Противообледенительная система летательного аппарата

 

1. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая систему сигнализации, датчик обледенения, датчик температуры с чувствительным элементом и соответствующими преобразователями,, блок формирования команд с распределителем, к выходу которого через контакты подключены нагревательные элементы обогреваемых поверхностей, о тличающаяся тем, что, с целью повьниения безопасности полета и увеличения ресурса системы, в нее цополнительно введены пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов, устройство моделирования процесса нагревания, блок сравнения, у'правляющий триггер и схема совпадения, причем входы устройства моделирования про" цесса нагрева соединены с соответствуюпщми выходами распределителяj выход устройства моделирования соединен с входом блокировки вьиачи комавд распределителя через блок сравнения, другой вход которого через пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов связан с преобразователем датчика температуры, а управляющий триггер подключен одним входом к 'преобразователю датчика обледенения, другим - к одному из выходов.распределителя и своим выходом - ко входу схемы совпадения, другой вход которой соединен с одним из выходов распределителя, а выход *- с одним из входов распределителя.2.Система по п. 1 ,о т л и ч а юю щ а я с я тем, что чувствительный элемент датчика температуры ориентирован параллельно набегающему потоку и встроен в корпус датчика обледенения.3.Система по п.1,0 т л и ч а ющ а я с я тем, что система снабжена устройством сигнализации опасных условий обледенения по температуре-, выполненным В' виде схемы сравнения с сигнальным табло на выходе, один вход которой подключен к преобразователю датчика температуры, а второй к задатчику.4.Система по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что система снабжена .устройством сигнализации условий обледенения по инте'нсивности, содержащим реле времени и вторую схему совпадения, входы которых соединеныс преобразователем датчика обледенения, второй вход схемы совпадения подключен к выходу реле времени, а ее выход - ко второму световому табло.S^Од ОЬсоОдсо00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU 669638,"д) 4 В 64 Р 15/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2435473/40-23 (22) 30.12.76 . (46) 07.10.86. Бюл. В 37 (72) Р.Х.Тенишев, А.Е.Васильев, С.С.Емельянов, Л.Г.Савицкий и В.Н.Бирюков (53) 629. 13. 014. 6 (088. 8) (54) (57) 1. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ

СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая систему сигнализации, датчик обледенения, датчик температуры с чувствительным элементом и соответствующими преобразователями, блок формирования команд с распределителем, к выходу которого через контакты подключены нагревательные элементы обогреваемых поверхностей, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения безопасности полета и увеличения ресурса системы, в нее цополнительно введены пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов, устройство моделирования процесса нагревания, блок сравнения, управляющий триггер и схема совпадения, причем входы устройства моделирования процесса нагрева соединены с соответствующими выходами распределителя; выход устройства моделирования соединен с входом блокировки выдачи команд распределителя через блок сравнения, другой вход которого через пороговое устройство ограничения дли: тельности работы нагревательных элементов связан с преобразователем датчика температуры, а управляющий триггер подключен одним входом к преобразователю датчика обледенения, другим — к одному из выходов распределителя и своим выходом — ко входу схемы совпадения, другой вход которой соединен с одним из выходов распределителя, а выход - с одним из входов распределителя.

2. Система по п.1,о т л и ч а юю щ а я с я тем, что чувствительный элемент датчика температуры ориентирован параллельно набегающему потоку и встроен в корпус датчика обледенения.

3. Система по п.1,о т л и ч а ющ а я с я тем, что система -снабжена устройством сигнализации опасных условий обледенения по температуре, выполненным в виде схемы сравнения с сигнальным табло на выходе, один вход которой подключен к преобраэо" вателю датчика температуры, а второй к задатчику.

4. Система по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что система снабжена .устройством сигнализации условий обледенения по интенсивности, содержащим реле времени и вторую схему совпадения, входы которых соединены с преобразователем датчика обледенения, второй вход схемы совпадения подключен к выходу реле времени, а ее выход — ко второму световому табло.

669638

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к противообледенительным системам с электронагревом летательных аппаратов, например, вертолетов.

Известна противообледенительная система летательного аппарата, содержащая систему сигнализации,, датчик обледенения, датчик температуры с чувствительным элементом и соответствующими преобразователями, блок формирования команд с распределителем, к выходу которого через контакторы подключены нагревательные элементы обогреваемых поверхностей.

Недостатком известной системы является отсутствие корректировки времени нагрева нагревательных устройств в соответствии с их характеристикой, что может приводить к образованию барьерного льда.

Целью изобретения является повышение безопасности полета и увеличение ресурса системы.

Поставленная цель достигается тем, что в систему дополнительно введены пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов, устройство моделирования процесса нагрева, блок сравнения, управляющий триггер и схема совпадения, причем входы устройства моделирования процесса нагрева соединены с соответствующими выходами распределителя, выход устройства моделирования соединен с входом блокировки выдачи команд распределителя через блок сравнения, другой вход которого через пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов связан с преобразователем датчика температуры, а управ.ляющий триггер подключен одним входом к преобразователю датчика обледенения, другим — к одному иэ выходов распределителя и своим выходом— ко входу схемы совпадения, другой вход которой соединен с одним из выходов распределителя, а выход — с .одним иэ входов распределителя. Чувствительный элемент датчика темйературы ориентирован параллельно набегающему потоку и встроен в корпус датчика обледенения. Система снабжена устройством сигнализации опасных условий обледенения по температуре, выполненным в виде схемы сравнения с сигнальным табло на выходе, один

З0, потоку обеспечивает правильный замер

50

5

25 вход которой подключен к преобразователю датчика температуры, а второй— к задатчику. Кроме того, система снабжена устройством сигнализации условий обледенения по интенсивности, содержащим реле времени и вторую схему совпадения, входы которых соединены с преобразователем датчика обледенения, второй вход схемы совпадения подключен к выходу реле .времени, а ее выход — ко второму световому табло.

Наличие устройства моделирования процесса нагрева каждой секции нагревательных элементов обеспечивает работу нагревательных элементов в оптимальном режиме, увеличивает эффективность и ресурс системы.

Введение в систему связанных с распределителем управляющего триггера и схемы совпадения позволяет своевременно автоматически отключать систему после выхода из зоны обледенения, что снижает расход электроэнергии и увеличивает ресурс системы.

Размещение датчика температуры в корпусе датчика обледенения с установкой чувствительного элемента параллельно набегающему обезноженному температур потока, повышает эффективность системы, снижает ее вес, облегчает монтаж.

Введение устройств сигнализации опасных условий обледенения по интенсивности и по температуре повышает безопасность полета;

На чертеже приведена структурная схема противообледенительной системы .

Противообледенительная система содержит датчик 1 обледенения, выход которого соединен с входом преобразователя 2 сигнала обледенения, датI чик 3 температуры, встроенный в корпус датчика 1 обледенения таким образом, что чувствительный элемент датчика температуры ориентирован параллельно набегающему потоку и находится в зоне обезвоженного воздушного потока, выход датчика температуры соединен с преобразователем 4 сигнала температуры.

Блок 5-.формирования команд содержит распределитель 6 и устройство 7, моделирующее время нагрева каждой секции нагревательных элементов, причем, выходы распределителя 6 подклю-. чены к соответствующим входам устрой669638 ства 7 моделирования и к контакторам 8, через которые подается питание к нагревательным элементам 9. Моделирующее устройство 7 может быть аналоговым, например, RC-интегратором, и 5 обеспечивает согласование времени работы распределителя 6 в пределах кажцого цикла включения отдельных групп нагревательных элементов 9.

Выход преобразойателя .2 сигнала обледенения соединен с входом управляющего триггера !О, другой вход триггера !О подключен к выходу распределителя 6. Выход триггера 10 через схему 11 совпадения подключен к одному из входов распределителя 6, а один из выходов распределителя 6 подключен ко второму входу схемы 11 совпадения. Управляющий триггер 10 и схема 11 совпадения обеспечивает автоматическое отключение системы после выхода из зоны обледенения.

Вход блокировки выдачи команд распределителя 6 через блок 12 срав— нения подключен к выходу устройства

7 моделирования . Выход преобразователя 4 сигнала температуры через пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных эле— ментов 13 подключено ко второму входу блока 12 сравнения.

Выход преобразователя 2 сигнала обледенения подключен также к реле 14 времени устройства 15 сигнализации опасных условий обледенения по интен 35 сивности и к одному из входов второй схемы 16 совпадения, к другому входу которого подключен выход реле 14 времени. Выход второй схемы t6 совпадения подключен к световому таб- 40 ло 17.

Выход преобразователя 7 сигнала температуры подключен,к схеме 18 сравнения устройства !9 сигнализации опасных условий обледенения по тем- 45 пературе. Другой вход схемы 18 сравнения соединен с задатчиком 20, а выход — другим сигнальным табло 21.

