Регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник

 

1. с (,1ня па ен: но- ты.;нн еокая

ОП E

Союз Советскик

Социалистических

Республик

700726

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.0678 (21) 2623055/25-28 (51}М. Кл.2

F 16 Н 21/20 с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 301179. Бюллетень М 44 (53) УДК 621.837, .2 (088.8) Дата опубликования описания 05.12.79 (72) Автор изобретения

P. В. Амбарцумянц (71) Заявитель

Одес ск ий технологический институт пищевой промышле нностн им. M. В. Ломоносова (54) РЕГУЛИРУЕМЫЯ ШАРНИРНΠ†РЫЧАЖН ЧЕТЫРЕХЗВЕННИК

Изобретение относится к области машиностроения и может быть испопьзовано в различных машинах и механизмах, преимущественно в машинах-автоматах .

Известен шарнирно-рычажный четырехзвенник, содержащий основание, установленный на нем с возможностью поворота ведущий кривошип, ведомое звено с изменяемой длиной и шарнирно соединенный с ними шатун (1).

Недостатком этого устройства является отсутствие воэможности изменять длину выходного звена, а следовательно, и закон его движения во время работы механизма.

Наиболее близким к изобретению является регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник, содержащий основание, установленные на нем с возможностью поворота ведущий кривошип и ведомое звено, и шарнирно соединенный с ними шатун с изменяемой длиной (2).

Недостатком этого устройства также является отсутствие возможности изменения закона движения ведомого звена беэ остановки механизма °

Целью изобретения является обеспечение возможности изменения закона движения веломого звена на ходу.

Для этого предлагаемый четырехзвенник снабжен парой вэаимодействукщих друг с другом конических колес и рыча гом, у ста нов лен ным на ведомом эв ене и взаимодействующим с одним иэ конических колес, шатун выполнен в виде полого цили ндра н ра змеще нного в нем штока, образующих друг с другом винтовую пару, одно нэ конических колес свободно установлено на оси шарнирного соединения ведомого звена с шатуном с возможностью взаимодействия с рычагом, а другое колесо жестко соединено со штоком.

На фиг. 1 изображен предлагаемый регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник; на фиг. 2 — разрез по

А-А на фиг, 1, Регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник содержит основание 1, на котором подвижно посажен входной вал 2, На вал 2 жестко насажен ведущий кривошип 3, образующий вращательное соединение с полым цилиндром 4.

Цилиндр 4 и входящий в него шток 5 совместно образуют винтовой телескопический вал и являются шатуном шарнирного четырехэвенника. Со штоком

5 жестко соединено коническое коле700726 со 6, взаимодействующей с коническим колесом 7, которое свободно установлено на оси 8, шарнирно соединяющей шатун с ведомым звеном 9, установленным на выходном валу 10, образующим подвижное соединение с основанием 1.

На вал 10 подвижно посажен рычаг 11, который при необходимости может прижиматься к цилиндрической поверхности конического колеса 7.

Изменение закона движения выходного вала 10 достигается изменением длины шатуна и происходит следующим образом.

Рычагу ll сообщается вращательное движение от внешнего источника (не показан) до его прижатия к цилиндрической части конического колеса 7.

При этом коническое колесо 7, рычаг

11 и ведомое звено 9 преобразуются в одно жесткое звено и начинают вращаться относительно оси вала 10 с одинаковой угловой скоростью. Поскольку при работе шарнирного четырехзвенника между штоком 5 и ведомым звеном

9 имеется относительное вращательное движение, то коническое колесо

6 начинает обкатываться вокруг конического колеса 7 и вращать шток-5, что приводит к изменению длины шатуна и вследствие этого — к изменению закона движения ведомого звена 9. ЗО

После прекращения воздействия на рычаг 11 он возвращается в исходное положение и освобождает коническое колесо 7, Поскольку во вращательной кинематической паре коническое коле- 35 со 7 — ось 8 силы трения меньше, чем в винтовой передаче цилиндр 4 — шток

5, то при относительном движении штока 5 и ведомого звена 9 коническое колесо 7 свободно вращается на оси

8, а коническое колесо 6 прекращает вращение, и, следовательно, прекра= щается процесс изменения длины шатуна. Поскольку винтовое соединение цилиндр 4 — шток 5 можно сделать самотормозящим, то полученная длина после регулирования остается неизменной, как при больших рабочих скоростях, так и при передаче больших мощностей.

Изобретение позволяет сократить время простоя машин-автоматов при переналадке, Формула изобретения

Регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник, содержащий основание, установленные на нем с возможностью поворота ведущий кривошип и ведомое звено, и шарнирно соединенный с ними шатун с изменяемой длиной, о т л ич а ющ и йс я тем, что, с целью обеспечения возможности изменения закона движения ведомого звена на ходу, механизм снабжен парой взаимодействующих друг с другом конических колес и рычагом, установленным на недомом звене и взаимодействующим с одним из конических колес, шатун выполнен в виде полого цилиндра и размещенного в нем штока, образующих друг с другом винтовую пару, одно иэ конических колес свободно установлено на оси шарнирного соединения ведомого звена с шатуном с возможностью взаимодействия с рычагом, а другое колесо жестко соединено со штоком.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике. М., Наука, 1970, т. 1, с, 329, фиг. 548, 2. Кожевников С. Н. и др. Механизмы. M. Машиностроение, 1976, с. 498, рис. 8. 18 (прото тип).

700 726

А-4

Составитель В. Фадеев

Редактор о. Юркова Техред Н. Бабурка Корректор М.Селехман

Заказ 7361/30 Тираж 1139 П одп ис ное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская, наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник Регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник Регулируемый шарнирно-рычажный четырехзвенник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в нефтехимической и нефтеперерабывающей промышленности, в насосостроении, дозирующей технике для жидких и сыпучих продуктов и др., в качестве кривошипно-ползунных механизмов (КПМ) приводов возвратно-поступательного движения с регулированием величины хода ползуна без остановки механизма

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к устройствам для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и может быть использовано для изменения хода поршня в насосах

Изобретение относится к механизмам с регулируемым ходом звена и может быть использовано в тех отраслях машиностроения, где находят применение кривошипно-шатунные, кривошипно-ползунные и кулисные механизмы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчато-рычажным механизмам с рейкой, и может быть использовано, например, для привода механизмов долбежного станка, стеклоочистителя автомобиля, щеточного очистителя решет зерноочистительных машин, в машинах-автоматах и т.п
Наверх