Механизм свободного хода н.п.ефимова

 

Союз Советских

Соцмвлмстммвсимн

Республик (гц678217 (61) Йополиительиое к авт. свил-ву (22) Заявлено 18.02.75 (21) 2105933/25-08 (51) М. Кл

F 16 0 41/06

Гвсударвтвенньй нФмнтвт

СССР нв делам нзвбрвтвннй н вткрытнй (23) Приоритет (Я) +@f< 621.825, .5 (088.8) Дата опубликовании описания 09.08.79 (72) Автор.. изобретения (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА

Н. П. ЕФИМОВА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на автомобилях, тракторах, станках и в других машинах для автоматического соединения и разъединения валов в зависимости от их относительной скорости.

Известны роликовые механизмы свободного 5 хода, содержащие обойму, корпус и заклннивающие элементы в виде эксцентричных роликов, :взаимодействующие с обоймой и с корпусом 111.

В этих механизмах заклинивающие элементы взаимодействуют с обоймой и с корпусом цо „ весьма малой контактной площадке, вследствие чего на них возникают большие новерхностные напряжения. Поэтому эти механизмы имеют низкие нагрузочную способность и долговечность, Известен также механизм свободного хода, содержащий корпус, обойму с радиальными пазами, эаклиннвающие элементы, выполненные в виде сухарей„свободно установленных на пальцах, перемещающихся по радиальным лазам 121. Угол заклинивания в этом механизме должен быть ме- И нее угла трения, вследствие чего рабочие поверхности заклинивающих элементов, обоймы и корпуса этого механизма должны выполняться с вы2 соким классом то шости, а механизм выходит из строя после незначительного износа рабочих поверхностей, Поэтому известный механизм имеет низкие надежность, долговечность и технолоптчно сть.

Целью изобретения является повышение надежности, долговечности и технологичности. . Указанная цель достигается тем,. что паэ на обойме выполнен кольцевым и расположен в торцовой части обоймы, а эаклинивающие элементы выполнены в виде рычага à — образной формы, один конец которого кттиематически связан с корпусом.

На фиг. 1 изображен общий вид механизма (вид с торца); на фиг. 2 — рйзрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Механизм содержит обойму 1, заклинивающие элементы 2, соединенные через серьги 3 с корпусом 4 механизма. За ающне элементы сое- дтнены с корпусом 4 дополнительно через пружины 5.

В торцовой части обоймы 1 выполнен кольцевой паз 6. Обойма 1 может быть выполнена сос-

Фиг.1

Фиг. 2

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4

Ригз

3 тавной, состоящей из наружного 7 и внутреннего

8 ободов, соединенных жестко, например через штифты (на чертеже не показаны). Заклинивающие элементы 2 выполнены в виде рычага à — образной формы и свободно установлены одним

:концом в пазу обоймы.

Заклинивающие элементы 2 могут быль выполнены составными, содержащими вкладыши 9 и

/ ,10. Вкладыши 9 и 10 могут быть выполнены из антифрикционного материала, например из брон- to зы, и соединены с заклинивающими элементами 2.1

Взаимодействующие поверхности заклинивающих элементов 2 и паза 6 обоймы могут быть выполнены цилиндрическими, концентрическими с одинаковым номинальным размером. Внутрен- 15 ;иие поверхности паза 6 и заклинивающих элемен. тов 2 могут быть выполнены коническими. Заклинивающие элементы 2 могут иметь с пазом ,6 обоймы начальный поверхностный, линейный или точечнв и контакт. 30

Работает механизм свободного хода следующим образом. При вращении корпуса 4 против часовой стрелки механизм заклинится, и все его элементы вместе с обоймой 1 вращаются как од. но жесткое звено. Прй вращении корпуса 4 по жсовой стрелке механизм сам расклинится, и корпус 4 может свободно вращаться относительно обоймы 1, При этом заклинивающие элементы

2 перемещаются с помощью пружин 5. Механизм обратим, т.е. ведущим элементом может служить ЗО не корпус 4, а обойма 1.

° В

ЦНИИПИ Заказ 4533/23

Тираж 1139 Подписное

17

В механизме использован дифференциальнорычажиый принцип заклинивания. Поэтому рабочие поверхности его элементов могут быть выполнены по невысокому классу точности (например, по 3-4 классу точности). Механизм не потеряет работоспособности и после значительного износа (например, в 0,5 — 2 мм), что повышает его надежность, долговечность и технологичность.

Формула изобретения

Механизм свободного хода, содержащий корпус, обойму с пазом и заклинивающие элементы, установленные с возможностью относительного перемещения по лазам обоймы,отлич ающий с я тем, что, с целью повышения надежности, долговечности и технологичности механизма, паз обоймы выполнен кольцевым и расположен в торцовой части обоймы, а заклинивающие элементы выполнены в виде рычага à — образной формы, один конец которого кинематически связан с корпусом, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР N 233367, кл. F 17 0 41/07, 1966, 2. Авторское свидетельство СССР N 257233, кл. F 16 0 41/06, 1968.

Механизм свободного хода н.п.ефимова Механизм свободного хода н.п.ефимова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках
Наверх