Фрикционное сцепление гидромеханической передачи

 

ОП ИС

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистимеских

Республик

<">667726

К АВТОРСКОМУ СВИДИТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.10.74 (21) 2068010/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

F 16 D 25/06

Государственный квмнтет

СССР не делам нзейретвннй

Н OTKPblTNN

Опубликовано 15.06.79. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 25.06.79 (53) УДК621.922 (088.8) (72) Авторы изобретения

М. И. Грицишин, П. С. Мазурок, В. И. Панченко и Л. С. Бил ык

Головное специальное конструкторское бюро по автопогрузчикам (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ

ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к области машиностроения, к гидромеханическим передачам самоходных машин, а частности к конструкциям фрикционных сцеплений гидромеханических передач, преимущественно для работы в условиях резко меняющихся нагрузок.

Известна конструкция фрикционного сцепления полуавтоматической передачи, помешенного в полость гидротрансформатора, .которая содержит корпус, жестко скреплен:. .ный с турбинным колесом, нажимной диск, образующий с корпусом полость цилиндра, которая сообщена через золотник управления с насосом и на слив, и ведомый диск, при этом ведомый диск с фрикционными накладками установлен в полости цилиндра, между нажимным диском и корпусом (1).

В процессе работы известного сцепления происходит износ фрикционных накладок ведомого диска. Одновременно в зоне контакта фрикционных накладок ведомого диска с поверхностью нажимного диска и поверхностью корпуса образуется высокая температура, которая приводит к разложению масла с образованием шлаков. Продукты износа фрикционных накладок и шлаки под действием центробежной силы скапливаются по периферии полости цилиндра, что приводит к недожиму фрикционных накладок ведомого диска нажимным диском и заклиниванию нажимного диска.

Цель изобретения — обеспечение надежности работы фрикционного сцепления гидромеханической передачи в условиях резко меняюшихся нагрузок.

Цель достигается тем, что ведомый диск сцепления установлен с противоположной от полости цилиндра стороны нажимного диска и ограничен в осевом направлении скрепленным с корпусом опорным диском.

При этом для увеличения энергоемкости сцепления в пазах корпуса между нажимным и опорным дисками устанавливают промежуточные диски, взаимодействующие с ведомыми дисками сцепления.

При таком конструктивном варианте про20 дукты износа фрикционных накладок выносятся маслом через периферийные пазы корпуса в полость гидротрансформатора и дальше на слив. Указанная конструкция фрикционного сцепления позволяет также устано667726

3 вить несколько ведомых дисков сцепления, что особенно важно для автопогрузчиков, работающих в условиях резко меняющихся нагрузок., С увеличением количества ведомых дисков повышается энергоемкость сцепления, уменьшается перегрев масла в зоне контакта фрикционных накладок с корпусом и на"живным диском, а следовательно, уменьшается образование шлаков и засорение масла.

На чертеже показано помещенное в полость гидротрансформатора фрикционное сцепление и система его управления.

Корпус 1 фрикционного сцепления жестко скреплен с турбинным колесом 2 идротрансформатора. В корпусе 1 установлен нажимной диск 3, образуя с корпусом полость цилиндра 4. Ведомые диски 5 сцепления установлены на шлицах ступицы 6, которая насажена на шлицы первичного вала 7 коробки передач (на чертеже не показана). В пазах корпуса 1 сцепления установлены промежуточные диски 8. Опорный диск 9 укреплен в корпусе 1 и удерживает в осевом направлении пакет дисков .

Фрикционное сцепление размещено в полости 10, заполненной маслом под необходимым давлением и сообщающейся с рабочей полостью турбинного колеса 2 гидротрансформатора 11. Трубопровод 12 сообщен с полостью цилиндра 4 через золотник уп- равления 13 с насосом 14 и с резервуаром на слив. Трубопровод 15 через дифференциальный клапан 16 связывает гидротрансформатор 11 с насосом 14, при этом слив осуществляется по трубопроводу 17 через предохранительный клапан 18.

Фрикционное сцепление гидромеханической передачи работает следующим образом.

При работающем двигателе масло под незначительным давлением постоянно подается от насоса 14 через дифференциальный клапан 16 по трубопроводу 15 в рабочую полость гидротрансформатора 11.

Для включения фрикционного сцепления переводят золотник управления 13 в краи4 нее правое положение. Масло от насоса

14 подается под давлением по.трубопроводу

12 в полость 4 цилиндра, при этом нажимной диск 3 сжимает ведомые диски 5 и промежуточные диски 8. При работающем тидротрансформатор 11 крутящий момент передается от турбинного колеса 2 на корпус 1 фрикционного сцепления, нажимной 3, промежуточные 8 диски, ведомые диски 5, ступицу 6 и первичный вал 7 коробки передач.

Продукты износа фрикционных накладок сцепления и шлак, образующийся в месте контакта нажимного 3, промежуточных 8 и ведомых 5 дисков, выносятся центробежной силой через пазы корпуса 1 в полость 10 и дальше через полость турбинного насоса

2 по трубопроводу 17 через клапан 18 в резервуар на слив.

Для отключения сцепления переводят золотник управления !3 з крайнее левое положение. При этом масло поступает из полости 4 цилиндра сцепления по трубопроводу 12 на слив в резервуар. Д,авление масла в полости 10 перемещает нажимной диск

3 влево, разъединяя ведомые 5 и промежуточные 8 диски.

Формула изобретения

Фрикционное сцепление гидромеханической передачи, выполненное в виде корпуса, жестко скрепленного с турбинным колесом, зо взаимодействующего с ведомым и нажимным дисками, последний из которых образует с корпусом полость цилиндра; отличающееся тем, что, с целью обеспечения надежности в работе в условиях резко меняющихся нагрузок, ведомый диск установлен с противоположной от полости цилиндра стороны нажимçs ного диска, при этом он снабжен ограничивающим его в осевом направлении опорным диском.

Источники информации. принятые во внимание при эклп ртизе

I. Маслов H. Д, и Трусов С. М. Гидромеханические коробки передач, <Машиностроение», М., 1971, с. 148-153.

667726

Составитель В. Каражас

Редактор Н. Аристова Техред О. Луговая Корректор Г. Назарова

Заказ 3399 30 Тираж l!38 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционное сцепление гидромеханической передачи Фрикционное сцепление гидромеханической передачи Фрикционное сцепление гидромеханической передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в приводах тяжелонагруженного технологического оборудования

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным упругодемпфирующим муфтам для передачи вращения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженного технологического оборудования

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным упругодемпфирующим муфтам для передачи вращения, и может быть использовано в приводах тяжелонагруженного оборудования

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в приводах тяжелонагруженного технологического оборудования
Наверх