Опора

 

тнаа - Р 1 ьЛ

ОПИСЛНИИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалист имеских

Республик! !

16 С 21/00

Государстеенньй номхтат

СССР аа делам .изобретений и аткрытнй

Опубликовано 05.06.79. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 05.06.79 (53) УДК 621-219:

:621.822 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. С. Байбиков и Б. С. Байбиков (71) Заявитель (54) ОПОРА

Изобретение относится к конструкции опор и может быть использовано в высокооборотных турбомашинах.

Известны опоры, в которых при пуске и остановке работают подшипники качения, а при наборе числа оборотов основную нагрузку воспринимают гидростатические или гидродинамические подшипники (11.

Наиболее близким к изобретению является опора, в которой гладкие конические втулки насажены на внутренние обоймы шарикоподшипников, а ответные конические втулки расположены на валу ротора. При пуске или остановке вращение вала воспринимается через конические втулки, контактирующие между собой через шарикоподшипники. Нри увеличении числа оборотов и осевом перемещении ротора конические втулки выходят из контакта, выключая иэ работы шарикоподшипники, а гидростатические подшипники и пята включаются в работу (2).

Недостаток опоры заключается в том, что при больших оборотах шарикоподшипники вращаются, что приводит к их износу.

Целью изобретения является предотвращение износа шарикоподшипников при высоких оборотах ротора, Цель достигается тем, что на конических втулках выполнены кольцевые выступы и канавки.

Такое выполнение позволяет при осевом перемещении ротора резко увеличить зазор между втулками эа счет расположения выступов, выполненных на одной из втулок, против впадин на другой и этим уменьшить гидравлическое взаимодействие между коническими втулками и исключить их самозаклинивание.

На фиг. 1 схематически изображен разрез по оси турбонасоса при работе гидростатических опор; на фиг.2 — узел с коническими

15. втулками при пуске и остановке турбонасоса.

Опора содержит ротор 1 с расположенными на на нем коническими втулками 2 с кольцевыми выступами и гидростатической пятой 3. В корпусе турбонасоса 4 расположены гидростатические опорные подшипники 5, шарикоподшипники 6 с посаженными на их внутреннюю обойму коническими втулками 7, на торцах которых укреплены упругие мембраны 8.

666315 4ческие опорные подшипники 5 и гидростатическая пята 3 при этом не работают.

Использование устройства позволит уменьшить затраты на ремонт турбонасоса.

Устройство работает следующим образом.

При высоких числах оборотов ротор турбонасоса 1 опирается на гидростатические опорные подшипники 5 и гидропяту 3. Шарикоподшипники 6 не вращаются, так как в этом положении отсутствует контакт между коническими втулками 2 на валу и коническими втулками

7 на внутренней обойме шарикоподшипников 6.

Вращение обойм шарикоподшипников 6 вместе с коническими втулками 7 из-за гидравли- 10 ческого взаимодействия между коническими втулками 2 и 7 уменьшается за счет резкого увеличения зазора между этими втулками при расположении канавок, выполненных на конической. втулке 7 против выступов на коничес- 15 кой втулке 2. Упругие мембраны 8, прижимаясь к корпусу турбонасоса 4, предотвращают вращение внутренних обойм шарикоподшипников 6, вызываемое закрученной валом жидкостью. 20

При пуске или остановке турбонасоса под действием входного давления ротор 1 сдвигается вправо, и конические втулки 2 и 7 контактируют выступами между собой (фиг. 2).

При этом ротор опирается на жестко зафик- 25 сированные шарикоподшишники 6. ГидростатиФормула изобретения

Опора, преимущественно высокооборотного

l турбонасоса, содержащая гидростатические опорные и упорный подшипники и шарикоподшипники с внутренней и наружной обоймами, о тл и.ч а ю щ а я с я тем, что, с целью предотвращения износа шарикоподшипников при высоких оборотах ротора, на внутренних обоймах шарикопошпипников и на валу закреплены конические втулки с кольцевыми выступами, контактирующими в статическом состоянии турбонасоса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 569751, кл. F 04 0 29/04, 1975.

2. Заявка Н 2024599/06 от 17.05.74:ч по которой вынесено решение о выдаче авторского свидетельства.

666315

Ю В

Фиг. я

Заказ 3122/26

Тираж 1136 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьпий

113035, Москва, Ж-35, Раушская паб, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород,ул. Проектная, 4

Составитель Е. Хоммик

Редактор В. Большакова Техред О. Андрейко Корректор О. Ковинская

Опора Опора Опора Опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в условиях повышенных скоростей скольжения, больших радиальных нагрузок в безоткатных установках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению опор в комбинации опор скольжения и опор качения, и может быть использовано в роторных машинах

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных роторных машинах

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к опорам для валов и осей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины
Наверх