Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес

 

О П И С А Н И Е t ai)67 0757

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 04.11.76 (21) 2417604/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.з

F 16H 1/12

Государственный комитет

СССР (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень № 24 (53) УДК 621.831 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.06.79 (72) Авторы изобретения

Л. В. Коростелев и В. Д. Борисов

Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СО СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ осями Колес

tgh (Zt

sin 2 ", cos X cos î,т

„— Z,1g Z,, Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам типа гипоидных.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является зубчатая передача со скрещивающимися осями колес и точечным контактом взаимодействующих зубьев, рабочие поверхности которых в сечениях, перпендикулярных к осям колес, выполнены в виде эвольвент окружностей, а линия зацепления взаимодействующих зубьев представляет собой прямую, составляющую угол с осью винтового относительного движения колес (11.

Недостатками этой передачи являются значительные осевые составляющие усилий в зубчатой паре, в особенности при больших углах наклона продольной винтовой линии зуба, что вызывает необходимость установки упорных подшипников и уменьшает КПД передачи.

Целью изобретения является устранение осевых усилий в передаче и повышение ее

КПД.

Для этого в предлагаемой передаче радиусы r,, основных окружностей поперечных эвольвентных профилей зубьев выполнены переменными и изменяющимися по линейному закону а текущий радиус Rt и полярный угол р продольных линий взаимодействующих зубьев колес выбраны по зависимостям

5 Pt= а,:, Zt ) +ЖдЕ,; ,.„1

10 где i= 1, 2 — индекс шестерни или колесаZ; — расстояние от торцовой плоскости, в которой лежит текущая точка линии зуба, до межосевого перпендикуляра;

15 Х; — угол между осью шестерни или колеса и осью винтового относительного движения передачи; б — угол пересечения линии зацепления с осью винтового относительного движения передачи; а,, — расстояние точки пересечения линии зацепления и межосе25 вого перпендикуляра до оси соответствующего колеса, причем в формуле для R; знак плюс — для шестерни, а знак минус — для колеса.

На фиг. 1 изображена предлагаемая передача, плоскость чертежа параллельна (670757 осям колес; на фиг. 2 — скрещивающиеся оси колес, ось их винтового относительного движения и прямая линия зацепления передачи, причем плоскость чертежа параллельна последним двум прямым; на фиг. 5

3 — вид по стрелке А на фиг. 1, плоскость чертежа которого перпендикулярна оси шестерни (показаны торцовый эвольвентный профиль шестерни, проекция ее продольной линии и проекция линии зацепления, причем парное колесо условно не показано); на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 1, плоскость чертежа перпендикулярна к оси колеса (показаны поперечный эвольвентный профиль зуба колеса вместе 15 с его основной окружностью, проекция продольной линии зуба и линии зацепления, причем шестерня условно не показана).

Передача содержит зацепляющиеся шестерню 1 и колесо 2, оси 3 и 4 которых скрещиваются под углом Z и удалены друг от друга на кратчайшее расстояние а„. Межосевой перпендикуляр 5 показан на фиг. 2, 3 и 4. Ось 6 винтового относительного движения (см. фиг. 1 — 3) составляет с осями

3 и 4 колес углы Z и Z2 и удалена от них на кратчайшее расстояние а и аг (см, фиг.

2 и 3). При этом выполняются равенства

Х i+Zan= Z и а + аг= а„.

Поперечные профили зубьев в сечении плоскостями Т вЂ” Т, и Тг — T2, перпендикулярными к осям 3 и 4 колес 1 и 2, очерчены эвольвентами 7 и 8 основных окружностей радиусов lb, и Ib,, которые изменяются по линейному закону rb =Z;tgZ;. 35

В точке касания К поверхностей зу.бьев общая нормаль к поверхностям зубьев в этой точке параллельна межосевому перпендикуляру 5. Общая нормаль пересекает под прямым углом ось 6 винтового относи- 40 тельного движения, например, в точке К.

Таким образом, такая совокупность контактных нормалей, например нормалей 9, 10 и 11 (см. фиг. 1 и 2), удовлетворяющих условию отсутствия осевых составляющих 45 усилия в зубчатой паре, образует плоскость

Q (см. фиг. 1 и 2), проходящую через межосевой перпендикуляр 5 и ось винтового относительного движения колес.

Для образования передачи с нулевой 50 составляющей усилия можно взять в плоскости Q линию зацепления 12, пересекающую ось 6 винтового относительного дви>кения под углом 6 и межосевой перпендикуляр 5 в точке О. Расстояние от точки О до 55 оси 3 на фиг. 2 обозначено через а о, а до оси 4 — через аго.

Текущий радиус Я; и полярный угол р; продольных линий 13 и 14 взаимодействующих зубьев выбраны по зависимостям 60, 1 р,= 1п

b i Z

sin Х> cos X> cos б

Продольные линии 13 и 14 зубьев лежат на гиперболоидах вращения 15 и 16 (см. фиг. 1).

По этим зависимостям рассчитываются

Кь, > Кь> Ri=OA> Юг= ОгК (см. фиг. 3> 4), а также углы ср и дарг для текущих точек продольных линий зубьев 13 и 14 шестерни 1 и колеса 2. В качестве примера на фиг.

1 — 4 взята передача со следующими характеристиками зацепления: угол скрещивания осей Z=90, кратчайшее межосевое расстояние а =50 мм, передаточное число и=2.

Как видно из построений, прямая и — и является общей нормалью к поперечным эвольвентным профилям 7 и 8 (см. фиг. 3 и 4) и к продольным линиям зубьев 13 и 14 (см. фиг. 2, 3, 4). Следовательно, и — и является общей нормалью к поверхностям зубьев в точке их касания К, и поскольку она параллельна межосевому перпендикуляру 5, то осевая составляющая усилия в этой точке К равна нулю. Аналогичные рассуждения справедливы для любых точек на линии зацепления 12.

Изобретение позволяет исключить осевые усилия в зубчатой паре, устранить необходимость установки упорных подшипников и за счет этого повысить КПД зубчатой передачи со скрещивающими осями колес.

Формула изобретения

Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес и точечным контактом взаимодействующих зубьев, рабочие поверхности которых в сечениях, перпендикулярных к осям колес, выполнены в виде эвольвент окружностей, а линия зацепления взаимодействующих зубьев представляет собой прямую, составляющую угол с осью винтового относительного движения колес, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью устранения осевых усилий в передаче и повышения КПД, радиусы rb основных окружностей поперечных эвольвентных профилей зубьев выполнены переменными и изменяющимися по линейному закону

r„,. — Zqtg Zqq, а текущий радиус Я, и полярный угол р; продольных линий взаимодействующих зубьев выбраны по зависимостям а;,-1 Zi +Z;tg Z, р, =-- 1п

tg

SlO Х COS X COS 0 где i=1,2 — индекс шестерни и колеса;

Z; — расстояние от торцовой плоскости, в которой лежит текущая точка линии зуба, до межосевого перпендикуляра;

670757

Щг. 3

Рыг 7

Рыг г

Составитель Э. Барановский

Техред А. Камышникова

Редактор О. 10ркова

Корректор А. Степанова

Заказ 1532 10 Изд. № 414 Тираж 1139

ЦНИИПИ НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Х; — угол между осью шестерни или колеса и осью винтового относительного движения;

-6 — угол гересечения линии зацепления с осью винтового относительного движения передачи;

at — расстояние точки пересечео ния линии зацепления и межосевого перпендикуляра до оси соответствующего колеса, причем в формуле для R, знак плюс — для шестерни, а знак

5 минус — для колеса.

Источники информации, принятые во внимание прп экспертизе

1. Литвин Ф. Л. Теория зубчатых зацеплений. М., «Наука», 1968, с. 374.

Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх