Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин

 

СОюз Соа8тскнх

Социалистических

Республнк (б 1 ) Дополнительное к авт. свил-ву И 604089

{51) М. К.

Н 02 K 15/04 (22) Заявлено 09.03.76 {2l) 2331578/07 с приСоедииением заявки №

Ганударвтванны1 ннинтнт

СССР нн далем нэабретеннй и аткриткй (23) Приоритет—

Опубликовано 25.№79. Бюллетень № 27 (53) УДК

621.318.44 (088.8) Дата опубликования описания 25.07.79 (72) Авторы изобретения

Г. С. Балыко и Н. С. Бубела (7l) Заявитель (54) СТАНОК ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ЛЕНТОЧНОЙ КОРПУСНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

НА ПОЛЮСНЫЕ КАТУШКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение отйосится к технологическому оборудованию для йзготовления электрических машин и может быть использовано в электромашиностроительной промьппленности, Известен станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки элект рических машин, содержащий станину, разъемный обмотчик, установленный в корпусе и несущий бобины с изоляционной лентой, механизм для фиксации и поворота обматьгваемой катушки и консольно-поворотный кран, на консили т© которого с возможностью вертикального йеремещения и,поворота вокруг оси колонны консольного крана установлен корпус с размещенной в нем частью разъемного обмотчика.

Однако в известном устройстве отсутствует механизм автоматического переключения нневмопривода, на штоке которого установлена опора для фиксации обматываемой катушки.

При подходе опоры к обмотчику оператор вручную переключает пневмопривод на опускание- подъем опоры.

Такое конструктивное выполнение не обеспечивает высокой производительности.

Целью изобретения является повышение про. изводительности при изготовлении катушек.

Это достигается тем, что станок содержит . механизм для автоматическогб управления нневмоприводом опор, выполненный в виде двух рычагов, один из которых двуплечий, несущих на своих концах ролики; расположенные в одной плоскости, соединенных между собой тягой, установленной на свободном конце двуплечего рычага, и расположенных на поворот- ном столе по обе стороны от опоры, и подпружиненного упора, установленного на станине, а количество роликов на каждом" рычаге равно трем.

На фиг. 1 изображен предлагаемый =тапок, общий вид; на фиг; 2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1, на фиг.4сечение  — В на фиг. 1; на фиг. 5 — механизм переключения пневматических цилиндров в момент остановки поворотного стола (шток одного из пневмоцилиндров опущен, и в этот момент необходимо осуществить реверс поворотного стола в обратном направлении); на

Рычаг с Псмошью тяг 46 соелинен с рычв1 гами 47, которые установлены на промежуточных осях 48, закрепленных иа стойках 49. На нижней плоскости инты закреплены, выполнеинь е по форме изолируемой катушки, ðñìкя 50 и копир 51, по граням 52 и 53 которого скользят две пары роликов 54, установлен. ных на осях 55 в корпусах 56,оси 57 которых установлены в станине станка с возможностью поворота вокруг своей оси. На нижней части титы с возможностью поворота закрепI ..

I лены корпуса 58, в которых установлены катка 59 на осях 60, На упорах 61 закреплены зубчатые секторы 62, находящиеся в зацеплении с рейками 63, которые установлены в станине. Торцы 1зеек входят в контакт с юршнями 64 пиевмо цилиндров 65.

Привод 1товоротного стола и шестерни обмотчика состойт из электродвигателя, который ременной передачей 66 соединен со шкивом 67 редуктора 68. Шкив редуктора соединен также ременной передачей 69 с приводной шестерней

70 обмотчнка.

На выходном валу 71 редуктора установлю. ны шестерня 72 и на опорах качения корпус

73, в котором установлены находящиеся в зацеплении между собой и с приводной шестерней редуктора шестерни 74 — 77. Шестерня 77 связана с рейкой 50 поворотного стола Корпус 73 имеет на одном конце выстут, в котором ла оси 78 закреплен шток 79 пневмоцилиндра 80.

В верхней части станины закреплен крон-! .штейн 81 ролика 82, установленного с возможностью вращения., Консольно-поворотный кран содержит колонку 83, s которой с возможностью поворота, установлена консоль 84, несущая поворачивающуюся стрелу 85 с приводом 86, грузозахватный механизм 87 и кронштейн 88, на котором расположен пульт 89 управления краном.

Станок работает следующим образом.

Перед намоткой верхний разъемный корпус обмотчика 2 фиксирует механизм 5 со станиной 1; нижняя полущестерня 10 зафиксирована механизмом 4 таким образом, что шток 25 пневмоцйлйндра 24 входит под действием пружины 26 в отверстие нижней полушестерни; нижняя йолушестери» 10 соединена с верхней полушестерней 16, часть 13 разъемного обмотчике совместно с верхней полушестерней опу-щена вий пневмоцилиндром 22, верхняя полушестерня 16 зафиксирована штоком 20 пневмоцилиндра 19 таким образом, что выступ на конце штока входит во впадину зубьев полушестер1 ни, предотвращая вращение шестерни; изолируемая катушка не установлена на поддерживающий ролик 82 и опоры поворотного стола 3; стрела 85 консольно-поворотного крана 6 отвд !

675542

3 фиг. 6 — сечение Г-Г на фиг. 1; на фиг. 7

"сечение Д вЂ” Д нл фиг. 1. . Станок состоит из станины 1, разъемного обмотчика 2, поворотного стола 3, механнзма 4 фиксации нижней полушестерни обмотки 5 механизма фиксации верхнего разъемного корпу са со.станиной, консольно-поворотного крана 6, цривода 7 станка В верхней части станины на опорных роликах 8 и полукольце 9, закрепленном на станине, установлена полушестерня 10 1о ,обмотчика с бобинами 11 для рулонов изоляционной ленты. В верхнем разъемном корпусе обмотчнка, закрепленном на консоли консольно-поворотного крайа, установлена на направ ляющих колонках 12 часть 13 разъемного обмот- 15

- --чика, в которой на опорных роликах 14 и sepxнем полукольце 15 размещена верхняя нолушестерня 16 с бобинами для изоляционной ленты.

Иа стыкуемых поверхностях верхней полушестерни закреплены фиксаторы 17, входящие в 20 соответствующие гнезда 18 нижней полушестернн. Механизм фиксации верхней полушестерни во время подъема-опускания части разъемного обмотчика состоит иэ одностороннего пневмоцилиндра 19, пгтока 20, имеющего на одном 25 конце выступ по форме впадйны зубьев полущестерни, пружины 21. Для подъема-опускания верхнего разъемною корпуса обмотчика служит пневмоцилиндр 22, закрепленный в кор- пусе, шток 23 которого соединен с частью кор- зО

tiyca разъемного обмотчика Механизм фиксации нижней полушестерни, расположенной в станине, содержит односторонний пневмоцилиндр 24, шток

25 которого под действием пружины 26 взаимодействует с отверстием в нижней .iio eci epие. З5

Механизм фиксации верхнего разъемного корпуса обмотчика со станиной выполнен в виде планки 27, закрепленной на станине, и имею. щей Т-образный паз, ъ котором расположен хвостовик 28 верхнего раз емногЬ корпуса об- 40 мотчика, пневмоцилиндра 29, цгток 30 которого служит фиксатором.

Поворотный стол станка состоит из плиты

31, на верхней плоскости которой установлены пневмоцнлиндры 32 с трубопроводами 33, 34 45 для подвода сжатого воздуха.

На верхней плоскости плнтй закреплены также горизонтальные полки 35 н 36 и кожух

37, внутри которого установлена распределительная коробка 38 дпя подводящих трубок со сжатым воздухом для пневмоцилиндров.

К коробке подведен также гибкий рукав 39, второй конец которого закреплен на установленном на опорах качения 40 стакане 41. Стакан трубой соединен с магистралью сжатого soapyxa. На горизонтальных полках расположены пиевмокраиы управления 42, на осях 43 которых закреплены рычаги 44, несущие на концах по три ролика,45.

После расфиксации верхнего разъемного корпуса обмотчика со станиной и подъема части разъемного обмотчика верхняя разъемная часть обмотчика, закрепленная на консоли 84 консольно-поворотного крана б, отводится a стороt5

675542 дена в сторону от станка: привод станка вьйслючен; сжатык возцух кз пневмомагкстралй-подведен к поворотному столу, пневмоцилиндрам

65 и 80, а также х системе управления станком

Прк нажатии ка кнопку пульта управления станком часть 13 разъемного обмотчика поднимается вверх совместно с верхней полушестерней

16 пневмоприводом 22 по направляющим колонкам 12; шток 30 под действием сжатого воздуха опускается вниз и между хвостовиком 28 верхнего раз" емного корпуса обмотчика и планкой 27 образуется зазор, поэволяющик свободно проходить хвостовику по Т-образному пазу планки 27. б

После расфиксании обе нолушестеркк могут свободно вращаться как единое целое от привода станка.

В таком положении механизмов станок, под. готовлен к наложейию изоляции Йа катушку.

Зля этого нажимают кнопку на пульте управления станком, при этом включается электродвигатель, котор. тй через ременную передачу бб, шкив 67 приводит во вращение выходной вал 71 редуктора 68 и шестерни 72, 74, 75, 76 и 77. Шестерня 77, зацекляясь с рейкой 50 поворотного стола, перемещает его по плос-

/ кости станины станка на катках 59, которые поворачиваются на осях 60 корпуса 58.

Шестерня 77 постоянно прижимается с определенным усилием к рейке 50 с помощью дневмоцилиндра &О, цтток 79 которого через ось 78 соединен с корпусом 73. ну вокруг оси поворота колонны 83, при этом освобождается зона для свободной установки

20 катушки на опоры и поддерживающий ролик 82 с помощью стрелы 85 и грузозахватного механизма 87.

Установка изолируемой катушки на опоры про-25 изводится следующим образом.

Кронцтгейном 88 подводят стрелу 85 к стоппе катушек и, нажимая соответствующую кнопку на пульте 89 управления краном, опускают приводом 86 грузозахватный механизм 87, иа

30 который предварительно надеты специальные стропы, на катушку. Нажимая кнопку на нуль. те управления краном катушку поднимают иа высоту, позволяющую катушке свободно цроходить над верхними точками опор, после че35 го стрелой 85 катушка подводится к станку и опускается на опоры и поддерживающий ролик

82.

После снятия строп с катушки грузозахватный механизм 87 поднимается вверх и стрела отводится в сторону, при этом консоль 84 совместно с верхним разъемным корпусом обмотчика, поворачиваясь вокруг оси колонны 83, входит хвостовиком 28 в Т-образйый паз нлен40

55,при подаче сжатого воздуха в полость пневмоцнлиндра 19, а также расфиксация нижней полушестерни 10 при подаче сжатого воздуха в пневмоцилиндр 24, при этом шток 25 выходит из отверстия в нижней полушестерне. ки 27.

Установив хвостовик 28 напротив штока 30, нажимают кнопку на пульте управлениМ, при этом под действием .сжатого воздуха шюк 30 сначала фиксирует верхний разъемный корпус обмотчкка со станиной 1, а затем пневмоприводом 22 часть 13 разъемного обмотчика опускается вниз, при этом происходит соединение двух полушестерен 10 и 16 и расфиксация верхней полушестерни 16 путем подъема штока 20

Траектория перемещения поворотного стола совместно с изолируемой катушкой.обеспечивается направляющим копиром 5!, выполненным по форме наружного контура изолируемой катушки.

При перемещении поворотного стола ролики

54 катятся по направляющим поверхностям 52 и 53 копира 5? на осях 55, На криволииейньи участках копнра корпус

56 поворачивается вокруг своей оси 57, обеспечивая самоустаиовку роликов 54 на направляющих поверхностях койира 51, чем обеспечивается устойчивость движения поворотного стола

Одновременно е перемещением поворотного стола вращение от электродвигатели через ременную передачу 69 передается на приводйую шестерню 70 шестерни обмотчика. При вращении шестерни обмотчика предварительно установленная в бобинах 11 изоляционная лента заправляется на изолируемой катушке, и прн вращении шестерки обмотчика и перемещении по,воротного стола происходит наложение изоляционной ленты с определенным шагом. При подходе определенного участка катушки к зоне обмотчика оператор на ходу устанавливает изоляционную прокладку на поверхность катушки, свободную от опоры, с последующим креп лением ее изолятцйонными лентами, сходящими с бобин обмотчика станка.

При перемещении поворотного стола влево (см. фиг. 4} боковой ролик рычага 47 свободно проходит упор 61 и центральный ролик 45 рычага 47 наталкивается на упор 61, удерживаемый в среднем положении сжатым воздухом через поршни 64, рейку 67 и сектор 62. Упор

61 поворачивает рычаг 47 на определенный угол до жесткого ограничения. Рычаг 47 через тягу 46 поворачивает рычаг 44 к ось 43 с распределительным золотником пневматического крана управления 42. Через золотник нижняя

675542

7 8 полость цилиндра соединяется с атмосферой, а кого крана управления 42 на подъем штока верхняя штоковая полость с давлением и шток лневмоцилиндра. пневмоцилиндра совместно с головкой переме- После наложения заданного количества слошается в нижнее положение. При дальшейшем ев изоляционной ленты на катушку станок осперемещении поворотного стола рычаг 47, пре- танавливают.

Для снятия изолированной катушки со станлиндре, отк о я

65 отклоняет рычаг 61 до полного llpo- ка необходимо разъединить верхний разъемный хода центрального ролика 45 рычага 47. После корпус обмотчика 2 со станиной 1 и отвести прохода ролика 45 рычаг 61 поршнем 64 воз- его в сторону. Для этого при нажатии кнопки и днов среднее положение. По- 1о на пульте управленйя станка штоковая полость воротный стол с опущенным шток м о щенным штоком пневмо- пневмоцилиндра 24 соединяется с атмосферой цилиндра проходит под о мо к под обмотчиком. Изолируе- и шток 25 под действием пружины 26 движетмая катушка, удерживаемая головками других ся-до соприкосновения с торцом полушестерни 10 или 16. Так как при выключении станпневмоцилиндров, совместно с поворотным столом перемешается через зону мотки. ну обмотки. В зоне i5 ка разъемные полушестерни 10 и 16 останооомотчика изолируемая icàãðøñà агрш. а перемещается внлись в неопределенном положении центропо поддерживающему рол у. р лику При перемещении вочным отверстием по отношению к штоку поворотного стола центральный ролик и ролик 45 рыча- 25, то дальнейший цикл по разъему верхнего на 44 входит в сопрйкосновение с упором с упором 61. разъемного корпуса обмотчика 2 со станиной .Рычаг 44 поворачивается на определейный угол 20 1 произойти не может до тех пор, пока не буо жесткого ограничения и через ось 4»pa«la- дет вручную повернута шестерня обмотчика, до жест о е елительиый золотник пневматического При таком повороте шестерни тор ц е штока 25 ет распределительный о е елениый к аиа управления 42. Через золотйик айоковая скользит по торцу шестерни и в опред полость пневмоцилиндра соединяется с атмосфе- момент под действием пружины он входит в рой а нижняя — c давлением и шток совместно 25 отверстие нижней полушестерни 10;

Ф с головкой перемещается s верхнее положение После фиксации нижнеи полушестерни 10«ода" до контакта с катушкой. При повороте рычага ется команда; например, от путевого конечного

44 через тягу 46 поворачивается и рычаг:47, выключателя.на фиксацию верхней половины

П и дальнейшем перемещении поворотного сто- полушестерни, дл

16 я чего штоковая полость

44 и еодолевая сопротивление сжато- 30 ппевмоцилиндра 19 соединяется с атмосферой, ro воздуха в цилиндре 65, отклоняет рычаг 61 шток 220 под деиствием пружины р до полного прохода центрального ролика 45 ры- ся вниз и фиксирует верхшгюю полутпестерню чага 44. После прохода ролика 45 рычаг 61 16 от возможного ее смещения во ареМ« подъе.

13 азъемного обмотпо шнем 64 возвращается в исходное cpeWee ма нли опускания части 3 р положение. Аналогиино описанному при подходе зз чика . После фиксации верхней и нижней полоцилиндра опоры к зоне обмотки, пройсходит вин ше.терни п д о ается команда на подъем части переключение других пневматических цилиндров, 13 разъемного обмотчика цневмоцилиндром установленных на поворотном столе станка. Воз- .22Ä 23 которого связан с частью разъемможность реверсирования поворотного стола ного обмотчика. После подъема части разъем станка с любого промежутэчного положения до- 4о ного обмотчика происходит расфиксация верхстигается тем, что рычаги 44 и 47 механизма «е-:íåãî разъемного корпуса обмотчика со станиреключе лючения пневматических цилиндров опор вы- ной, для чего. шток ЗО под действием сжатого полнены с тремя ролик с т емя роликами. воздуха перемещается вниз и хвостовик

На фиг. 5 схематично показано положение ме- имеет возможность свободно проходить по ханизма переключения пневмоцилиндра, когда м f-образному пазу планки 27.

ычаг 47 упором 61 повернут до жесткого or- Съем катушки происходит аналогично устааничей. я и шток пневмоцилнндра 32 находит- новке катушки .ни . ой ко и спой изоляции на полюссяв ни .нижнем положении. Перед этйм при подхо- ния леиточн р у ашин обеспечи° де к упору рычаг за

61 47 занимал такое положе- ные катушки злектрических м иие, при котором левин ролик рь

ый лик 45 ычага 47 so вает хорошее качество наложения изоляции свободно проходил упор 61. При соприкоснове- разных тицов (сухая и пропитанная в лаках иии цвнтрального ролика . рычага уп

45 . 47 с о- слюдинитовые ленты, стек1юлента, лавсановая и и 61 и дальнейшем повороте рычага 47 до фторопласто пл ), астовая пленка), надежность в ра те жесткого ограничения левый ролик рычага 47 и простоту обслуживая я в эксплуатации. э Жмет положение ПОЗВОляющее ири реверсе 55

Ф

Формула изо рете

«оворотного стола станка упором 61 повернуть

1. Станок для йаложения ленточн и корпуслик ьтчаг 47 в обратном направлении, . р а че ез тягу 46 и рычаг 44 развер- . т ок ной йзоляции на полюсные катушки электриl b распределительный золотник пневматичес- 1

1О единенных между собой тягой, установленной на свободном конце двуплечего рычага, и ðàñположенных на поворотном столе по обе стороны от опоры, и подпружиненного упора, установленного на станине, 2. Станок по п. 1, о т.л и ч.а ю щ и йсятем,,что количество роликов равно трем.

675542 ческих.машин по авт: св. Н 604089, о т л нч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности, станок содержит механизм для управления пневмолриводом опор, выполненный в виде двух рычагов:, один.из которых двуплечий, несущих на своих концах ролики, расположенные в одюй плоскости, соЬ7554 юа

Составитель Г. Александрова

Редактор О. Стенина Техред М. Петко Корректор

Заказ 4325/47 Тираж 856 Подписное

ЦНИЦПИ Государстйенного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин Станок для наложения ленточной корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх