Фрикционная муфта

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

«» 662764

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.01.77 (2! ) 2446886/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кл 2

Г16 П эо,0(*

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) У ДК 621.825..54 (088.8) Опубликовано 15.05.79. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 25.05.79 (72) Авторы изобретения

В. В. Гуськов, А. Г. Скойбеда и А. А. Шавель

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (? I ) Заявитель (54) ФРИ КЦИОН НА Я М УФ 1 А

Изобретение относится к области машиностроения и может оыть использовано для передачи вращения между валами.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты взаимодействующие через пакет фрикционных дисков (1).

Недостатком ее является невозможность

oTêëî÷åHèÿ полумуфт при обгоне ведомой полумуфтой ведушей полумуфты.

Известна также фрикционная муфта, содержащая установленные в корпусе на валу ведуьцую и ведомую полумуфты, взаимодействуцощие через пакет фрикционных дисков, сжимаемых поршнем связанным каналами с золотпиковым распределителем, взаимодействующим с подвижной по оси кулачковой втулкой (2).

Такая муфта является наиоолее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком ее является сложность конструкции и низкая надежность работы.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности работы путем исключения влияния веса ведомой по 15 муфты на вал.

Цель достигается тем, что предлагаемая муфта снаожена уста новлейной в корпусе на подшипниках иолой ступицей с кулачковым венцом на внутренней повспхности, а кулачковый элемент выполнен в виде диска с направлякпцими отверстиями и кулачками на наружной поверхности, взаимодействующими с кулачками ступицы, а ведомая полумуфта жестко закреплена на пн.", „при этом вал расположен внутри ступицы и снабжен установленными на его торце параллельно оси направля1о1цпми штифтами, расположенными в отверстиях кулачкового 1lt(. êÿ.

Муфта может быть спаожена закрепленными на золотниковом распределителе ограничива1ощим его поворот упором и дисковым

15 поводком. взаимодеиствующим с кулачковым диском.

На фиг. 1 показана фрикционная муфта. разрез; на фиг. 2 — кулачковая втулка в рабочем положении; на фпг. 3 — то же, 20 при обгоне; на фиг. 4 — положение золот- ..-. никового ра-пределителя при прямом вращении; на фиг. 5 — положение ступицы при прямом вра1цении; на фиг. 6 — — положение золотникового распределителя при обрат662764

"ном вращении; на фиг. l — положение ступицы при обратном вращении.

Муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, пакет 3 ведущих и ведомых дисков трения и установленный в неподвижном корпусе -4 золотниковый распределитель 5, который через дисковый поводок 6 пружиной 7 поджимается к кулачковому элементу 8, Внутри ведомой полумуфты установлен вал 9 с возможностью частичного . поворота, так как ширина впадин шлицев большая, чем выступов. В ступчце ведомой полумуфты установлен кулачковый венец 10.

В торце вала выполнены два отверстия, в которые входят направляющие штифты 11.

Детали кулачковой муфты имеют окружной

: люфт 12 и удерживаются пружиной в зам .кнутом состоянйи. Золотниковый распределитель имеет упор 13, ограничивающий его .поворот при реверсе. Рабочая полость 14 фрикционной муфты сообщена с магистралью давления 15 и слива 16 через каналы . 17 — 19 золотникового распределителя. При этом каналы 18 и 19 расположеньг в одной продольной плоскости, а в поперечной плос-. кости образуют с каналом 17 некоторый угол .

Когда нагрузочный момент приложен к ведущей полумуфте 1, пакет фрикционных дисков 3 сжат, муфта замкнута., В этом случае детали 8 и 10 сцеплены кулачками:

3а счет си 1 трения между дисковым поводком 6 и кулачковым элементом 8 золотниковый распределитель располагается так, что канал 17,, сообщает рабочую полость 14 муфтЫ с Магистралью 15 давления. Полость 14 при этом разобщена с магистралью 16 слива.

Когда обороты ведомого вала 9 превы. сят обороты ведущей полумуфты 1, вал вмес"те с кулачковым элементом 8 обгонит веду щую и цедомую полумуфты 1 и 2, которые

-;замйй ы пакетом фрикцйонный дисков 3, При этом кулачковый элемент 8, проворачиваясь относительно отстающих кулачков 10, выбирает окружной люфт 12 и при дальнейшем провороте сжимает пружину 7 и перемещает золотниковый распределитель 5, которйй каналом 17 сообщает рабочую полость

14 муфты с магистралью 16 слива, разобщая ее с магистралью 15 давления. Муфта выклю- чена.

Если вал 9 меняет направление вращения, силы трения между дисковым поводком 6 и кулачковым элементом 8 поворачивают на некоторый угол золотниковый распределитель 5. Проворачиваясь, золотнико вый распределитель разобщает рабочую по лость 14 муфты с магистралью 16 слива и каналом 18 сообщает ее с матнстралью !5 давления. Муфта опять включена. При этом кулачковая муфта разомкнута и кулачковый элемент 8, сжимая пружину 7, удерживает золотниковый распределитель 5 в крайнем положении.. у Если при вращении в обратном направлении обороты ведомого вала 9 превышают обороты ведущей поЛумуфты l, то вал 9 и кулайковый элемент 8 "обгоняют замкнутые фрнкционными дисками 3 понумуфты 1 и 2.

Кулачковый элемент 8, перемещаясь под . действием пружины 7 по наклонным поверхностям кулачков 10, занимает первоначаль-.. ное положение. При этом золотниковый распределитель 5 также занимает исходное положение и сообщает каналом 19 рабочую полость 14 муфты с магистралью 16 слива, разоб цая ее с магистралью 15 давления.

Муфта выключена.

Формула изобретения

1. Фрикционная-муфта, содержащая ус-. — тановленные в.корпусе на валу ведущую иведомую полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков, сжимаемых поршнем, связанным каналами с золотниковым распределителем, взаимодействующим с подвижным по оси кулачковым элементом; отличающайся.,,;м, что, с целью упрощения конструкции и. довышения на.дежности работы, она снабжена установленной в корпусе на подшипниках полой ступицей с кулачковым венцом на внутренней поверхности, а кулачковый элемектвьптолнен в виде диска с направляющими;

- отверстиями и кулачками на наружной. не-.,: верхности, взаимодействующими с кулач=: . . хами ступицы, при этом ведомая полумуфта жестко закреплена на ней, а вал расположен внутри ступицы и снабжен установленными на его торце параллельно оси направ-; ляющими штифтами, расположенными в отверстиях кулачкового диска.

2. Фрикционная муфта по и. 1, отличающаяся тем, что она снабжена закрепленны ми на золотниковом .распределителе ограничивающим его поворот упором и дисковым поводком, взаимодействующим с куф5 лачковым диском

Источники информации, принятые во вни мание при экспертизе

1. Авторское свидетельство, № 176759, кл, F 16 Р 25/063, 1963.

2, Заявка № 2059776, кл. F 16 Э 25/063.

1975, по которой йринято положительно решение о вйдаче авторского свидетельства.

662764

Ри3 и »

Составите sb И. Я пупов

Техред О. Луговая Корректор Г. Регнетник

Тираж 1138 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор О. Торгашева

Заказ 2674/41

662764

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх