"фрикционная предохранительная муфта

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.01.77 (21) 2445315/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл.

F 160 7/02 ссср (43) Опубликовано 30.05.79. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 30.05.79 (53) УДК 621.825.5 (088.8) IIo делам изобретеиии и открытий (72) Автор изобретения

С. Г. Нагорняк (71) Заявитель (54) ФР И КЦИО Н НАЯ П РЕДОХРАН ИТЕЛ ЬНАЯ МУФТА

ГосудаРствеииый комитет (23) Приорите г

Изобретение относится к машиностроению

Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая подпружиненные ведомую и ведущую полумуфты и элементы полного размыкания полумуфт в стопорном режиме нагружения, выполненные в виде гайки, установленной на резьбе в ступице ведущей полумуфты. Гайка связана с ведомым валом с помощью двух смещенных в осевом направлении подпружиненных собачек, шарнирно закрепленных на жестко соединенных с ведомым валом шайбах (1).

Однако поскольку гайка ввинчена в резьбу ступицы ведущей полумуфты, то, следовательно, при реверсе гайка наворачивается на резьбу ступицы до упора, происходит заклинивание в резьбе и образуется жесткая связь ведущей полумуфты с ведомым валом через гайку. Для исключения этого явления предложена сложная система из подпружиненных собачек, которые утапливаются в определенных положениях шпонок.

Кроме того, муфта является источником возникновения вынужденных колебаний и вибраций вследствие того, что центры собачек расположены эксцентрично относительно оси вращения муфты.

Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая подпружиненные соосные полумуфты, установленные на валах, на ведомом из которых на несамотормозящейся резьбе смонтирован маховик. С двух сторон его установлены цилиндрические пружины сжатия. Маховик составлен из двух частей, фрикционно соединенных между собой, связан с ведомым фрикцион10 ElbIivI диском с помощью жестко закрепленного на нем захвата и снабжен зубчатым венцом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой (2).

15 Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту. При перегрузке маховик перемещается вдоль ведомого вала, увлекая за собой с помощью за20 хвата ведомую полумуфту, при этом происходит расцепление полумуфт, а маховик фиксируется собачкой, взаимодействующей с его зубчатым венцом, удерживает ведомую полумуфту в разомкнутом положении.

25 К недостаткам указанной муфты относятся сложность изготовления и сборки, а также большая себестоимость конструкции, невозможность полного отключения муфты после срабатывания, неудобство в эксплуаЗ0 тацип и черезмерная сложность возвраще3

665139

G0 ния системы в нормальное рабочее положение после срабатывания.

В данной муфте не предусмотрена фиксация маховика от перемещения от ведомой полумуфты в период разгона, что может привести к разобщению полумуфт.

С целью повышения надежности обеспечения удобства в эксплуатации в прсдлагac мой муфтс отжимной узел снабжен диском, помещенным между ведущсй полумуфтой и пружиной, а также концевым выключателем, взаимодействующим с диском, при этом между торцами последнего и маховика образован зазор, а фиксирующий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины, опирающейся на обращснпыс друг к другу торцы маховика и ведомой полумуфты.

На чертеже изображен общий вид муфты с частичным продольным разрезом.

На ведущем валу 1 установлена подвижная полумуфта 2, на которой свободно установлен диск 3, поджимаемый к данной полумуфте через упорный подшипник пру>киной 4, усилие сжатия которой регулируется гайками.

На торце ведущей полумуфты установлена фрикционная накладка 5, упирающаяся в торец ведомой полумуфты 6, неподвижно смонтированной на ведомом валу 7.

На ступице полумуфты 6 выполнена самотормозящаяся резьба 8, которая охватывается центральным резьбовым отверстием маховика 9, причем направление резьбы 8 противоположно направлению вращения муфты. Для ограничения перемещения маховика 9 в осевом направлении служит упорное кольцо 10, упирающееся в ступицу ведомого вала 7. Кроме этого, маховик 9 подпружинен к ведомой полумуфте 6 отдсльной тарельчатой пружиной 11, смонтированной между торцем 12 ведомой полумуфты 6 и торцом 13 маховика 9. Между торцом 14 маховика 9 и торцом 15 металлического диска имеется зазор о.

Для подачи сигнала на отключение электропривода в стопорном режиме нагружсния предусмотрен концевой выключатель

16, расположенный неподвижно на стойке со стороны диска 3.

Работа муфты заключается в следующем. В процессе пуска маховик 9 стремится свинтиться с резьбы 8 ступицы ведомой полумуфты 6 и упирается в кольцо 17.

В нормальном режиме работы полумуфты 2 и 6 находятся в относительном покое и крутящий момент передается с вала 1 на полумуфту 2 и далее через фрикционную накладку 5 на ведомую полумуфту 6 и вал

7. Между ближними торцами 14 и 15 маховика 9 и диска 3 имеется зазор о.

В стопорном режиме нагружения ведомый вал 7 с полумуфтой 6 резко останавливается, а расположенный на ступице данной полумуфты маховик 9 за счет силы инерции проворачивается дальше на резьбе 8 и навинчивается на резьбовую ступицу. Происходит взаимодействие торца 14 маховика 9 с торцом 15 металлического диска 3, которое приводит к перемещению диска 3 вправо и к дополнительному сжатию пружины 4. При этом сила поджима ведущей полумуфты к ведомой становится равной нулю — происходит свободное относительное сколь>ксние полумуфт. Поскольку маховик 9 сопрягается со ступицей ведомой полуму фты 6 самотормозящейся резьбой 8, то, следовательно, он в обратное положение под действием пружин 4 и

11 не возвращается, и кинематическая цепь полностью размыкается.

Тарельчатая пружина 11 предназначена для устранения перемещения маховика в сторону металлического диска 3 за счет неравномерности вращения вала.

Для возвращения маховика 9 в исходное положение необходимо свинтить его íà определенную величину со ступицы (например, с помощью ключа, охватывающего параллельные лыски ступицы маховика).

Применение данной муфты позволит увеличить надежность защиты привода от перегрузок в стопорном режиме нагружения и практически полностью устранить износ передающих фрикционных элементов..

Формула изобретения

Фрикционная предохранительная муфта, содержащая поджатые пружиной ведущую и ведомую полумуфты и отжимной узел, имеющий смонтированный на резьбе ведомого вала маховик, а также фиксирующий его элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее и обеспечения удобства в эксплуатации, отжимной узсл снабжен диском, помещенным между ведущей полумуфтой и пружиной, а также концевым выключателем, взаимодействующим с диском, при этом между торцами последнего и маховика образован зазор, а фиксирующий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины, опирающейся на обращенные друг к другу торцы маховика и ведомой полумуфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 317832, кл. F 16D 13/04, 1970.

2, Авторское свидетельство СССР № 389318, кл. F 16Р 13/04, 1971.

665130

Составитель О. Логвинова

Редактор В. Кухаренко Техред Н. Строганова Корректоры: E. Осипова и Т. Добровольская

Заказ 845/4 Изд. № 323 Тираж 1138 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

фрикционная предохранительная муфта фрикционная предохранительная муфта фрикционная предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх