Двойная фрикционная муфта

 

Союз Советских

Соцмалмстнчесиьа

Реслублин

< ц 6639О8 (6t) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.08.76 (21) 2399980/25-27 (Я) М. Кл.

F 16 О 25/О63

ГеаударставнньФ каннтвт сса па делам нзоарвтвннй н открытий (23) Приоритет— (опубликовано 25,05,79, Бкэллетеиь № 19 (53) УЛК

621.825.54 (О88.8) Дата опубликования описания 25.05.79 (72) Авторы изобретении В. Ф. Бялоцкий, Э. П. Выборнов, В. М. Винокуров, Н. Д. Маэалов и С. C. Софдиов (71) Заявитель

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторньп институт (54} ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин.

Известна двойная фрикционная муфта, содержащая установленные в каждой части муфты опорный диск и пакет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, образующим с корпусом полость для рабочей жидкости, связанную с магистралями подачи и слива рабочей жидкости, а также распределитель, располо- тв женный на валу муфты (11.

Жидкость в распределителе подается в гит1равлический цилиндр муфты через дроссельное отверстие малого сечения, Это привсдит к существенному сн енИ давления в гидравлическом 15 цилиндре муфты в случае значительной утечки из него жидкости вследствие износа уплотнительных колец поршня. Из-эа этого муфта может начать пробуксовывать под нагрузкой, что приведет к ее износу. Нарастание давления в силовом цилиндре фрикционной муфты и соответственно включение муфты происходит довольно резко иэ-за несжимаемости жидкости и большой жесткости корпуса и поршня фрикционной муфты.

Цель изобретения — повышение плавности включения фрикционной муфты и обеспечение ее компактности.

Для этого распределитель имеет запрессованную в валу муфты втулку с каналами и обратным клапаном, и золотник, выполненный в виде размещенного внутри втулки штока с осевым дроссельным отверстием и поршня, образующего в валу муфты полость, причем вал муфты нмеет радиальное дроссельное отверстие, через которое упомянутая полость постоянно связана со сливом„ а через обратный клапан — с одним из каналов втулки, связывающим магистраль подачи рабочей жидкости со сливом.На чертеже изображена предлагаемая двойная фрикционная муфта, продольный разрез.

Двойная фрикционйая муфта состоит иэ двух частей. Часть 1 является понижающей ступенью включения, а часть 2 — прямой ступенью включения. Фрикционные диски 3 и 4 этих частей установлены ь общем корпусе 5, закрепленном на валу 6. В корпусе 5 расположены поршни 7 и 8

663908 для сжатия фрикционных дисков 3 и 4 соответственно понижающей и прямой ступеней. Поршни

7 и 8 образуют с корпусом 5 полости 9 и 10 для рабочей жидкости, представляющие собой гидравлические силовые цилиндры, которые служат для

l создания нажимного усилия на поршни фрикционных муфт. В центральном отверсткГIIopIIIHH

7 части 1, являющейся понижающей ступенью, размещен дополнительный поршень 11, нагруженный пружинами 12. Дополнительный поршень 11 16 расположен между упорами 13 и 14,размещенными на основном поршне 7. Назначением дополнительного поршня является обеспечение задержки выключения части 1, являющейся понижающей ступенью, при: переключении на высшую ступень. 3$

Это позволяет исключить разрыв потока мощности при переключении ступени в коробке передач транспортного средства во время его разгона и тем самым повысить комфортабелыюсть езды пассажиров. 26 в

На периферии корпуса 5 расположен клапан

15 для поочередной подачи под давлением рабо.чей жидкости в полости 9 и 10 из канала 16, вы. полненного в корпусе 5. Клапан 15 содержит эо« лотник 17, перемещаемый поводком 18 с"по- М мощью кольца 19 и сообщающий полости 9 и

10 с каналом 16. Канал 16 сообщен с источником 20 давления рабочей жидкости через ма* гистраль 21 подачи рабочей жидкости и распределитель 22, установленный на валу б муфты. ЗО

Распределитель 22 для плавного включния каж-. дой части 1 и 2 содержит золотник 23, вьйолненный в виде поршя со штоком 24. В золотнике распределителя имеется дроссельное отверстие 25, сообщающее гидравлический силовой 3$ цилиндр включаемой части муфты c магистрййо

21. Шток 24 золотника 23 расположен во втул- .; ке 26, зайрессовыщой в вал 6. Во втулке 26 и на валу 6 ймеется канал 27, открываемый штоком 24 золотника при его перемещении и сооб- 40 щающий со сливом магистраль 21 подачи рабочей жидкосп",. Поршень и щток золотника 23 ,образуют на валу 6 муфты полость 28, сообщенную со сливом через дроссельное отверстие 29 малого диаметра. Полость 28 связана также с 45 каналом 27 через обратный клапан 30. Обратный. клапан выполнен в виде пластины, прижатой, к торцу"втулки 26 и закрывающей ее отвер. стие 31. На конце-вала 6 расположена запрессованная в него заглушка 32, являющаяся одно- И временно опорой подшипника этого вала, Между заглушкой и золотником 23 расположена полость 33.

При нейтральном положении коробки передач . золотник 17 клапана 15 находится в среднем положении, показанном на чертеже, благодаря чему полости 9 и 10 муфты сообщены со сливом. Золотник 23 распределителя 22 расположен в край нем левом положении.

Для включения в коробке передач части l понижающей ступени золотник 17 перемещают поводком 18 влево, сообщая полости 9 части 1 фрнкционной муфты с каналом 16. Давление в полости 33 падает до незначительной величины, и тогда золотник 23 под действием давления, действующего на торец штока 24, перемещается вправо, вытесняя жидкость из полости 33 по каналу

«6 в полость 9.

При смещении золотника 23 вправо открывается канал 27, и ыщкость из магистрали 21 через отверстие 31 и обратный клапан 30 поступает в полость 28, оказывая дополнительное усилие на золотник в стброну его перемещения. После того как золотник 28 сместится вправо до упора в заглушку 32, дальнейшее заполнение. полос- . ти 9 части 1 муфты происходит через отверстие

25. Под давлением жидкости, поступившей в полость 9, поршень 7 вместе с дополнительным поршнем 11 перемещается влево, сжимая фрикционные диски 3. После сжатия фрикционных дисков в дальнейшем перемещается только дополнительный поршень 1 1, сжимающий пружины

12. Во время перемещения дополнительного поршня 11 давление рабочей жидкости в полости 9 возрастает и муфта 1 начинает передавать крутящий момент. Затем дополнительный поршень упирается в упор 14, расположенный на основном поршне 7, и давление рабочей жидкости в полости 9 поднимается до величины, достаточйой для уравнивания скоростей вращения фрикционных дисков 3 и 4. При этом давление в полости ЗЗ становится почти равным давлению в магистрали 21. Давление же в магистрали 21 в это время понижается, благодаря сливу жидкости из нее через канал 27, имеющий широкие проходные сеченйя, Причем в полости 28, подключенйой через отверстие 31 к средней части канала 27, давление:будет меньше давления в магистрали 21 и в полости 33. Вследствие этого золотник 23 под давлением жидкости в полости 33 начинает перемещаться от заглушки 32 влево. При этом обратный клапан 30 закрывается и жидкость иэ полости 28 выдавливается на слив через дроссельное отверстие 29 малого дИаметуа. Благодаря этому золотник 23 перемещается влево сравнительно медленно. В это время в магистрали

21 и полости 9 сохраняется пониженное давление рабочей жидкости, обеспечивающее плавное включение муфты. Затем шток 24 перекрывает канал 27, слив жидкости из мап.страли 21 прекращается и давление в полости 9 поднимается до величины, обеспечивающей надежное удерЖание части 1 муфты so включенном состоянии.

При переключении с понижающей ступени на прямую включается часть 2 муфты, а часть 1 выключается. Для этого золотник 17 клапана 15 перемещается поводком 18 вправо, сообщая по663908 Ь

Под действием давления в полости 33 золотник

23 начинает перемещаться влево. Причем обратный клапан 30 тогда закрывается, а жидкость нз полости 28 выдавливается на слив через дроссельное отверстие 29 малого диаметра. Благодаря этому перемещение золотника 23 влево происходит сравнительно медленно. и- За время перемещения золотника влево, пока не закроется канал 27, в магистрали 21 и со1в ответственно B полости 10 сохраняется пониженное давление, обеспечивающее плавное включение муфты. Ка.-. только шток 24 перекроет канал 27, слив жидкости из магистрали 21 прекратится,и давление в ней поднимется до номинальной величины. лость 10 части 2 с каналом 16, а полость 9 ча ти 1 -- со сливом через дроссельную щель, обра зованную в корпусе клапана 15 пояском, выйол ненным на золотнике 17. За время заполнения полости 10, пока часть 2 еще не передает крутя щий момент, часть 1 остается замкнутой. В это время необходимое давление в ее полости 9 сохраняется за счет нажатия дополнительного nope ня 11 пружинами 12 на жидкость, заключенную р полости 9. Это давление распространяется по полости 9, в том числе на поршень 7, удерживая

его в левом положении. Затем, когда давление в полости 10 уже поднимается до необходимой величины, дополнительный поршень 11 дойдет до упора 13 на основном поршне 7 и отодвинет этот поршень вправо, разомкнув фрикционную муфту 1.

Во время включения части 2 работа распределителя 22 протекает таким же образом: как только золотник 17 клапана 15 переместится 20 вправо поводком 18 и полость 10 части 2 подключится к каналу 16, жидкость из канала 16 под действием центробежных сил поступит в полость 10, а давление жидкости в полости 33 соответственно резко упадет. 25

Тогда золотник 23 распределителя 22 под действием давления в магистрали 21,.действующего на торец штока 24, будет перемещаться вправо до упора в заглушку 32. При этом во время перемещения золотника 23 откроется ка- 30 нал 27, и давление в магистрали 21 понизится, Жидкость, протекающая по каналу 27, постуйит в отверстие 31 во втулке 26, где установится промежуточное давление между магистралью

21 и сливом. Через отверстия 31 и обратный клапан 30 жидкость поступит в полость 28, ока- . зывая дополнительное усилие вправо на золотник 23. Разность давлений в магистрали 21 и полости 33 в это время поддерживается за счет дросселирования потока жидкости в отверстии 4в

25 золотника 23.

После заполнения полости 10 части 2 расход жидкости через отверстие 25 уменьшается и давление по концам золотника 23 выравнивается.

Формула изобретения

Двойная фрикционная муфта, содержащая установленные в каждой части муфты опорный диск и макет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, образующим с корпусом полость для рабочей жиДкости, связанную с магистралями подачи и слива рабочей жидкости, а также распределитель, расположенныи в валу муфты, о т л и ч а ю щ -а я с я тем, что, с целью повышения шгавности включения муфты и обеспечения ее компактности; распределитель имеет зайрессованнуЮ в валу муфты втулку с каналами и обратным клапаном и золотник, выполненный в вида размеЩейного внутри втулки штока с осевым дроссельным отверстием и поршня, образующего в валу муфть1 полость, причем вал муфты имеет радиальное дроссельное отверстие, через которое упомянутая полость постоянно связана со сливом, а через обратный клапан — с "одним из каналов "втулки, связывающих магистраль подачи рабочей жидкости со сливом, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1Р Заявка ФРГ И 1964356, кл. 47 с 25/063, 1971.

663908

Составитель A. Безуглый

Техрел И.Асталош Корректор О.Ковлискаи

Редактор И. Острова

Тираж 1138 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2963/32

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх