Фрикционная муфта

 

ОЛИСАпИЕ

ЙЗОБРЕТЕНИЯ

Сееа Сеаетенмк

Соцюалистнчжмик

Респубпж

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. Евид-ву(22) Заявлено 05.08.76 (23) 2395520/25-2 7 е приеоеиипением заявки Ъя(23) Приоритет(43} Опубликовано 05.11.78.Бюллетень № 41

{45) Дата опубликования описания 051178 (51) М. Кл.

Г 16 З 25/063.Государственный комитет

Совета а4нннстров СССР но делам изрбретеннй н открытий

{53) УДК621 ° 825.54 (088. 8) Э.П.Выборнов, В.Ф. Бялоцкий, О.И.Гиру кий и В.В.Баранов ов

Центральный ордена Трудового Крааногс. Зн научно-исследовательский автомобйдьцьв3. и автомоторный институт (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТД

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для переключения ступеней без разрыва потока мощности в трансмиссии.5

Известна фрикционная муфта, содержащая пакет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, в центральном отверстии которого размещен подпружиненный дополнительный поршень, образующий с основным поршнем и корпусом полость для рабочей жидкости, опорожняемую через кран, расположенный на периферии муфты в ее корпусе и связанный с дополнительйым поршнем, а с другой стороны этого поршня выполнена гидравлическая камера (1) .

Плавность включения этой фрикционной муфты обеспечивается за счет понижения давления рабочей жидкости в полости между поршнями и корпусом, осуществляемого путем ее слива из этой полости через кран во время ypasнивания скоростей вращения фрикционных дисков °

Однако наличие в этой фрикционной муфте двух комплектов пружин, нагружающих поршни, требует повышенного давления рабочей жидкости для включе. ния муфты, что вызывает дополнительные затраты мощности. Кроме того, эта фрикционная муфта имеет значительные радиальные размеры, обусловленные необходимостью разместить указанные пружины.

Целью изобретения является уменьшение радиальных размеров фрикционной муфты и уменьшение затрат мощности на ее включение.

Для достижения этой цели кран установлен в основном поршне.

Такое размещение крана позволяет сделать муфту более компактной и использовать оба поршня для сжатия пакета фрикционных дисков. При этом обеспечивается четкая работа фрикционной муфты, поскольку ход ее дополнительного поршня и поворот крана не зависят от износа фрикционных дисков.

На чертеже показана фрикционная муфта, продольный разрез.

Фрикционная муфта содержит пакет фрикционных дисков 1, сжимаемых основным поршнем 2. Часть фрикционных дисков зацеплена с барабаном 3, закрепленным на валу 4, а другая их часть зацеплена со ступицей 5, соединенной с опорным диском б. В центральном отверстии поршня 2 размещен под631711 пружиненный дополнительный поршень 7, нагруженный пружиной 8. дополнительный поршень образует с оснОвиыМ ПОрш ем и корпусом 9 полость 10 для рабочей жидкости, опорожняемую через кран 11. Этот кран установлен в основном поршне и связан с дополнитель- 5 ным поршнем посредством реечной зубчатой передачи 12. Кран 11 вставлен

s основной поршень со стороны его внутреннего отверстия и удерживается от выпадения наружу за счет того, l0 что наружный диаметр зубьев на его хвостовике выполнен больше диаметра его пробки.

Гидравлическая камера 13 образована ступицей фрикционных дисков и поршнем 7. Эта камера через дроссельное отверстие 14 и канал 15, выполненный в вале 4, сообщена с системой смазки. В ступице же фрикционных дисков выполнено дроссельное отверстие 16 для подачи жидкости на смазку этих дисков.

Полость 10 сообщена с источником

Рабочей жидкости через каналы 17 и 18, выполненные в корпусе 9 муфты и в зале 19, на котором он закреплен. 25

Со сливом эта полость сообщена через отверстие 20 в корпусе муфты и отверстие 21, выполненное в кране. Па основном поршне выполнен упор 22 для дополнительного поршня 7, ограничивающий его перемещение.

При включении фрикционной муфты рабочая жидкость от ее источника под давлением подается по каналам 17 и 18 в полость 10, оказывая давление 85 на поршни 2 и 7, которые перемещаются вправо, прижимая фрикционные диски 1 к опорному диску 6, После сжатия пакета фрикционных дисков 1 давление рабочей жидкости в полости 10 40 поднимается. Однако сначала оно остается ниже номинальной величины, так как в это время происходит слив рабочей жидкости иэ полости 10 через отвеРстие 20 в корпусе муфты и от- 45 верстие 21 в кране 11. Под действием давления в полости 10 дополнительный поршень 7, преодолевая усилие пружины 8, перемещается вправо, оказывая давление на жидкость, заключенную в камере 13. Благодаря тому, что вытеснение жидкости иэ камеры 13 на слив происходит через дроссельные отверстия 14 и 16, дополнительный поршень перемещается постепенно, и за время его перемещения фрикционные диски успевают выравнять свою скорость вращения. В конце хода дополнительный поршень 7 через реечную зубчатую передачу 12 поворачивает кран li, запирая слив рабочей жидкости иэ по- 60 лости 10. Давление в последней повышается до номинальной величины, обеспечивая надежное замыкание фрикционной муфты. Затем дополнительный поршень 7 упирается в упор 22 íà основном поршне 2, увеличивая усилие сжатия фрикционных дисков. Таким образом, усилие сжатия фрикционных дисков увеличивается в три этапа,что обеспечивает плавность включения фрикционной муфты.

При включении фрикционной муфты полость 10 сообщается со сливом через канали 17 и 18, и давление в ней падает. Тогда дополнительный поршень 7 под действием пружины легко перемещается влево, поскольку он уравновешен центробежным давлением жидкости, находящейся по обе его стороны как в полости 10, так и в камере 13, в которую жидкость поступает из системы смазки по каналу 15 и через отверстие 14. При своем перемещении дополнительный поршень поворачивает кран 11, открывая слив жидкости из полости 10 наружу через отверстия 20 и 21, в результате чего происходит полное опорожнение полости 10 ° При этом дополнительный поршень 7 упирается в кран 11 и отодвигает основной поршень 2 влево от фрикционных дисков, размыкая их, вследствие чего фрикционная муфта выключается.

Конструкция фрикционной муфты достаточно компактна и удобна для размещения-ее в гидромеханнческих коробках передач. Ее использование в этих коробках передач обеспечивает необходимую плавность включения их ступеней, что снижает динамические нагрузки в трансмиссии транспортных средств.

Формула изобретения фрикционная муфта, содержащая пакет фрикционных дисков, сжимаемых поршнем, в центральном отверстии которого.размещен подпружиненный дополнительный поршень, образующий с основным поршнем и корпусом полость для рабочей жидкости, опорожняемую через кран, связанный с дополнительным поршнем, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения радиальных размероь муфты и снижения затрат мощности на ее включение, кран установлен в основном поршне;

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Заявка 92177639, кл. F 16 3 25/063

1975, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.

63) 711

Составитель A.Áåçóãëûé

Техред О.Андрейко Корректор Е.Папп

Редактор Н. Вирко

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6317/37 Тираж 1 1 56 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета )министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх