Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора транспортных установок

 

Союз Советских

C оциалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ („)658016 (61) Дополнительное к авт. свид-ey— (22) Заявлено 01 ° 08 ° 76 (21) 2387705/25-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 2504.79. Бюллетень МВ 15 (51)М. Кл.

В 60 L 11/04

Государственный комитет

СССР оо делим изобретений и открыти и (53) УДК 621. 335. . 833. 6 (088. 8) Дата опубликования описания 14 . 08. 80

Л. С. Писарик,. Б. С. Готовский, С. И. Каган и В. С. Войтас (72) Авторы изобретения

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (7i) Заявитель (54)УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНЫХ УСТАНОВОК

Изобретение относится к области автоматического управления электротрансмиссиями автономных транспортных установок, таких, как большегрузные автомобили или тепловозы. 5

Известно устройство для регулирования возбуждения генератора транспортных установок, поэволяющее получить требуемую внешнюю характеристику генератора,состоящую из гиперболической10 части и линейных участков ограничения тока и напряжения, содержащее датчики тока и напряжения генератора, усилители, блок управления током возбуждения генератора и блок сравнения, блок 15 перемножения сигналов(11.

Недостаток известного устройства значительная погрешность в блоке пе— ремножения устройства.

Цель изобретения — повышение íà-. 2p дежности и качества регулирования.

Для осуществления поставленной цели устройство снабжено подключенными к выходам датчиков тока и напряжения сумматорами, один из них выполнен на 25 потенциометрах, а другой на цепочке из последовательно соединенных потенциометров и диодов, причем движки потенциометров подключены через усилители к выходам блока сравнения, вы-30

2 ходы которого через ключи подсоединены к другим усилителям, нагруэочные выходы которых соединены с блоком уп. равления током возбуждения генератора.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства; на фиг. 2 — дана внешняя характеристика генератора; на фиг.3принципиальная схема соединения блоКоВ суммирования, усиления и сравнения;на фиг. 4 — приведена принципиальная схема блока сравнения.

Устройство содержит генератор 1, приводимый во вращение дизель 2 и питающий двигатель 3, блок управле- ° ния 4 током обмотки возбуждения 5 генератора 1,трансформаторные датчики тока 6 и напряжения 7, сигнал с ко- . торых поступает на блок сравнения 8 через суммирующие блоки 9,10, состоящие из потенциометров 11,12 и 13,14 и диодов 15,16, и блоки усиления 17, 18 на транзисторах 19,20. Выходы блока сравнения 8 соединены с блоками

21,22 на транзисторах 23,24 через ключи 25 26.

Устройство работает следующим образом.

Сигналы, пропорциональные току и напряжению генератора 1, снимаются

658016 с датчиков тока 6 и напряжения 7 и подаются на входы блоков 9 и 10 (фиг.3), где они суммируются, а затем усиливаются транзисторами 19, 20 блоков 17,18. Дальнейшее усиление сигналов производится блоками 21 и

22, состоящими из транзисторов 23,24, разрешение на работу которых задается ключами 25 и 26, управляемыми блоком сравнения 8. При изменении тока генератора блок сравнения 8, входные зажимы которого включены на коллекторы транзисторов 19,20, откроет ключ 25 и закроет ключ 26, разрешая тем самым работу первого канала. Регулирование и величина тока обратной связи при этом определяется суммой сигналов линейных преобразователей блока 9, т.е. k U +. 9 3 . Такое регулирование обес— печивает получение линейных участков

ab u dc и внешней характеристики генератора(фиг.2),так как здесь система 20 поддерживает постоянство суммы k U + k„ J . При работе генератора с токами нагрузки, лежащими в диапазоне Ъ - J - 3 блок сравнения 8 перейдет в другое устойчивое состояние: 25 закроет ключ 25 и откроет ключ 26 регулирование идет ко второму каналу.

Величина сигнала определяется суммой. сигналов логарифмических преобразователей 10, т.е. 6 %>U+6g % 2.

Такое регулирование обеспечивает криволинейную часть Ьс4 внешней характеристики генератора, соответствующую постоянству произведения U J = пост., так как здесь поддерживается постоянство суммы 6о k О р М и, следовательно, постоянство произведения U3.

Таким образом, внешняя характеристика генератора формируется устройством из гиперболического участка постоянной мощности и линейных участков ограничений по току и напряжению. Выбор коэффициентов преобразования(К) преобразователей блоков 9,10 и коэффициентов усиления усилителей обеспечивает требуемую точность регулирования.

Формула изобретения

Устройство для регулирования воз— буждения тягового генератора транспортных установок, содержащее датчики тока и напряжения генератора, усилители, блок сравнения, блок управления током возбуждения генератора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и качества .регулирования, устройство снабжено сумматорами, подключенными к выходам датчиков тока и напряжения, выполненными один на потенциометрах, а другой на цепочке из последовательно соединенных потенциометров и диодов, причем движки потенциометров подключены через усилители к входам блока сравнения, выходы которого через ключи подсоединены к другим усилителям, нагрузочные выходы которых соединены с блоком управления током возбуждения генератора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 423687, кл. В 60 L 11/04, 19.74.

658016

Составитель Л. Резникова

Редактор H. Белявская Техред A. Ач Корректор Г. Назарова

%ИВ бПTГГ Тираж 03 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора транспортных установок Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора транспортных установок Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора транспортных установок Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора транспортных установок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам тягового электропривода постоянного тока аккумуляторных электромобилей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к области транспорта и направлено на усовершенствование автоматических систем регулирования напряжения тяговых генераторов в электрических передачах транспортных средств

Изобретение относится к области автоматического регулирования дизель-генераторных установок транспортных средств

Изобретение относится к области автоматического регулирования электрических передач мощности транспортных средств (тепловозы, большегрузные автомобили)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к силовому оборудованию двухсекционных тепловозов и может быть использовано для передвижения несамоходных путевых машин на железнодорожном ходу, требующих большого тягового усилия и автоматического поддержания малой скорости при максимальном использовании мощности
Наверх