Противообледенительная система работает следующим образом. 50

При наличии обледенения датчик 1 обледенения выдает сигнал, который принимается и обрабатывается преобразователем 2 сигнала обледенения и подается в блок 5 формирования команд55 на распределитель 6, запуская его для поочередного включения контакторов 8. При включении контакторов электроэнергия подается на нагревав тельные элементы 9, После окончания полного цикла работы всех нагревательных элементов

9 и в случае отсутствия сигнала от датчика 1 обледенения триггер 10 и схема 11 совпадения выдает команду на срабатывание блокировки распределителя 6 и система отключается.

Если в процессе полного цикла от сигнализатора 1 обледенения поступает очередной сигнал, указывающий на нахождение летательного аппарата в условиях обледенения, он обрабатывается управляющим триггером 10 и схемой 11 совпадения и после окончания полного цикла дается управляющий сигнал, нарушающий блокировку с целью продолжения работы распределителя 6. При выходе летательного аппарата из зоны обледенения управляющий триггер 10 и схема 11 обеспечивают через распределитель 6 работу дополнительного цикла нагрева всех секций нагревательных элементов 9 после прекращения подачи сигнала от датчика обледенения, чем обеспечивается полный сброс образовавшегося льда и своевременное автоматическое отключение системы при минимальных энергетических затратах. При этом сигнал от распределения 6 на вход схемы 11. совпадения извещает об окончании полного цикла.

Время включенного состояния контакторов 8 задается в зависимости от температуры окружающей среды, замеряемой датчиком 3 температуры, и тепловых характеристик нагревательных элементов 9. Сигнал от датчика температуры подается на преобразователь 4 сигнала температуры, после чего через устройство моделирования времени нагрева каждой секции нагревательных элементов и блок 12 сравнения подается на распределитель 6, который выдает последовательные команцы на включение нагревателей 9.

При этом с помощью устройства 7 моделирования обеспечивается согласование времени работы распределителя

6 в пределах каждого цикла включения с характеристикой разогрева нагревательных элементов 9.

Пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов 13 обеспечивает отсутствие перегрева лопастей при положительных

Техред И. Попович Корректор О.Луговая

Редактор П,.Горькова

Заказ 5452/1

Тираж 403 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по. делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г . Ужгород, ул. Проектная, 4

5 66963 температурах (например, свыше 5 С) и ограничивает это время при заданных (например, -20, -30 С) отрицательных температурах, так как отсутствует необходимость увеличения времени иэза исчерпания возможности системы по мощности.

В случае попадания летательного аппарата в условия с более низкими, чем расчетные, температурами окружаю- 10 щего воздуха с помощью схемы 18 сравнения устройства 19 выдается на сигнальное табло 21.

Таким образом, наличие устройства, моделирующего по времени процесс 15 нагрева каждой секции нагревательных элементов, обеспечивает работу нагревательных элементов в оптимальном режиме, увеличивает эффективность системы и увеличивает ее ресурс.Вве- 20 дение в систему связанных с распределителем управляющего триггера и схемы совпадения позволяет своевре4 менно автоматически отключить систему после выхода из зоны обледенения, что снижает расход электроэнергии и приводит к увеличению ресурса системы. Пороговое устройство ограничивает время цикла нагрева при данных положительных и отрицательных температурах, что также увеличивает ресурс системы.

Размещение датчика температуры в корпусе датчика обледенения с .установкой чувствительного элемента параллельно набегающему обеэвоженному потоку обеспечивает правильный замер температуры потока, повышает эффективность системы, снижает ее вес„ облегчает монтаж.

Введение устройства сигнализации опасных условий обледенения по интенсивности н по температуре повышает безопасность полета.

Противообледенительная система летательного аппарата Противообледенительная система летательного аппарата Противообледенительная система летательного аппарата Противообледенительная система летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации, в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов, и может быть использовано для удаления и предотвращения образования льда, например, на лопастях несущего и рулевого винтов

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе борьбы с обледенением и защиты от обледенения гондолы двигателя летательного аппарата, система содержит воздухозаборник (2), оборудованный закраиной (3), за которой выполнена трубчатая деталь (4) воздухозаборника, содержащая панель (5) акустической изоляции

Изобретение относится к способу управления абсорбцией влажности в изделии, установленном на летательном аппарате

Изобретение относится к кромке воздухозаборника гондолы турбореактивного двигателя, прикрепленной к задней по потоку секции воздухозаборника и содержащей противообледенительный электронагревательный элемент, а также к соответствующей задней по потоку секции и к гондоле турбореактивного двигателя

Изобретение относится к подаче электричества на электрическое оборудование в двигателе летательного аппарата и/или в окружении
Наверх