Бесконтактный двигатель постоянного тока с катящимся ротором

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) дополнительное к авт. саид-ву— (22) 3аявлено 263326 (Я) 2338904/24-07 оц637926 (51) М. Кд.

Н 02 К 41/06 с присоединением заявки И

Государственный комитет

Совета Министров СССР: по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (43) Опубликовано 151278 Бюллетень М 46 (45) Дата опубликования описания 151278 (53) УДК 621.313..39(088.8) (72) Авторы изобретения

М.A.Çàéêoâ, В.Ф.Прохоренко и В.З.Ройк

Pl) Заявитель (54) БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО

ТОКА С КАТЯЩИМСЯ РОТОРОМ

Изобретение относится к специальным электрическим машинам и предназначено для использования преимущественно в качестве маломощных исполнительных двигателей автоматических 5 систем с питанием от аккумуляторных батарей.

Известен бесконтактный двигатель постоянного тока с катящимся ротором, содержащий статор с обмоткой, разделенной на четыре равные зоны, и коммутатор (1) . Однако коммутатор этого двигателя выполнен из большого числа элементов, что усложняет конструкцию и снижает экономичность двигателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является бесконтактный двига тель постоянного тока с катящимся ротором, содержащий статор с обмоткой, разделенной на четыре равные зоны, и коммутатор, выполненный в виде насыщающегося трансформатора с транзис-. торными ключами (2$ . Укаэанный двигатель также имеет сложную конструкцию и низкие энергетические показатели.

Целью изобретения является упро.щение конструкции и повышение КПД . бесконтактного двигателя с катящимся ротором. Это достигается тем, что в коммутаторе предлагаемого двигателя применены два транзисторных ключа, нагрузкой каждого из которых являются две соединенные последовательно смежные зоны, параллельно одной из которых включен коммутирующий конденсатор.

На фиг. 1 представлена развертка обмотки описываемого двигателя; на фиг. 2 — схема подсоединения обмоток двигателя к коммутатору.

Обмотка статора двигателя состоит из четырех зон 11, 2, 31, и 4в, смещенных в пространстве относительно друг друга на 90о . Каждая зона выполняется с ращеплением магнитного потока, для чего на каждом зубце статора размещены катушки, соединенные между собой последовательно в,соответствии с фиг. 1. Пары смежных зон

11, 22 и 31, 42. соединены последовательно. Одни одноименные концы образовавшихся полуобмоток подключены к отрицательному полюсу источника питания, а другие — к коллекторам двух транзисторов 5 и 6, работающих в ключевом режиме.

637920

Формула изобретения

20

30 цИИИПИ Заказ 7131/45 Тираж 850 Подписное

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Управление ключами осуществляется по базовым цепям при помощи насыщающегося трансформатора 7, первичная обмотка которого через регулировочное сопротивление 8 подключена к коллекторам транзисторов. Измейением сопротивления 8 регулируется величина напряжения на входе трансформатора, вследствие чего изменяется частота переключения транзисторов 5 и б и соответственно скорость вращения вала двигателя (на чертежах не показан). В коллекторную цепь транзисторов включены конденсаторы 9 и 10, коммутирующие зоны 11 и 31 или 21 и

4 при реверсе. Включение в схему коммутирующих конденсаторов 9 и 10 позволяет использовать известный двухтактный преобразователь постоянн: го тока как четырехтактную схему.

При открытом транзисторе 5 ток коммутации вначале протекает по зоне 2, а после заряда конденсатора 9 — по зоне 11, При открытом транзисторе 6 вначале коммутируется эона 4, а после заряда конденсатора 10 — эона 31 . Благодаря коммутирующим конденсаторам 9 и 10 при помощи ключей 5 и б происходит последовательное включение (коммутация) эон 2, 11, 4 и 31, что обеспечивает создание односторонней силы последовательно в областях расположения этих обмоток.

Реверс двигателя осуществляется эа счет переноса питания конденсаторов 9 и 10 с коллекторов транзисторов на †источника питания.

Использование энергии заряда конденсаторов позволяет повысить КПД

5 двигателя °

Бесконтактный двигатель постоянного тока с катящимся ротором, содержащий статор с обмоткой, разделенной на четыре равные зоны, и коммутатор, выполненный в виде насыщающегося трансформатора с транзисторными ключами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения КПД, в коммутаторе применены два транзисторных ключа, нагрузкой каждого из которых являются две соединенные последовательно смежные зоны, параллельно одной из которых включен коммутирующий конденсатор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Бертинов A.È., Варлей В.В.

Электрические машины с катящимся ротором. И., Энергия, 1969, с.46.

2. Зайков M.A. Электродвигатели с катящимся ротором, Харьков, 1975, с. 117.

Бесконтактный двигатель постоянного тока с катящимся ротором Бесконтактный двигатель постоянного тока с катящимся ротором 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим двигателям, способным эффективно преобразовывать электрическую энергию в механическую энергию или силу, которые снимаются с силовой оси

Изобретение относится к орбитальным электромеханическим системам (ОС), т

Изобретение относится к орбитальным электромеханическим системам (ОЭС), т

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в двухскоростном электроприводе, например, подъемно-транспортных машин, стиральных машин барабанного типа, бетоновозных тележек

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, к электродвигателям с пониженной скоростью вращения ротора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в робототехнических установках с программным управлением, включающих электропривод с шаговым двигателем, в частности линейным или двухкоординатным, и требующих точного позиционирования исполнительного механизма

Изобретение относится к области электромеханики, преимущественно к области двухскоростного электропривода

Изобретение относится к электромеханике, преимущественно к области двухскоростного электропривода

Изобретение относится к электромеханике, преимущественно к области двухскоростного электропривода
Наверх