следовательно, безразрывность потока мощности, а исполнительный гидроаккумулятор б в сочетании с дросселем 7 обеспечивает плавное нарастание давления в силовом цилиндре вклю аемого фрикциопного элемента.

В нейтрали золотник распределителя устанавливается в такое положение, когда маслоприсмные каналы всех передач соединяются дроссельными отверстиями золотника со сливом (см. фиг. 2). Быстрая разрядка гидроаккумулятора 5 и опорожнение гидроцилиндра передачи, смежной с нейтралью, происходит (см. фиг. б, кривая

jim) через отверстие 20 корпуса, параллельное отверстию 11, и отверстие 22 золотника, которые имеют большое проходное сечение. Если за нейтральным положением золотника имеются положения, включающие реверсивные передачи, то слив из цилиндра первой передачи заднего хода производится через отверстия 23 и 21.

Таким образом, в нейтрали гидроаккумулятор 5 разряжен, а исполнительный гидроаккумулятор 6 заряжен, так как в линии нагнетания сохраняется рабочее давление.

Для включений первой передачи заднего хода золотник переводится в положение, при котором против маслоприемного отверстия 14 устанавливается маслораздающий паз 10. Первый этап включения фрикционного элемента осуществляет исполнительный гидроаккумулятор 6. Однако в связи с тем, что гидроаккумулятор 5 был разряжен в нейтрали, клапанный переключатель не621600

7иг.,У

Р2 ГУ Р/

Pc г. 2 медленно присоединяет его к магистрали силового цилиндра включаемого фрикционного элемента. Поэтому второй этап включения (см. фиг. 6, линия pqz) происходит еще плавнее, чем при переключении передач. Таким образом, вслед за быстрым выключением передачи и разрывом потока мощности, необходимым для остановки машины в нейтрали, создаются все условия для ее последующего плавного трогания. 10

Формула изобретения

Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины, содержащее насос, золотниковый распределитель, силовые цилиндры фрикционных элементов, включенный в соединяющий пх трубопровод клапанный переключатель с гидроаккумулятором, и исполнительный гидроаккумулятор с дросселем, о т л и ч а ю щ е еся тем, что, с целью обеспечения плавного переключения передач без разрыва потока мощности и плавного реверсирования, исполнительный гидроаккумулятор с дросселем установлены между насосом и распределителем, а золотник распределителя размещен в корпусе, установленном на валу коробки передач, и выполнен с расположенными симметрично радиальными дроссельными сливными отверстиями и двумя диаметрально противоположными маслораздающнмп пазами, обеспечивающими питание соответственно гидроцилиндров передних и задннх передач.

621600

Руз, з

Щг. 7

Составитель A. Корчагин

Техред О. Тюрина Корректор И. Позняковская

Редактор А. Купрякова

Заказ 1698/3 Изд. № 590 Тираж 799

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх