Устройство для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц6307!3

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.06.77 (21) 2491362/24-07 с присоединением заявки № (51) М.К..

Н 02К 11/00

Н 02Н 7/00 (43) Опубликовано 30.10.78. Бюллетень ¹ 40 (45) Дата опубликования описания 30.10.78 (53) УДК 621.316.925 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Б. А. Сурков

Московское производственное объединение «Каучук» (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МАШИН ПОСТОЯННОГО

ТОКА ОТ ВНУТРЕННИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОБМОТКИ ЯКОРЯ

Гоеударстаенный комитет риоритет

Изобретение относится к релейным защитам и предназначено для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений в обмотке якоря.

Известны релейные защиты машин, реагирующие на изменения величины магнитного потока дополнительных полюсов в зоне коммутации (1). Поскольку изменение магнитного потока дополнительных полюсов происходит не только при неисправностях машины, но и при включении машины, изменении режима ее работы, сквозных К. 3. (у генераторов) и так далее, то уставки этих защит во избежании неселективных действий загрубляются. Таким образом, основным недостатком таких защит являются их низкие селективность и чувствительность.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к описываемому является устройство для защиты машин постоянного тока, содержащее токовое реле, соединенное с органом, реагирующим на изменение параметров при аварийных режимах (2).

Однако такое устройство имеет невысокую селективность и, как следствие, низкую чувствительность. Поскольку известная защита является быстродействующей, уставки этой защиты должны быть отстроены от пусковых токов, от толчков токов нагрузки, от сквозных К. 3. (для генераторов) и т. д. Завышение уставок защиты приводит к тому, что она не реагирует на

5 небольшие внутренние повреждения в обмотке якоря в начальной стадии развития аварии, а отключает машину лишь при дальнейшем развитии аварии, когда ток достигает значительной величины.

10 Целью изобретения является повышение селектнвности.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для защиты машины постоянного тока от внутренних повреждений, со15 держащем токовое реле, соединенное с органом, реагирующим на изменение параметров при аварийных режимах, последний выполнен в виде трансформатора тока с двумя первичными обмотками со вст20 речным направлением тока в них, подключенными к внешним однополярным параллельным ветвям машины.

На фиг. 1 представлена схема защиты четырехполюсной машины постоянного то25 ка; на фиг. 2 — то же для машин с числом полюсов более четырех.

Устройство состоит из трансформатора тока с двумя первичными обмотками 1, 2 со встречным направлением тока, включен30 ными последовательно во внешние парал630713

Щг. 2

Составитель Т. Щеголькова

Техред С. Антипенко

Корректор Л. Корогод

Подписное

Редактор E. Дайч

Заказ 1818/16

Изд. № 693

Тираж 850

Типография, пр. Сапунова, и лельные ветви 3 одной полярности. На вторичную обмотку 4 трансформатора тока подключено токовое реле 5 мгновенного действия, например типа ЭТ-521.

У машин, имеющих число параллельных ветвей более двух, все параллельные ветви одной полярности объединяются в две (фиг. 2) . Устройство применимо для машин, имеющих четное количество внешних параллельных ветвей якоря, т. е. имеющих 10 четное количество пар полюсов.

Устройство работает следующим образом.

При любых режимах работы машины, если при этом не нарушается симметрия об- 15 мотки якоря, сумма токов через первичные обмотки трансформатора тока равна нулю.

При замыкании или обрыве витка, распайке «петушка» и т. п. нарушается симметрия обмотки якоря. При вращающемся 20 якоре такое нарушение симметрии вызывает поочередную пульсацию тока во внешних однополярных параллельных ветвях машины, а следовательно, и в первичных обмотках трансформатора тока, что в свою 25 очередь вызывает наведение переменной

ЭДС на вторичной обмотке трансформатора. Частота наведенной ЭДС зависит от скорости вращения машины. Релс, подключенное па эту обмотку, срабатывает 30 и дает сигнал на отключение.

Предлагаемое устройство, обладая высокой степенью селсктивности, позволяет снизить токовую установку до величины, практически несколько отличной от нуля, причем независимо от мощности машины.

Эта защита, являясь быстродействующей, отключает машину на самой начальной стадии возникновения аварии.

Формула изобретения

Устройство для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря, содержащее токовое реле, соединенное с органом, реагирующим на изменение параметров при аварийных режимах, отличающееся тем, что, с целью повышения селективности, орган, реагирующий на изменение параметров при аварийных режимах, выполнен в виде трансформатора тока с двумя первичными обмотками со встречным направлением тока в них, подключенными к внешним однополярным параллельным ветвям машины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лвторское свидетельство СССР

КО 99117/9965, кл. Н 02К 11/00, 1952.

2. Авторское свидетельство СССР

Ма 90915, кл. Н 02К 11/00, 19б0.

Устройство для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря Устройство для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи
Наверх